- Успенский «Зима в Простоквашино» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
- Краткое содержание
- Главные герои
- Главная мысль
- Чему учит?
- Пословицы
- Отзыв
- Аудиокнига «Зима в Простоквашино»
- Успенский «Зима в Простоквашино» краткое содержание какое?
- Краткое содержание «Дядя Федор, пес и кот»
- О произведении
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Главы 1–3
- Главы 4–6
- Главы 7–11
- Главы 12–18
- Главы 19–22
- Заключение
- Тест по повести
- Успенский «Зима в Простоквашино» читательский дневник как заполнить?
Успенский «Зима в Простоквашино» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Эдуард Николаевич Успенский – русский писатель, автор множества детских книг, сценарист, драматург и телеведущий. Благодаря его фантазии появились такие персонажи как Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Федор, кот Матроскин с Шариком и многие другие любимые герои известных всем детям сказок.
Одним из произведений автора является рассказ «Зима в Простоквашино», который входит в цикл «Истории о Простоквашино».
Краткое содержание
- Из Простоквашино приходят тревожные письма о глупых ссорах между Шариком и Матроскиным.
- Мама Римма готовит сюрприз – выступление по телевидению. Из-за этого папа Дима и Дядя Федор питаются в столовой. Они решают починить запорожец и на новый год отправиться в Простоквашино.
- В Простоквашино отправляют ответное письмо, в котором сообщают, что приедут к ним на новый год, присылают приказ-расписание с распорядком дня и сообщают какие подарки привезут.
- Шарик и Матроскин сорятся и из-за неправильного выполнения приказа-расписания, из-за купленных Шариком вместо валенок кед.
- Дядя Федор и его папа поехали в Простоквашино и застряли в снегу. Запорожец из снега помогали вытаскивать Матроскин и Шарик.
- Новый год решили справлять в задании почты и пригласить на праздник всех жителей Простоквашино.
- Когда жители Простоквашино ждали выступления мамы Риммы по телевизору, она сама пришла к ним. Оказывается, она приехала на последней электричке, а от станции дошла на лыжах.
Главные герои
1) Дядя Федор — мальчик, ученик школы, добрый, умный.
2) Матроскин – кот, хозяйственный и домовитый, ищет во всем выгоду.
3) Шарик – пес, любитель фотоохоты, наивный, добрый.
4) Печкин – почтальон, немного жадный и завистливый.
5) Папа Дима – папа Дяди Федора, добрый.
6) Мама Римма – мама Дяди Федора, любит платья, хорошо поет.
Главная мысль
В рассказе автор показывает жизнь в деревне Простоквашино и приключениях любимых героев Дяди Фёдора, его родителей, кота Матроскина и пса Шарика.
Чему учит?
Рассказ учит не сориться по пустякам, мириться, дружить, находить выход в сложных ситуациях.
Читайте по теме:
Пословицы
1) Человек без друзей, что дерево без корней.
2) Крепкую дружбу топором не разрубишь.
3) Друг дороже денег.
4) Ссора да упрямство до добра не доведут.
Отзыв
Рассказ «Зима в Простоквашино» забавный и веселый. Очень интересно было читать книгу, потому что она отличается от всем известного мультфильма во многих деталях. В рассказе появляется приказ-расписание, а также радиомаяк – подарок для коровы Мурки, благодаря которому мама Римма дошла на лыжах 4 километра от станции до Простоквашно. Новый год празднуется на почте всеми жителями Простоквашино.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса.
Аудиокнига «Зима в Простоквашино»
Источник
Успенский «Зима в Простоквашино» краткое содержание какое?
Эдуард Успенский «Зима в Простоквашино» краткое содержание
Как кратко передать содержание?
Краткий пересказ своими словами как сделать?
Сказка стала суперпопулярной благодаря мультфильму, который показывают уже столько лет по всем каналам в новогодние праздники. Начинается она с того, что дядя Федор получает сразу два письма из Простоквашина — от Шарика и Матроскина.
Оба жалуются друг на друга. Дядя Федор, конечно, отправляет им ответ с приказом-расписанием , чтобы упорядочить жизнь друзей, но понимает, что письмами не отделаться. Надо ехать.
А тут еще и у папы с мамой что-то разладилось. Сказано — сделано. Приехали дядя Федор и его папа в Простоквашино, а мама осталась — ей хотелось выступить на новогоднем концерте, который должно было снимать центральное телевидение.
