Кто снял лед режиссер

Хотелось плакать и просить, чтобы срочно нашли другую актрису: как снимали «Лед»

С самого детства Надя верила в чудеса. Она представляла себе, как выходит на лед под овации и танцует свой самый красивый танец. И вот благодаря вере и упорству Надя становится знаменитой фигуристкой. Но, когда ее мечты о громких победах, красивой жизни и прекрасном принце уже, кажется, готовы исполниться, судьба преподносит ей настоящее испытание. И чтобы его пройти, нужно будет снова, как в детстве, поверить в мечту, ведь, может быть, победа не всегда должна быть громкой, а прекрасный принц необязательно передвигается на белом коне.

С чего все началось?

Идея фильма появилась еще в 2012 году. Правда, с тех пор она претерпела немало изменений. «Когда мы первый раз встретились, речь шла о совершенно другом кино», − рассказывает автор сценария Олег Маловичко. И по его словам, потом родилась идея не просто красивой доброй истории, а мрачной, как сказка братьев Гримм, со злой мачехой, брошенной сиротой, которая убегает из дома, чтобы встретить призрака своей матери.

Главная героиня картины Надя − фигуристка, которая грезит о больших победах и медалях. А именно фигурное катание было выбрано потому, что это очень подходило к идее фильма. «Мы хотели рассказать историю девочки, которая, исполняя мечту погибшей матери, находит себя через препятствия и преграды. И лед оказался очень хорошей метафорой, очень интересной площадкой, на которой все это можно разыграть, − объясняет Маловичко. − Нет ничего равного фигурному катанию, особенно парному, потому что здесь сплавлены и спорт, и музыка, и эротизм, и мужское и женское начала».

Читайте также:  Как носят укороченные джинсы зимой

Кадр из фильма «Лед». Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал «Россия 1», при поддержке Фонда кино

Главным консультантом картины выступила Елена Масленникова, тренер по фигурному катанию и хореограф, которая работает вместе с Ильей Авербухом. «Елена не только консультировала, но и сама ставила номера, сама тренировала наших актеров, привлекала лучших дублеров. Она настоящий профессионал, − рассказывает продюсер Александр Андрющенко. − При этом мы снимали кино художественное. И Елена это понимала, равно как и то, что ее репутация может слегка пострадать. Но она помогла нам внести в фильм специальные, не совсем правдоподобные ходы, которые нужны для истории, а не для спортивной документальной драмы. И она отлично справилась с этой художественной правдой».

Было страшно, с непривычки болели ноги в коньках. Падений я не сильно боялась, но очень хотелось сделать все самостоятельно, и приходилось бороться с самой собой, понять и принять, что это невозможно. Тренером у меня была Катя Гербольд. Она же была моим дублером в фильме. Мы с ней занимались несколько месяцев. Катя мне очень помогла. В итоге я не научилась ни прыгать, ни делать какие-то невероятные кручения, но стала спокойно себя чувствовать на коньках: научилась ехать быстро, ехать назад, даже выполнять какие-то несложные элементы. И должна сказать, что, когда у тебя начинает получаться то, на что ты никогда не рассчитывал, это прекрасные ощущения».

Режиссером картины выступил дебютант в большом кино, но имеющий богатый опыт в съемках видеоклипов Олег Трофим. «Биография Олега Трофима похожа на мою: в свое время он тоже снимал много музыкального видео. В кино у него дебют. Но это и интересно, потому что дебютная энергия − всегда совершенно другая», − отмечает продюсер Федор Бондарчук.

