Прогулка «Определение и сравнение свойств льда и снега» (подготовительная группа)
Наталья Лысова
Прогулка «Определение и сравнение свойств льда и снега» (подготовительная группа)
Сравнить свойства снега и льда,найти сходства и различия.
— учить детей видеть различия и сходства в свойствах и внешнем виде зимних явлений.
— развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь.
-воспитывать интерес к познавательной деятельности, бережное отношение к природе.
Палочка, деревянный молоточек, соль.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы догадаетесь о чём мы сегодня с вами будем говорить:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лёд)
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы с вами будем исследовать снег и лёд.
Опыт №1: Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд.
Что вы заметили?
Воспитатель: Правильно, снег можно проткнуть палочкой, а лёд нельзя, не получится. Лёд жёсткий.
Опыт №2: Продолжим сравнивать снег и лёд. Возьмём молоточки и ударим осторожно сначала по льду, а потом по снегу. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
Опыт №3 Положите на ладошку снег, а на другую – кусочек льда. Что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лёд? Какой сделаем вывод?
Правильно, снег тает быстрее, чем лёд.
Опыт №4: Возьмите все по щепотке соли и насыпьте её на лёд, что происходит с ним? В нём образовалось отверстие.
Правильно, если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд тает быстрее, и улицы становятся не такими скользкими.
Конспект НОД по математике «Сравнение предметы по величине в пределах 5» (средняя группа) Математика (средняя группа) План проведения занятия: Программное содержание: 1. Закреплять представления о том, что результат счета не.
Конспект занятия «Свойства снега и льда» Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы. Задачи: 1.
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда» Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Научить решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать.
Конспект занятия «Секреты снега и льда» Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: «Секреты снега и льда» Подготовила: воспитатель.
Открытое занятие по изучению свойств воды «Капли тоже говорят». Вторая младшая группа Образовательные области: «Познание». Раздел программы: экология; ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Капли тоже говорят» Цель.
Постройки из снега и льда с детьми 5–6 лет. Рисование на снегу Снежные постройки — это вид строений, созданных из снега. Применять такие снежные изделия можно для подвижных игр с детьми, для развития.
Конспект НОД для детей средней группы «Сравнение свойств предметов путём опытно-экспериментальной деятельности» Конспект НОД для детей средней группы. Название: Сравнение свойств предметов путём опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:.
Прогулка «Наблюдение за таянием льда и снега» Прогулка. Наблюдение за таянием льда и снега. Цель: формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать.
Прогулка «Насекомые осенью» (подготовительная группа) Тема: Насекомое осенью Цель: обобщить знания детей о насекомых. Задачи по образовательным областям: Познавательное развитие. • Развивать.
Конспект исследовательской ООД для детей подготовительной к школе группы «Северное царство льда и снега» Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы. Доминирующая образовательная область: «Развитие кругозора и познавательно – исследовательской.
Источник
Кусочки льда или снега
Удивительные свойства снега и льда
Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Стоимость участия — 290 руб.
Сейчас зима. Когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Интересно, что любая снежинка всегда имеет 6 лучей.
Чтобы понять, почему снежинка имеет такую форму, посмотрим, как выглядит молекула воды в виде модели. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики). Каждая молекула воды представляет собой треугольник.
Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из таких треугольников.
Этот самый первый кристаллик и есть будущая снежинка. Дальше он растет за счет присоединения новых молекул к кристаллику.
Порядок присоединения новых молекул случайный, но в итоге они выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.
Далее у снежинки начнут расти ответвления. Как именно они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов. Кристаллики присоединяются друг к другу всегда гранью и никогда углом, поэтому луч снежинки всегда будет шестиугольным.
От луча могут отходить ветки, но они всегда будут расти под углом 60° или 120°.
Так должна выглядеть идеальная снежинка. В реальности огромное скопление «веток», которые прирастают в случайном порядке, делает каждую снежинку уникальной.
Вы не задумывались, почему снег белый?
Белый свет состоит из лучей разного цвета, как радуга – от красного до фиолетового. Когда солнечный свет проходит сквозь снежинку, то он частично теряет лучи красного и желтого цвета, они не отражаются, и только лучи голубого, ярко-синего или голубовато-зеленого цвета становятся видимыми. На девяносто пять процентов снег состоит из воздуха, поэтому проходя между кристаллами, свет отражается от их поверхностей, потом рассеивается в воздухе, расположенном между этими кристаллами, и становится белого цвета.
Но цвет снега может измениться от примесей. Понятно, что в городах снег может почернеть от загрязнений. В горах и Арктике часто встречается снег розового или красного цвета. Этот оттенок придают окрашенные водоросли, живущие между кристаллами снега.
Скорость падения снежинок на землю очень мала — она составляет не более 0,9 км/ч. Это происходит потому, что размер хлопьев снега достаточно большой, а вес очень маленький. И лишь немногие из снежинок способны долететь до земной поверхности, многие из них исчезают — тают еще в воздухе.
Внимательно прочитай текст о снежинках, затем проделай опыты и ответь на вопросы. Все ответы и результаты опытов запиши в специальную таблицу.
Опыт 1. Таяние снега.
Возьми на улице немного свежего рыхлого снега и положи его в стакан. Можно попросить у взрослых специальный мерный стакан для продуктов и жидкостей. У многих он есть на кухне. Если такого стакана нет, то можно взять любой, но надо обязательно отметить уровень снега в стакане.