Нарядили елку, собрали гостей и стали встречать Новый год. Телевизор показывал плохо, а им так хотелось увидеть выступление мамы. И вдруг — о чудо! — мама появилась сама.
В лыжном костюме дошла до Простоквашина и присоединилась ко всем своим любимым людям, а также к Шарику и Матроскину. Вот тут и началось настоящее веселье.
Сначала читателя знакомит автор с семейством лисиц Ларссонов, девизом которых является хитрость. Но самый маленький лисенок Людвиг Четырнадцатый взбунтовался и не хочет обманывать других, он дружит с зайчатами, которые хотят жить дружно. Ему запрещено дружить с зайчатами, он должен играть только со старшим братом Лабаном. Два братца-лисенка пришли к жилищу людей, посмотрели, где живут куры. А потом Лабан обманул зайчат, притворившись, что у него болит горло, и они отдали ему медовые пряники. Но Людвиг выкрал кулек и вернул пряники зайчатам.
Но друзья — белочка, зайчата, Ежик, горностаи перестали с Людвигом дружить, считая его обманщиком. Им запретили их мамы. Об обиды лисенок убежал из дома и к вечеру пришел к людям. На поле он встретил страшное пугало, а после повстречался с Туттой Карлсон, цыпленком. И она привела его в курятник. И тут он повстречал настоящего Человека, который велел таксе Максимилиану изловить лисенка. Началась охота, но Людвигу удалось спрятаться в какой-то ящик, который оказался будкой таксы. Но лисенок таксе понравился и даже был накормлен косточками.
Потом Максимилиан проводил Людвига домой. И лисенок рассказал, что с ним случилось, но ему не поверили дома. На другой день он пошел в гости к Тутте Карлссон, был пойман Человеком и посажен в клетку. Но Тутта обманом помогает лисенку выбраться, а такса оказывается запертой в клетке.
Папа и Лабан решили, что Лабан пойдет в курятник и принесет домой кур и цыплят. Людвиг услышал разговор и решил предупредить кур. Он залез под шляпу пугала и добежал до курятника и предупредил кур и петуха.
А Лабан пошел в курятник ночью, но попал хвостом в мышеловку. А папа запретил Людвигу дружить с цыпленком. Но однажды Тутта Карлссон сама прибежала к Людвигу и предупредила все семейство, что люди хотят поймать лисиц. Она предложила им спрятаться в курятнике. Они пересидели в курятнике, пообедали с курами, и когда облава закончилась, вернулись домой.
Это книга о том, как нашли друг друга Уголек и Снежок. Боря Уголек — обычный мальчик из Уктуса, тогда это были окрестности Свердловска. «Тогда» — имеется в виду начало 60-х годов, когда Владиславу Крапивину было всего 23 года (да, повесть стала одной из самых первых у этого знаменитого впоследствии детского писателя).
А Снежок — щенок западносибирской лайки, который потерялся и в одиночку вступает в самостоятельную жизнь.
Вова-«художник», друг Бори, встретил Снежка и нарисовал его. Да так, что Боря очень захотел именно этого щенка.
И вот они шли не самыми легкими путями друг к другу: Снежок научился сам добывать себе еду, искать ночлег, да просто уметь постоять за себя. И Борис прошел через дружбу и предательство, выстраивание отношений с другими людьми, как сейчас говорят. И вот наконец нашли друг друга. в лесу, и щенок буквально попал в добрые руки человека, о которых он так мечтал.
Источник
Краткое содержание «Дядя Федор, пес и кот»
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 282.
О произведении
Повесть-сказка «Дядя Федор, пес и кот» Успенского была написана в 1974 году. Это история об увлекательных приключениях городского мальчика дяди Федора и его верных друзей, кота Матроскина и пса Шарика, в деревне Простоквашино.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание сказки «Дядя Федор, пес и кот». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
- Дядя Федор – добрый, умный, самостоятельный мальчик, который очень любит животных.
- Матроскин – умный и хитрый кот, очень хозяйственный и экономный.
- Шарик – простой пес, беззаботный, простодушный, бесхитростный.
Другие персонажи
- Мама – не очень любит животных, но любит покомандовать.
- Папа – добродушный, никогда не спорит с мамой.
- Печкин – деревенский почтальон, очень любопытный, недоверчивый.