По словам самого Трофима, он думал о музыкальном кино уже давно и на тот момент уже занимался съемками музыкального видео, учился режиссуре в институте, что-то пробовал, но не решался писать сценарий или как-то готовиться − понимал, что для такой сложной формы нужно еще расти и расти, набираться опыта. «Вот еще лет семь я так и ходил вокруг да около, − смеется, − взрослел. В середине 2015-го Михаил Врубель и Александр Андрющенко и предложили мне сценарий. Для меня это был долгожданный дебютный проект в кино − первый фильм, но тот факт, что сценарий был написан с расчетом именно на музыкальную форму, конечно, сильно меня напугал. Я все еще считал, что не готов взяться за такой ответственный проект. Но ребята, кажется, верили в меня сильнее, чем я сам. Они сказали: «Мы тебя поддержим». И поддержали, за что я им очень благодарен. Кино случилось, случилась магия».

Кадр из фильма «Лед». Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал «Россия 1», при поддержке Фонда кино

Поиски Нади Лапшиной

После того как сценарий был почти готов, режиссер найден, начался кастинг, который затянулся на долгие месяцы и продолжался почти до начала съемок. В целом на главные роли было отсмотрено до 500 претендентов.

«Кастинг шел долго, потому что главное для нашей героини − спорт. Ее мечта − это спорт. И дело тут не в сложностях в съемочном процессе, где главные артисты должны кататься на коньках. Дело в том, что профессиональные спортсмены − другие, не такие, как все. У них мотивация другая, юность другая, все другое, − говорит Федор Бондарчук. − Я все время вспоминаю историю из детства. Когда я шел в школу, и не сказать, чтобы торопился, Илзе и Андрис Лиепа уже возвращались с репетиции в Большом. А когда я шел из школы, они уже шли на очередную репетицию. Мы − почти ровесники. Но они − другие. У них характер другой, стремления, воля. И вот эту черту характера, присущую героям нашего фильма, мы и искали в глазах артистов, а вовсе не умение стоять на коньках».

Продюсер Михаил Врубель признается, что Аглаю (Тарасову. — Прим. ред.) искали долго. На роль главной героини рассматривали кандидатуры разных актрис, но все они чем-то не подходили. «А когда вдруг появилась Аглая, это было как гром среди ясного неба, − вспоминает он. − Когда мы ее утвердили, мы и понятия не имели, чья она дочь. Мы знали Аглаю как актрису, которая нам очень понравилась на пробах. А потом, когда выяснилось, что Ксения Раппопорт − ее мама, мы подумали, что снять их вместе будет правильно, логично, даже несмотря на то, что в кадре они друг с другом не встречаются».

Я очень старалась передать ее физику, понимая, что если у человека ноги не ходят, то главными становятся руки. А чтобы мне было проще входить в этот образ, в те дни, когда мы снимали Надю в коляске, Олег Трофим сажал меня в инвалидное кресло и я весь день с него не вставала. Он возил меня везде, например брал на руки и заносил на грим, а я сидела, не шевелясь. Я весь день старалась проживать так, будто я, как и моя героиня, не могу ходить, а не так − сыграла сцену в инвалидном кресле, встала с него и пошла за кофе.

Милоша Биковича утвердили сразу после проб, при этом тренера Шаталину, по словам Олега Трофима, «рожали» долго. Но, когда возникла идея пригласить Марию Аронову, ни у кого не возникло никаких сомнений: все сразу поняли − это она. «И традиционно у нас в фильм вошли наши «талисманы» − Ян Цапник и Ксения Лаврова-Глинка. По ним даже обсуждений не было», − добавляет Александр Андрющенко. «Все артисты − это наша команда, наши талисманы. Ян Цапник, Ксения Раппопорт, Милош Бикович, Мария Аронова − великая русская актриса. Это все наши артисты. И так радостно наблюдать, что вокруг студии организуется свой микрокосмос», − признается Федор Бондарчук.

Кадр из фильма «Лед». Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал «Россия 1», при поддержке Фонда кино

А вот с Александром Петровым связана интересная история: он появился внезапно, буквально из ниоткуда, когда до начала съемок оставались считаные дни, говорит режиссер. «Я даже понятия не имел, насколько он популярен. Но на пробах Петров просто, как звезда, взорвался, и персонаж Саши именно в его лице, в его руках обрел какую-то особенную уникальную фактуру», − добавляет Трофим.

