Консультация «Свойства льда. Лед как состояние воды»
Елена Верховская
Консультация «Свойства льда. Лед как состояние воды»
Свойства льда
Цели: сформировать представления детей о свойствах льда, о том, что лёд – это замёрзшая вода. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода; развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку
Лед – это твердое вещество, находящееся агрегатном состоянии, которому свойственно иметь газообразную или жидкую форму при комнатной температуре. Свойства льда начали изучать сотни лет назад.
Наблюдение за кусочками льда.
— Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).
— На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
— Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).
— Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
— Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
— Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
— Из чего же получается лед? (Из воды).
-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
Опыт «Таяние льда»
– Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
– А если мне лёд нужен летом? (Заморозить воду в морозильнике).
– Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
– Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
– Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
– Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
– Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
– Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
– Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
Наблюдение за кусочками льда.
— Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).
— На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
— Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).
— Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
— Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
— Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
— Из чего же получается лед? (Из воды).
-Да, лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
Конспект НОД «Свойства воды» в младшей группе Конспект Непосредственно — образовательной деятельности образовательная область «познавательно — исследовательская» младшая группа Степанкова.
Конспект НОД «Свойства льда» Управление образованием администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №1 «Елочка».
Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности «Свойства льда» в средней группе Цель: пробудить интерес у детей к исследовательской деятельности. Задачи: Обучающие: — Познакомить детей со свойствами льда (холодный, гладкий,.
Конспект познавательного занятия «Свойства воды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Искорка» города Белово» Конспект открытого занятия.
НОД по познавательному развитию на тему «Свойства воды» НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ. Цель: Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных.
ООД Состояние воды «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» Выполнила: Воспитатель Гамзаева Шейлух г. Дербент 2019 Цели и задачи: Образовательная область: «Познание» — Познакомить.
Проект «Чудесные свойства воды» Исследовательско — творческий проект «Чудесные свойства воды» (средняя группа) Паспорт проекта Вид проекта: средне-срочный (Февраль-март).
Проект «Свойства и состояние воды» Проект на тему «Свойства и состояние воды» Образовательная область: познавательное развитие. Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе «Свойства снега и льда» Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования, расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить.
Экспериментальная деятельность «Свойства льда и снега» с детьми второй младшей группы Экспериментальная деятельность с детьми второй младшей группы Тема «Свойства льда и снега» Воспитатель Аксенова МВ Дети возраст 2-3 года.
Источник
Введение: агрегатное состояние вещества
Агрегатное состояние — состояние какого-либо вещества, имеющее определенные свойства: способность сохранять форму и объем, иметь дальний или ближний порядок и другие. При изменении агрегатного состояния вещества происходит изменение физических свойств, а также плотности, энтропии и свободной энергии.
Как и почему происходят эти удивительные превращения? Чтобы разобраться в этом, вспомним, что все вокруг состоит из атомов и молекул. Атомы и молекулы различных веществ взаимодействуют друг с другом, и именно связь между ними определяет, какое у вещества агрегатное состояние .
Выделяют четыре типа агрегатных веществ:
Кажется, что химия открывает нам свои тайны в этих удивительных превращениях. Однако это не так. Переход из одного агрегатного состояния в другое, а также броуновское движение или диффузия относятся к физическим явлениям, поскольку в этих превращениях не происходит изменений молекул вещества и сохраняется их химический состав.
Газообразное состояние
На молекулярном уровне газ представляет собой хаотически движущиеся, сталкивающиеся со стенками сосуда и между собой молекулы, которые друг с другом практически не взаимодействуют. Поскольку молекулы газа между собой не связаны, то газ заполняет весь предоставленный ему объем, взаимодействуя и изменяя направление только при ударах друг о друга.
К сожалению, невооруженным глазом и даже с помощью светового микроскопа увидеть молекулы газа невозможно. Однако газ можно потрогать. Конечно, если вы просто попробуете ловить молекулы газов, летающие вокруг, в ладони, то у вас ничего не получится. Но наверняка все видели (или делали это сами), как кто-то накачивал воздухом шину автомобиля или велосипеда, и из мягкой и сморщенной она становилась накачанной и упругой. А кажущуюся «невесомость» газов опровергнет опыт, описанный на странице 39 учебника «Химия 7 класс» под редакцией О.С. Габриеляна.
Это происходит потому, что в замкнутый ограниченный объем шины попадает большое количество молекул, которым становится тесно, и они начинают чаще ударяться друг о друга и о стенки шины, а в результате суммарное воздействие миллионов молекул на стенки воспринимается нами как давление.
Но если газ занимает весь предоставленный ему объем, почему тогда он не улетает в космос и не распространяется по всей вселенной, заполняя межзвездное пространство? Значит, что-то все-таки удерживает и ограничивает газы атмосферой планеты?
Совершенно верно. И это — сила земного тяготения. Для того чтобы оторваться от планеты и улететь, молекулам нужно развить скорость, превышающую «скорость убегания» или вторую космическую скорость, а подавляющее большинство молекул движутся значительно медленнее.
Тогда возникает следующий вопрос: почему молекулы газов не падают на землю, а продолжают летать? Оказывается, благодаря солнечной энергии молекулы воздуха имеют солидный запас кинетической энергии, который позволяет им двигаться против сил земного притяжения.
Жидкое состояние
При повышении давления и/или снижении температуры газы можно перевести в жидкое состояние. Еще на заре ХIХ века английскому физику и химику Майклу Фарадею удалось перевести в жидкое состояние хлор и углекислый газ, сжимая их при очень низких температурах. Однако некоторые из газов не поддались ученым в то время, и, как оказалось, дело было не в недостаточном давлении, а в неспособности снизить температуру до необходимого минимума.