Краткое содержание
Главы 1–3
У одних родителей был мальчик по имени дядя Федор. Его так звали потому, что с ранних лет он был «очень серьезный и самостоятельный» . А еще он очень любил животных и однажды привел в квартиру бездомного кота. Вот только мама не собиралась заводить животных и поставила семью перед выбором – или она, или кот. Папа выбрал маму, а дядя Федор написал родителям прощальную записку и вместе с котом отправился в деревню.
Кот решил взять себе фамилию – «какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию» , и дядя Федор назвал его Матроскиным. В деревне они поселились в пустующем доме, и вскоре к ним присоединился умный пес Шарик. Они «паутину сметали, мусор выносили, печку чистили» , а затем познакомились с почтальоном Печкиным и выписали журнал «Мурзилка» и «что-нибудь про охоту» для Шарика.
Главы 4–6
Матроскин предложил купить корову, но денег у друзей не было. Чтобы их раздобыть, они решили искать клад в лесу. Им удалось откопать большой сундук, в котором были «всякие сокровища и монеты старинные» .
Тем временем родители дяди Федора очень горевали из-за пропажи сына. Они дали заметку в газету, где описали приметы дяди Федора и пообещали «премию тому, кто его найдет» .
Матроскин взял напрокат корову и назвал ее Муркой. Дядя Федор купил трактор, а Шарик – ружье. Вскоре в доме появился еще один житель – маленький галчонок. Его назвали «Хватайкой: он что ни увидит, все на шкаф тащит». Кот научил галчонка произносить фразу «Кто там?». Однажды, когда никого не было дома, Хватайка этим вопросом замучил почтальона Печкина, который принес друзьям журнал «Мурзилка».
Главы 7–11
Трактор дяди Федора был новой модели, которая работала на продуктах. Друзья «стали в трактор суп вливать и котлеты запихивать» прямо в бак, и вскоре трактор заработал.
Мурка стала давать много молока, и очень быстро вся посуда в доме была занята молоком, «даже в аквариуме молоко было. Рыбки в нем плавали» . А у Шарика вдруг проснулся охотничий инстинкт, и он решил с новым ружьем отправиться на охоту. Увидев зайца, он бросился за ним. Зайчишка быстро переплыл реку, а Шарика на дно стало тянуть тяжелое ружье, и он чуть было не утонул. От верной смерти пса спас старый бобер. Не зная, чем заняться, Шарик загрустил.
Главы 12–18
Родители решили поехать в деревню Простоквашино, чтобы проведать дядю Федора. Тем временем Матроскин и дядя Федор советовались, как поступить с Шариком, который «совсем от тоски высох» . Кот предложил сделать из него ездовую собаку, чтобы пес возил всякие полезные вещи, «например, молоко на базар» . Дядя Федор предложил сделать из Шарика циркового пуделя, научить его всяким фокусам и веселить ребятишек. С большим трудом ему удалось уговорить парикмахера постричь Шарика под пуделя. Дядя Федор понял, что был не прав, и решил подарить Шарику фотоаппарат.
Вскоре у Мурки родился теленок, которого назвали Гаврюшей. Друзья принялись спорить, чей теленок – их собственный или государственный. Спор прекратил Шарик, который напомнил Матроскину, что тот собирался выкупить свою любимую Мурку насовсем.
Главы 19–22
Приближалась зима. Однажды почтальон Печкин принес Матроскину посылку, но сказал, что не отдаст ее, потому что у кота нет документов, а «лапы, хвост и усы» не считаются. Друзья решили перехитрить упрямого Печкина. Они напоили его чаем с конфетами и незаметно подменили ящик.
В посылке оказалось солнышко, которое заказал Матроскин в институте солнца. Он включил его в розетку, и в доме сразу стало очень тепло и уютно. Вот только из-за этого сильно заболел дядя Федор, который из-за жары раздетым выбежал на улицу. Матроскин и Шарик очень переживали и собирались уже в метель бежать за доктором. Но тут в дверь постучали, и на пороге появились родители дяди Федора. С ними был и почтальон Печкин, который посоветовал кота и пса «немедленно в поликлинику сдать для опытов» .
Папа сел на трактор и отправился в город за лекарством. Мама осталась с котом и очень удивилась, что он «все делать умеет, и беседовать с ним можно» . Когда дядя Федор выздоровел, он засобирался домой с родителями. Он предложил друзьям поехать с ним в город, но Матроскин и Шарик не хотели бросать свое хозяйство. Договорились, что дядя Федор будет приезжать в Простоквашино на каникулы. Напоследок родители подарили велосипед почтальону Печкину, и он сразу подобрел.