Стечением обстоятельств оказалось и утверждение юной актрисы Дианы Енакаевой на роль Нади в детстве, на которую, к слову, тоже был большой кастинг. «Диана не фигуристка, это юная актриса. Но уже профессиональная, − рассказывает Александр Андрющенко. − Она еще не так много где появлялась, это ее первая большая роль. Но я думаю, скоро мы ее увидим». Дублерша Дианы тоже покорила всю съемочную площадку. «Для своего возраста она делала какие-то невероятные вещи на льду. Работала очень усердно, без каких-либо поблажек для себя: падала, вставала, снова падала и снова вставала. Она большой молодец!» − признается Олег Трофим.

Конечно, дублеры были у всех актеров, однако перед исполнителями главных ролей стояла задача научиться уверенно кататься на коньках. «Да, они все тренировались, и довольно долго под руководством Елены Масленниковой и ее подручных. Но, конечно, мы использовали дублеров, так как нам важнее было показать красоту катания и достоверность, чем катающихся актеров», − поясняет Михаил Врубель.

Кадр из фильма «Лед». Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал «Россия1», при поддержке Фонда кино

Голос Байкала

Съемки фильма проходили в Москве и Сочи на различных ледовых аренах. Но самыми знаковыми, самыми красивыми, самыми запоминающимися для всей съемочной группы оказались сцены, которые были сняты в Иркутске, на Байкале.

«На Байкале снять некрасиво просто невозможно, − вспоминает художник-постановщик Жанна Пахомова. − Для сцен, где герои катаются на коньках на естественном льду, мы специально выбирали особенные места, где лед не занесен снегом, где ветер весь снег сдувает, поэтому там было довольно скользко. А еще, так как дело шло к весне, лед на озере поднимался с большим грохотом, похожим на пушечные выстрелы . Но мы были в безопасности, так как с нами постоянно дежурили сотрудники МЧС. Они нас оберегали, грели нас, палатки для нас ставили. Это было очень приятно. Поэтому мы были спокойны».

Правда, по словам Александра Андрющенко, несмотря то, что рядом были сотрудники МЧС и всем было известно, что толщина льда в этом конкретном месте выдержит любое количество людей, техники и грузовиков, у некоторых людей в съемочной группе были даже панические атаки.

Кадр из фильма «Лед». Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал «Россия 1», при поддержке Фонда кино

«Да, выглядело все довольно опасно, − подхватывает Михаил Врубель. − Мы снимали в феврале-марте, температура воздуха порой доходила до нуля. Однажды мы даже видели машину, наполовину торчащую из-подо льда: вторая ее половина провалилась под лед. Ты успокаиваешь себя, что тебя это не коснется. Но, оказываясь на расстоянии 200−300 метров от берега, среди этого несмолкаемого треска, наступает некоторая нервозность».

Фильм выходит в прокат 14 февраля. Эта дата неслучайна: «Лед» прежде всего – волшебная история любви, полная юмора и эмоций. Она идеально подходит для просмотра в День всех влюбленных и по настроению, и как подарок любимому или любимой. Да и если вы еще не встретили свою любовь, но верите в нее – это кино для вас.

Источник

«Мы припали ушами ко льду»

С 14 февраля в кинотеатрах стартовал фильм «Лед» — спортивная драма о фигуристке Наде, мечтающей вернуться в большой спорт после тяжелой травмы. Кто послужил прообразами героев? Помогали ли в съемках знаменитые тренеры и звезды фигурного катания? Какие трюки актеры исполняли сами? На эти и многие другие вопросы порталу iz.ru ответил режиссер фильма Олег Трофим.

— Насколько сложно было снимать на льду? Сколько длился съемочный день?

