«Опыты со снегом и льдом». Поисково-исследовательская деятельность в средней группе
Ирина Карачевцева
«Опыты со снегом и льдом». Поисково-исследовательская деятельность в средней группе
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый)
3.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать любовь к природе.
Опыт 1.
Знакомство со строением снежинки.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег, поймать их на варежку темного цвета и рассмотреть через лупу. Обратить внимание на то, что все они имеют разное строение.
Дать детям задание подышать на снежинку и рассказать, что с ней случилось.
Опыт 2.
«Снег, какой он?»
Познакомить детей со свойствами снега, рассмотреть хлопья снега через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и легкий. Дети дают описание снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле,блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).
Опыт 3.
«Как получить из снега воду?».
Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Что произошло со снегом? Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Вывод: Снег тает в тепле и превращается в воду. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.
Опыт 4.
«Почему нельзя есть снег?».
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
Опыт 5.
Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, уксуса.
Дети,под строгим присмотром взрослого (т. к. уксус для детей опасен, рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. Также обратить внимание на то, что вода в твердом состоянии увеличивается в размере.
Опыт 6.
Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинка с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают) закапать в снегу.
Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд)
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись.Педагог читает надпись: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Опыт 7.
Изготовление цветных льдинок.
• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору и на подносе ставят на холод.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
Ребята украшают цветными льдинками «хозяина» экологической тропы –Лесовичка.
Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.
Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.
Исследовательская деятельность в детском саду. Опыты с водой Опыты с водой. Изучаем свойства воды Опыт «Волшебная вода» Интересный опыт, который можно предложить детям в возрасте 3 -4 лет. Возьмите.
Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом и льдом» Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом и льдом»Цели: Продолжать формировать представления о снеге и льде, как о разных состояниях.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом и льдом». Старшая группа Цели: Закрепить знания о разнообразных состояниях воды; — формировать реалистическое понимание неживой природы. Ход наблюдения. Воспитатель.
Консультация «Поисково-исследовательская деятельность» «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.
Опыты. Исследовательская деятельность по валеологии Определить реакцию зрачков на различное освещение. Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом.
Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе С помощью занимательных экспериментов мы с детьми знакомимся со свойствами воды, земли, воздуха. Опыты и эксперименты дарят детям массу.
Самообразование «Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты» h3]Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.
«Здравствуй, Зимушка-зима». Конспект НОД по экспериментированию со снегом и льдом во второй младшей группе НОД во 2-й младшей группе по теме «Здравствуй, Зимушка – Зима» — экспериментирование со снегом и льдом. Воспитатель Угайнова А. А. Цель:.
Источник
«Эксперименты со льдом». Конспект занятия с детьми раннего возраста
Людмила Стриканова
«Эксперименты со льдом». Конспект занятия с детьми раннего возраста
ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом.
Автор: Стриканова Л. В.,старший воспитатель Соавтор: Каретникова В. А., воспитатель
*Закрепить знания детей о зиме.
*Закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда (твёрдый,
холодный, скользкий, в тепле тает).
*Познакомить с другими свойствами льда (хрупкий, плавает).
*Побуждать исследовательский интерес, любознательность.
*Знакомить детей со способами обследования: понюхать, потрогать, наблюдать.
*Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. *Формировать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений
сформулировать правила безопасности со льдом.
Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая на прогулках, что с ней происходит на морозе. Знакомятся со свойствами льда.
Материал: Таз с водой, фигурные кусочки льда, молоточки, кораблик изо льда, мелкие игрушки, замороженные во льду, апельсин или яблоко.
Ход деятельности.
Вводная часть. Звон колокольчиков за дверью. Пришла зима, на санках привезла сюрпризы. Дети вслушиваются, идут к двери.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Да, это Зима-волшебница. Здравствуй, Зима!
Зима: Здравствуйте, ребята! Здороваются.
Опыт 1: Вода превращается в лёд.
Зима: Ребята, я принесла вам сюрпризы. Вот смотрите. Открывает.
Что это? Потрогайте. (Вода). Ребята, скажите мне, пожалуйста, Зима какая?
Я — Зима холодная, морозная. Посмотрите, я сейчас подую на воду холодом.
(Берёт воду, дует и превращает её в лёд). Вот вам сюрприз, а мне пора.
Я из снега. У вас здесь тепло, я, кажется, начинаю. таять. До свидания!