Заключение
Повесть учит быть самостоятельным, решительным, добрым, отвечать за свои поступки и никогда не обижать животных, которые часто оказываются лучшими друзьями человека.
После ознакомления с кратким пересказом сказки «Дядя Федор, пес и кот» рекомендуем прочесть произведение Эдуарда Успенского в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источник
Успенский «Зима в Простоквашино» читательский дневник как заполнить?
Эдуард Успенский «Зима в Простоквашино» читательский дневник
Краткое содержание для читательского дневника, 5-6 предложений
Что писать в читательский дневник?
Ваше мнение о книге?
Чем книга понравилась/ не понравилась?
Что вам особенно понравилось в книге?
Эдуард Успенский написал свою сказку в 1988-ом году. Главные герои: Дядя Федор, Кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин, мама, папа.
Краткое содержание: Дядя Федор получил письма от Шарика и Матроскина, в которых они жалуются друг на друга. Дядя Федор расстроился, что его друзья даже двери в дом закрыть не могут, замерзают. Да еще Шарик купил кеды, а не валенки. А тут еще мама стала куда-то вечерами пропадать, а Дядя Федор с папой ходят ужинать в столовую. На Новый год Дядя Федор решил ехать в Простоквашино. И он отправил письма коту и собаке с расписанием, как им нужно жить, а также почтальону Печкину, чтобы сообщал, как у них дела.
Главные события: папа и дядя Федор поехали в Простоквашино, но застряли в снегу. Их откопали, Матроскин и Шарик помирились за это время. Папа настроил телевизор. В Простоквашино добралась на лыжах мама. И у них был чудесный Новый год!
Мне этот сказочный рассказ очень понравился, потому что здесь показана дружбы между людьми и животными. А животные все умные, разговаривают. Я тоже хочу, чтобы мой кот Васька умел разговаривать! Я обязательно подскажу своим друзьям, чтобы они эту книжку прочитали.
Автор произведения Эдуард Николаевич Успенский год создания 1988, сказка.
Наступила зима. Шарик с Матроскиным стали писать Дяде Федору письма из Простоквашино и жаловаться друг на друга. Шарик купил кеды, чтобы было красиво, а практичный Матроскин уверен, что пес себе вних лапы отморозит.
Папа и Дядя Федор теперь ужинают не дома, мамы по вечерам не бывает, а в столовой. В общем, принял Дядя Федор решение Новый Год встречать в Простоквашино.
Они с папой поехали в деревню на машине и по дороге застряли. Шарик с Матроскиным взялись за ум и помирились. Нарядили елку старыми вещами с чердака. Папа починил телевизор. В новогоднем огоньке выступала с песней мама, и вдруг пение раздалось сзади. Просто огонек шел в записи, а мама с электрички на лыжах дошла.
Главные герои: Дядя Федор и его папа и мама, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин.
Книгу учит тому, что с близкими, родными людьми нужно жить в мире и согласии. Ссоры, обиды и упреки портят жизнь и мешают ей радоваться.
Мне книга очень понравилась!
Заполним читательский дневник:
- Автор — Успенский.
- Главные герои: кот Матроскин, Шарик, Дядя Федор, мама, папа.
- Краткое содержание: Шарик купил вместо валенок кеды, Матроскин его за это ругают. Мама стала пропадать по вечерам, папа с Дядей Федором теперь ужинают в столовой. Папа с Дядей Федором едут в Простоквашино, по дороге их машина застряла в снегу. Шарик и Матроскин помогают вытащить машину, они мирятся. Все начинают украшать елку. Мама приезжает на электричке и на лыжах добирается в Простоквашино. Все весело отмечают Новый Год.
- Главная мысль: всегда нужно находить компромисс, тогда и в семье будут хорошие отношения.
- Чему учит: книга учит уметь дружить, прощать, принимать компромиссные решения.
- Отзыв: Мне эта книга очень понравилась, мне было интересно читать моменты, когда Шарик с Матроскиным спорили и писали письмо. Советую и вам прочитать эту книгу.
Н. Гоголь писал произведения, каждое из которых наделено мистическими картинами, в которых присутствуют нереальные персонажи и события. Так и в повести «Шинель» — казалось бы обычная история о заурядном служащем канцелярии в конце приобретает фантастический сюжет.