Когда снег полностью растает, отметь уровень воды. Если ты использовал мерный стакан, то определи, насколько изменился объем воды по сравнению с объемом снега. Почему объем воды меньше, чем снега?
Опыт 2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный.
Возьми две пробы снега – чистый ( в парке , в лесу) и грязный – (у дороги и т.д.) если там, где ты живешь, снег чистый ( вам так повезло), то можно искусственно сделать грязный снег – посыпать его поверхность измельченным активированным углем. Надо взять одинаковое количество каждого образца и поставить его таять под настольную лампу. Лампа будет изображать весеннее солнце. Установите, какой снег растает быстрее –чистый или грязный, и объясните почему?
Опыт 3. Насколько загрязнен снег там, где ты живешь?
Возьми одинаковое количество чистого и грязного снега, пусть он растает. Оцени на глаз чистоту и прозрачность получившейся воды, а потом профильтруй каждый образец через фильтровальную бумагу. Видна ли грязь на фильтре? Если есть возможность взвесить на точных весах фильтры до фильтрования и после ( но только когда они полностью высохнут), то можно узнать, сколько грязи и пыли содержится в определенном объеме снега.
Все знают, что вода может быть в трех состояниях – пар (газообразное вещество), жидкость и лед ( твердое вещество).
Все вы видели лед и, наверное, даже грызли сосульки, хотя взрослые это запрещают.
Но у обычного льда есть интересные свойства. Давайте изучим их с помощью простых опытов.
Опыт 4. Превращение воды в лед.
Возьми пластиковый одноразовый стаканчик, налей в него воды до половины, отметь снаружи цветным фломастером уровень воды и поставь замораживаться в холодильник.
Когда вода полностью превратится в лед, достань стаканчик из холодильника и отметь уровень льда. Удивительно, но объем льда больше, чем воды, из которой он получился. Попробуй найти объяснение сам или попроси помочь взрослых.
Опыт 5. Таяние льда с солью.
Налей воду в формочки для печенья или маленькие мисочки и заморозь в холодильнике. Когда образуется лед, достань его из формочек, положи на тарелку широкой частью вниз и сверху посыпь солью. Наблюдай, что происходит. В образующиеся трещинки и углубления можно добавить акварельные краски, и вы увидите фантастические картины.
Опыт 6. Куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
Возьми две чашки горячего чая или просто воды. Одну поставь на лед, другую — под лед. Через некоторое время пальцем или на вкус попробуй, в какой чашке вода остывает быстрее. Попробуй ответить, почему так происходит.
Опыт 7. Чистый лед
Сделай немного соленой и сладкой воды. Заморозь кубики из обычной, соленой и сладкой воды. Когда они полностью превратятся в лед, достань их и расколи каждый кубик льда на половинки. Попробуй каждый кубик на вкус. Какие выводы можно сделать из этого опыта?
Исследование. Таяние льда в разных условиях.
Теперь будем наблюдать, как размораживается лед в различных условиях. Надо заморозить одинаковые кусочки льда или небольшой объем воды в четырех пластиковых стаканчиках. Затем приготовить 4 одинаковые мисочки или тарелки и достать лед из каждого стаканчика. Для этого стаканчики можно на короткое время поставить в горячую воду.
Первый кусочек льда положи в сухую миску, второй в миску, наполненную горячей водой, третий в миску с водой комнатной температуры, а в четвертую миску положи лед, предварительно обернув его кусочком меха, ваты или шерстяной ткани, (можно использовать варежку или шерстяной носок. Наблюдай, как тает лед в каждой миске. Обрати внимание, что лед не тонет, а всплывает на поверхность воды.
Запиши время, которое понадобилось для таяния льда в каждом варианте опыта. Попробуй объяснить полученные результаты.
Как ты думаешь, зависит ли скорость замерзания воды от того, была ли эта вода пресной или соленой?
Проверь это сам – заморозь три образца: 1 — обычная вода, 2 — 1 чайная ложка соли на стакан воды, 3 — 2 столовые ложки соли на стакан воды. Все образцы поставь одновременно в холодильник. Постарайся отметить время, за которое замерзнет каждый образец.
Все ответы запиши в специальную таблицу, сделай фотографии опытов со снегом и с таянием льда в разных условиях. Если ты делал исследование, то опиши его результаты и сделай выводы. Не забудь написать отзыв о конкурсе.
Таблица ответов.
1 | Почему снежинки всегда шестиугольные? |
2 | Представим, что снежинка падает с высоты 3 км. Сколько времени ей понадобится, чтобы долететь до земли? |
3 | Почему снег белый, а лед прозрачный? |
4 | Почему объем воды после таяния снега меньше, чем объем самого снега? |
5 | Многие поэты писали стихи о снеге, о снежинках. Найди такие стихотворения и в ответе напиши то, которое тебе больше всего понравилось. |
6 | Что может произойти, если заморозить воду, налитую в бутылку до самой пробки? |
7 | Какое значение для природы в том, что лед легче воды? |
8 | Для чего при гололеде улицы посыпают солью? |
9 | Раньше, когда не было холодильников, то у людей в погребе для сохранения продуктов могли лежать куски льда, прикрытые, например, опилками. Какой вариант опыта это напоминает? Почему в такой ситуации лед долго не тает? |
10 | Какая вода быстрее превратиться в лед зимой – речная или морская? |
Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.
Анкета.
1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?
2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?
3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?
4. Какие науки вас больше всего интересуют?
5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?
6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?
Источник