Воспитатель: Давайте, поблагодарим Зиму-волшебницу и проводим её!
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что сделала Зима. Зима пришла, холод и мороз принесла, воду заморозила. Рассматривают. Посмотрите. Потрогайте лёд. Дотроньтесь до него рукой. Какой он? Проведите пальчиком. скользит.
Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной
дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему?
Дети: Лёд скользкий.
Воспитатель: Ребята, я видела, что некоторые дети едят лёд. Можно лёд есть?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принесла нам зима? Апельсин. Понюхаем
его. Какой он ароматный! А теперь понюхайте лёд. (у льда нет запаха).
Воспитатель: А что будет, если по льду постучать? Ответы детей.
Воспитатель: Мы сейчас это проверим. Чем мы можем постучать по льду?
Возьмите молоточки, постучите по льду. Что произошло?
Воспитатель: Раскололся, потому что он хрупкий.
Воспитатель: Посмотрим, что ещё Зима нам принесла. Дети разглядывают санки с сюрпризами.
Опыт 2: Фигурные льдинки.
Воспитатель достаёт растаявшие фигурные льдинки.
Воспитатель: Что это? Ребята, посмотрите, что случилось с ледяными фигурками?
Давайте внимательно рассмотрим растаявший лёд. Что вы видите? (вода).
Потрогайте. Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?
Почему ладошки стали мокрыми? Лёд растаял. (Лёд растаял, потому что здесь
Воспитатель: Вода очень холодная, ручки наши замерзли, давайте погреемся.
Игра-песенка Е. Железновой «Мороз»
Сюрприз : Ледяные раскопки.
Воспитатель: Вновь обращает внимание детей на санки, на следующий сюрприз.
Ой, ребята, посмотрите, что Зима натворила. (Во льду заморожены игрушки).
Что же делать? Молоточками расколоть лёд и освободить игрушки.
Предложите детям вызволить игрушки изо льда. Подберите подходящие предметы — маленькие машинки, фигурки животных, а потом заморозьте их в большой форме.
Эксперимент. Лёд плавает
Воспитатель: Посмотрите, что ещё Зима нам принесла. Кораблик! Потрогайте из чего сделан кораблик? Как проверить, может ли он плавать?
На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика — у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.
Дети опускают его в емкость с водой — он плавает.
Рефлексия. Сколько Зима принесла нам сюрпризов!
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил? Что сделала Зима?
/Волшебница-зима превращает воду — в лёд, в тепле лёд тает. /
Людям нужно осторожно обращать со льдом. Объясните, почему?
Игры-эксперименты с водой при ознакомлении детей раннего возраста с неживой природой Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.
Игры-эксперименты с мыльной пеной в группе раннего возраста Игры-эксперименты в группе раннего возраста с нетрадиционным материалом — пена Игра «Сделаем пену» Цель: Уточнить знания о свойствах воды.
Конспект группового занятия с детьми раннего возраста 2–3 лет «Ёжик» Педагог –психолог Девляшкина Оксана Сергеевна. Цели: 1. Создать положительный эмоциональный настрой детей. 2. Способствовать развитию игровой.
Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста «Лошадка» Цель: познакомить детей с лошадкой и ее детенышем. Задачи: Образовательная: — учить внимательно, слушать и понимать стихотворный текст.
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в старшей группе «Эксперименты на прогулке зимой» Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи: • расширять знания.
Конспект занятия по рисованию пальчиками с детьми раннего возраста «Снежинка» Тема: «Снежинка» Программное содержание: продолжать учить детей рисовать пальчиками линии, распределяя их по всему листу. Развивать внимание.
Конспект занятия по рисованию с детьми раннего возраста «Воздушные шары» Цель: обучение детей правильно держать в руке кисточку; рисовать круги; формировать интерес к рисованию. Задачи: -учить детей рисовать.
Конспект-занятия с детьми раннего возраста «Птичка» «ПТИЧКА» Конспектное занятие с детьми раннего возраста. Задачи: развитие понимание и мотивацию речи, вызывать эмоциональный отклик на речь.
Конспект занятия с детьми раннего возраста «Веселый грузовик» Конспект занятия в группе раннего возраста «Веселый грузовик» Цель: знакомство с грузовой машиной, с элементарными правилами дорожного.
Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста. Опыты с водой и льдом » Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Источник