Повесть была написана в 1841 г., а издана в 1843 г. Существует версия, что Гоголь присутствовал при рассказе анекдота с похожей историей, который показался слушателям очень смешным, но у самого писателя вызвал сочувствие к герою. В анекдоте говорилось о долгожданной и выстраданной покупке ружья одним мелким чиновником. Гоголь переосмыслил этот рассказ и написал собственное произведение, заменив ружьё на шинель.
Главный герой вызывает насмешки и подтрунивание у сослуживцев. Он посвятил свою жизнь работе в канцелярии, где занят перепиской разных бумаг и документов. Он смешон и жалок: маленький и лысоватый, в своих потрёпанных вещах, неухоженный и неопрятный.
Даже имя у героя смешное: Акакий Акакиевич. Все знают, что он безотказен и пользуются этим, подсовывая ему чужие бумаги для переписки. Акакий Акакиевич старательно и с любовью выводит каждую буковку, но за свою работу он не заслуживает благодарности и уважения. Его обижают и насмехаются над ним. И всё это только из-за его мелкой должности с мизерной зарплатой и бедной одежды.
Предел мечтаний Акакия Акакиевича справить себе новую зимнюю шинель. Старая, вся в дырах, уже не подлежала ремонту. На новую денег не хватает. И вот он решается начать экономить на всём, чтобы приобрести новую шинель.
Когда герой надевает обновку, то выглядит очень приличным человеком. На работе с ним даже общаться стали по другому и один сослуживец пригласил его вместе с другими в гости. Акакий Акакиевич пошёл, но долго засиживаться не стал. Он возвращался один, пешком и его ограбили, сняли новую шинель.
В полиции с ним поговорили, равнодушно отнесясь к ограблению.
По совету сослуживцев Акакий Акакиевич обратился за помощью в расследовании ограбления к одному высокопоставленному чиновнику. Но и там выслушал обвинения в свой адрес, мол сам виноват, нечего шастать пешком по тёмным улицам.
Акакий Акакиевич одинок: нет семьи, друзей, родных. Поэтому всего себя отдаёт любимой работе, даже берёт переписывать бумаги домой. Он старательный и исполнительный. Но это не заслуживает уважения и продвижения по службе. Он беден на столько, что не может позволить себе ездить на извозчике и ходит пешком.
Незаслуженная обида угнетает нашего героя. Он, опять в дырявой шинели, возвращается домой и сильно простужается. Ни кто на работе даже не замечает, что Акакий Акакиевич отсутствует уже несколько дней. Оказалось, что он скончался.
Мистическая история возникает в конце повести. После похорон «маленького» служащего, по ночам является его призрак и со всех прохожих срывает шинели. Слухи перепугали жителей, но полиция бессильна. Только когда призрак раздел того высокопоставленного чиновника, который обидел Акакия Акакиевича, всё прекратилось. Больше призрака не видели, но и чиновник стал гораздо покладистее и сдержаннее с подчинёнными.
Моё мнение: в повести точно показано, что только деньги, сила власти, а ещё страх — способны управлять людьми.
Гоголь впервые затрагивает проблемы общественного порядка того времени, который направлен на материальную составляющую и ограничивает возможности «маленького человека», не достигшего успешности и положения в обществе.
- Автор. Михаил Александрович Шолохов.
- Название, жанр. Рассказ «Судьба человека».
- Дата публикации. 1956 год.
- Главные герои: — Рассказчик, вызвавший доверие у неожиданного попутчика и записавший его воспоминания; — Андрей Соколов. Обычный человек, прошедший все тяготы военного времени, но не сломавшийся, сумевший пригреть еще одну поломанную человеческую жизнь. — Ванюшка. Осиротевший пятилетний мальчик, ставший беспризорником.
- Сюжет.
Шла первая после победы дружная весна. Речки разлились, и чтоб перебраться на другой берег, рассказчику пришлось два часа поджидать лодку. К причалу подошли еще двое – высокий мужчина вел за руку пятилетнего ребенка. Попутчики вступили в разговор, и Андрей Соколов, так звали нового знакомого, рассказал свою историю.