Жидкость, в отличие от газа, занимает определенный объем, однако она также принимает форму заполняемого сосуда ниже уровня поверхности. Наглядно жидкость можно представить как круглые бусины или крупу в банке. Молекулы жидкости находятся в тесном взаимодействии друг с другом, однако свободно перемещаются относительно друг друга.
Если на поверхности останется капля воды, через какое-то время она исчезнет. Но мы же помним, что благодаря закону сохранения массы-энергии, ничто не пропадает и не исчезает бесследно. Жидкость испарится, т.е. изменит свое агрегатное состояние на газообразное.
Испарение — это процесс преобразования агрегатного состояния вещества, при котором молекулы, чья кинетическая энергия превышает потенциальную энергию межмолекулярного взаимодействия, поднимаются с поверхности жидкости или твердого тела.
Испарение с поверхности твердых тел называется сублимацией или возгонкой. Наиболее простым способом наблюдать возгонку является использование нафталина для борьбы с молью. Если вы ощущаете запах жидкости или твердого тела, значит происходит испарение. Ведь нос как раз и улавливает ароматные молекулы вещества.
Жидкости окружают человека повсеместно. Свойства жидкостей также знакомы всем — это вязкость, текучесть. Когда заходит разговор о форме жидкости, то многие говорят, что жидкость не имеет определенной формы. Но так происходит только на Земле. Благодаря силе земного притяжения капля воды деформируется.
Однако многие видели как космонавты в условиях невесомости ловят водяные шарики разного размера. В условиях отсутствия гравитации жидкость принимает форму шара. А обеспечивает жидкости шарообразную форму сила поверхностного натяжения. Мыльные пузыри – отличный способ познакомиться с силой поверхностного натяжения на Земле.
Еще одно свойство жидкости — вязкость. Вязкость зависит от давления, химического состава и температуры. Большинство жидкостей подчиняются закону вязкости Ньютона, открытому в ХIХ веке. Однако есть ряд жидкостей с высокой вязкостью, которые при определенных условиях начинают вести себя как твердые тела и не подчиняются закону вязкости Ньютона. Такие растворы называются неньютоновскими жидкостями. Самый простой пример неньютоновской жидкости — взвесь крахмала в воде. Если воздействовать на неньютоновскую жидкость механическими усилиями, жидкость начнет принимать свойства твердых тел и вести себя как твердое тело.
Твёрдое состояние
Если у жидкости, в отличие от газа, молекулы движутся уже не хаотически, а вокруг определенных центров, то в твёрдом агрегатном состоянии вещества атомы и молекулы имеют четкую структуру и похожи на построенных солдат на параде. И благодаря кристаллической решетке твердые вещества занимают определенный объем и имеют постоянную форму.
Между твердыми и жидкими телами существует промежуточная группа аморфных веществ, представители которой с одной стороны за счет высокой вязкости долго сохраняют свою форму, а с другой – частицы в нем строго не упорядочены и находятся в особом конденсированном состоянии. К аморфным веществам относится целый ряд веществ: смола, стекло, янтарь, каучук, полиэтилен, поливинилхлорид, полимеры, сургуч, различные клеи, эбонит и пластмассы. Про аморфные тела подробно можно прочитать на странице 40 учебника «Химия 7 класс» под редакцией О.С. Габриеляна.
При определенных условиях вещества, находящиеся в агрегатном состоянии жидкости, могут переходить в твердое, а твердые тела, наоборот, при нагревании плавиться и переходить в жидкое.
Это происходит потому, что при нагревании увеличивается внутренняя энергия, соответственно молекулы начинают двигаться быстрее, а при достижении температуры плавления кристаллическая решетка начинает разрушаться и изменяется агрегатное состояние вещества. У большинства кристаллических тел объем увеличивается при плавлении, но есть исключения, например – лед, чугун.
В зависимости от вида частиц, образующих кристаллическую решетку твердого тела, выделяют следующую структуру:
У одних веществ изменение агрегатных состояний происходит легко, как, например, у воды, для других веществ нужны особые условия (давление, температура). Но в современной физике ученые выделяют еще одно независимое состояние вещества — плазма.
Плазма — ионизированный газ с одинаковой плотностью как положительных, так и отрицательных зарядов. В живой природе плазма есть на солнце, или при вспышке молнии. Северное сияние и даже привычный нам костер, согревающий своим теплом во время вылазки на природу, также относится к плазме.
Искусственно созданная плазма добавляет яркости любому городу. Огни неоновой рекламы — это всего лишь низкотемпературная плазма в стеклянных трубках. Привычные нам лампы дневного света тоже заполнены плазмой.
Плазму делят на низкотемпературную — со степенью ионизации около 1% и температурой до 100 тысяч градусов, и высокотемпературную — ионизация около 100% и температурой в 100 млн градусов (именно в таком состоянии находится плазма в звездах).
Низкотемпературная плазма в привычных нам лампах дневного света широко применяется в быту.
Высокотемпературная плазма используется в реакциях термоядерного синтеза и ученые не теряют надежду использовать ее в качестве замены атомной энергии, однако контроль в этих реакциях очень сложен. А неконтролируемая термоядерная реакция зарекомендовала себя как оружие колоссальной мощности, когда 12 августа 1953 года СССР испытал термоядерную бомбу.
Для проверки усвоения материала предлагаем небольшой тест.
1. Что не относится к агрегатным состояниям:
Источник