— Мы редко перерабатывали, но, конечно, технически было сложно. Мы думали о том, что нужны специальные приспособления, чтобы снимать на льду, но не учли тот момент, что сложно просто по нему ходить. На льду испытываешь сложности даже в том, чтобы переместиться с точки на точку. К тому же мы не могли снимать долго: нужно пролить каток, чтобы он снова сверкал. Если кому-то что-то требуется передать, то приходится скользить в ботинках, а если надеваешь кошки — а я только в них и ходил — то оставляешь после себя следы. Много было нюансов.

Технически непросто, да и в целом кино довольно сложный процесс. Я убедил себя в том, что не бывает легкого кино. Даже самый отвратительный фильм снять невероятно сложно. Это большой процесс, на котором трудится огромное число людей, всё должно быть согласовано. Никогда в жизни я так много и с таким трудом не работал.

Режиссер Олег Трофим на премьере своего фильма «Лед»

— Сколько максимум вы тратили времени на одну сцену на льду?

— По-разному: какие-то сцены делали по щелчку пальцев. Но были и сложные, которые еле снимались.

— Аглая Тарасова, кстати, сразу встала на коньки? Как она вышла на лед?

— Лежа. Конечно, нам очень хотелось бы, чтобы наши артисты были звездами фигурного катания и мы могли по максимуму снимать с ними сложные номера. Но реальность такова: актеры практически не умели кататься. Милош говорил: «Первое, чему я научился, — стоять, ни за что не держась». Я им благодарен за их усердие и волю. Они учились несколько месяцев. По три-четыре раза в неделю занимались с тренерами и хореографом. Занимались, учились и добились результатов.

— Звезды нашего фигурного катания не давали каких-то мастер-классов или консультаций?

— Мы немного общались с Татьяной Анатольевной Тарасовой. Но консультирование вела Елена Масленникова. Я считаю, что это очень важный человек в мире фигурного катания. Она мастер в своем деле, очень уважаемый специалист. Она и помогла нам расставить все точки над i там, где это было необходимо.

Кадр из фильма «Лед»

— Как часто выходили дублеры?

— Было довольно много сложных номеров, потому что по сюжету наши герои — мастера. Дублеров привлекали достаточно часто, когда были нужны сложные поддержки, выбросы, подкруты. Надо было показать класс и одновременно беречь актеров. Фигурное катание — это очень непростой и травмоопасный спорт. Прыгать и летать на такие расстояния и высоты, находясь при этом на льду, — это какой-то ужас. Я восхищаюсь трудоспособностью и смелостью фигуристов.

— Актеры сами не стремились выполнять сложные элементы?

— Аглая большой молодец, мы запрещали ей делать сложные вещи. Но в какой-то момент она вышла и сказала: «Я хочу делать всё», затем и Милош сказал. Уже потом они позанимались и поняли, как это «всё» трудно делается. Но Аглая умудрилась уговорить продюсеров и втихаря от людей, которые головой отвечают за то, чтобы с ней всё было в порядке, исполнила непростой элемент в номере «Тюлень». В сложной позе она держит себя за конек, на вытянутой руке ее держит партнер и вращает сначала низко над поверхностью, а затем всё выше и вновь опускает. Она могла прочесать лед и лицом, и коленями, но она твердила, что хочет сама, и в итоге сделала этот трюк. Но в итоге мы были на минимальном расстоянии от того, чтобы получить по шапке.

— Но при этом вы не пересекали черту?

— Всё было хорошо в этом плане. Я счастлив, что у нас была профессиональная команда, не было никаких инцидентов. Я очень ими горжусь.

— Аронова действительно сама села на шпагат?

— Да, этим она сразила площадку наповал. Изначально в сценарии не было этой сцены. Диалог был построен по-другому. До начала съемок, когда мы обсуждали с Марией Ароновой роль. Ей было важно, чтобы персонаж — тренер Шаталина ­— была действующим специалистом, мастером. Она сказала, что у нее обязательно должна быть какая-то фишка. Что-то такое, чтобы мы понимали, что она всё еще в спорте. Мария говорит: «Смотри, что я могу», — и садится на шпагат прямо в гримерке. Я был в шоке. Она действительно занимается, держит форму и очень круто выглядит. Кстати, эта сцена работает, она удивляет и в зале стоит хохот.

Актеры Аглая Тарасова и Милош Бикович на премьере фильма «Лёд»

— Складывается ощущение, что по харизме и темпераменту персонаж Ароновой близок Татьяне Тарасовой.

— Отчасти это прообраз. Да, какие-то ее черты действительно есть: целеустремленность, видение, мощь, уверенность. Мы не делали копию Татьяны Анатольевны, но взяли за основу те свойства характера, которые сделали из нее величайшего тренера. Конечно, нам хотелось создать образ, который бы считывался. Мощный, уверенный, легендарный тренер. Мне кажется, что у Марии Ароновой это получилось.

— Как насчет героини Аглаи Тарасовой?

— Я бы не стал выделять никого персонально. Это собирательный образ. В мире парного фигурного катания такие истории встречаются сплошь и рядом: травмы, трудности в общении между партнерами, уходы из спорта, потом феерические возвращения. Так устроен этот спорт.

— Где проходили съемки?

— Мы снимали в Сочи в олимпийских объектах: там было два стадиона. Еще в Москве — в Сокольниках и в «Меге», в Иркутске и на Байкале. Так как фильм — это все-таки сказка, мы позволили небольшую вольность: поместить Иркутск непосредственно на берег Байкала, хотя город находится на довольно существенном расстоянии. Мы позволили такую неточность, чтобы узнаваемый город стоял на еще более узнаваемом озере. Сам поселок — Листвянка, где живет главная героиня Надя и ее мама, — удивительное место.

Кадр из фильма «Лед»

— Какие из этих мест стали для вас открытием?

— Безусловно, Байкал. Я был там летом и знал, что это место, полное открытий. Зимой там творится что-то особенное. Еще мы были на острове Ольхон — уникальное святое место. Сколько бы ты ни читал и ни смотрел фотографии, находясь там, ощущаешь невероятную силу. Особенно то, как озеро звучит. Мы припали ушами ко льду. Я ничего подобного не слышал. Мы привезли специального человека, который записывал подводный звук Байкала. Они похожи на лазерные бои. Возможно, зритель, который никогда этого не слышал, подумает, что это какой-то искусственный звук и природа не может звучать так синтетически. Когда снимали в первый день, вся съемочная группа вышла на лед и услышала этот треск, мы все присели. На третий уже привыкли: ну расходится лед под ногами, так он каждый день трескается.

В Иркутске мы снимали сцену, где Саша и Надя играют в хоккей, на улицу высыпали все местные жители, смотрели из окон, передавали привет любимым артистам. Под конец дня вышел мужчина со стопкой блинов, а это было ровно год назад в Масленицу. Сказал, что целый день жарил блины и смотрел на нас. В Иркутске очень открытые и отзывчивые люди.

— Почему именно Иркутск?

— У нас в группе много людей из разных маленьких городов. Сам я родился на Крайнем Севере в городе Нарьян-Мар — это за полярным кругом. Тема глубинки, красивой, утонченной, далекой и простой, нам всем близка. Мне как режиссеру было важно поговорить об этом. Наша героиня не из Москвы и Подмосковья, именно откуда-то издалека, где природа имеет вес. Она сильнее и больше человека.

Это было очень важным нюансом в характере героини. То, что она, будучи маленькой девочкой, катается и мечтает стать спортсменкой именно на Байкале, — это задает нам определенные характеристики. Как на меня повлияло то, что я прожил первые 16 лет в тундре на берегу реки. Во многом я состою из этих отношений с природой, и этим же хотелось насытить героиню.

Источник

Оцените статью