Жил он под Воронежем, в голодном двадцать втором году уехал на заработки на Кубань. Жившие дома родственники умерли от голода. Полюбил детдомовскую сироту Ирину, появились детки – сын Анатолий и две дочки. Жили дружно – Андрей выучился водить машину и много работал, дети на «отлично» учились в школе, а Ирина занималась хозяйством. Накопили денег, построили домик недалеко от авиазавода.
И грянула война. На второй день прислали повестку, и Ирина, вне себя от горя, проговорила на вокзале, что на этом свете они больше не увидятся. В армии он снова сел за руль. Получив приказ доставить снаряды на линию обороны, он попал под обстрел, был контужен и ранен и оказался на захваченной территории.
Война выявляет в человеке неожиданные для него самого стороны души. Его догнала колонна пленных из той же части, и первое время соседи вели его под руки, так как упавших конвоиры добивали. Переночевать их загнали в церковь. Ночью к Андрею подошел военврач и вставил на место вывихнутую руку – он даже в плену выполнял свое дело. Андрею не спалось, и он расслышал, как один из солдат предупредил своего взводного, что выдаст его под расстрел как коммуниста. Соколов не вынес такой подлости и удушил изменника.
В пути Соколов попытался сбежать, но его потравили собаками и отправили в карцер. После двух лет плена – тяжелых работ, издевательств и голода он оказался на каменном карьере. Однажды, после непосильного дня, он неосторожно высказался о немцах, и наутро его потребовали к коменданту Мюллеру. Лагерное начальство за накрытым столом отмечало продвижение немецких войск, и Мюллер предложил Соколову выпить за победу немцев, а когда он отказался – за свой последний час. К смерти Андрей был уже готов, и выпил без закуски. Сказал, что после первого не закусывает, то же сказал после второго стакана, и откусил лишь кусочек после третьего. Немцы по — достоинству оценили его солдатскую выдержку и отпустили обратно в лагерь, выдав отрезок сала и буханку хлеба. Еду поделили на весь барак поровну.
Ближе к концу войны Соколова направили на шоферскую работу – возить немецкого инженера, занимавшего строительством оборонительных укреплений. Тогда он смог совершить побег, прихватив с собой майора и секретную документацию.
Ему объявили благодарность и направили подлечиться. Андрей послал весточку Ирине, но ответ пришел не от жены, а от соседа. Он сообщил, что еще в начале войны во время бомбежки авиазавода в их дом, где оказались в это время Ирина и дочери, попал снаряд. Анатолий, ездивший в этот день в городе, ушел добровольцем на фронт. Через три месяца пришла весточка от сына, узнавшего от соседа отцовский адрес. Он за это время кончил военное училище и служил уже в звании капитана. Они оба мечтали о встрече, а в День Победы, 9 мая, Анатолия убил немецкий снайпер.
Вскоре Соколова демобилизовали, и он поехал к своему дружку в Урюпинск. Устроился на работу, возил грузы. После рейса обычно заворачивал в чайную. Там и увидел маленького оборвыша, кормившегося подаянием. Соколову запал в сердце малолетний беспризорник, они познакомились. Андрей назвался его папой и забрал ребенка с собой.
А осенью случилась неприятность. Заскользившей на грязной дороге машиной Андрей задел подвернувшуюся корову и у него отобрали права. Приятель, живущий в соседней области, пригласил его к себе – вот туда они и направлялись.
Мы видим, как обыкновенный человек с обычно начинавшейся биографией в переломный момент остался верен своим убеждениям, не сломался под давлением жизненных обстоятельств. В образе одного человека писатель показывает судьбу целого поколения, проявившего в критический период истории необыкновенную силу человеческого духа и волю к победе. Андрей Соколов – человек, воплотивший национальный русский характер.
Произведение В.А.Жуковского «Невыразимое» является манифестом русского романтизма. Само направление возникло в мировой культуре конца 18-первой половины 19 века. В его основе лежит утверждение постижения мира сквозь призму духовного начала человека, провозглашение ценности индивидуально авторского осмысления действительности. Основными направлениями творческих исканий романтиков были темы искусства и природы, раскрываемые в жанре элегии, что в переводе означает «жалоба».
Главная мысль автора: утверждение невозможности полноценно передать с помощью словесного выражения впечатление от Великой мощи природной гармонии. Это «невыразимо». И здесь заложен трагизм ограниченности романтического мировосприятия.
Но данное произведение благодаря гениальному языку создателя не оставляет впечатление безысходности. Оно звучит в моей душе подобно симфонии!
- Автор. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
- Название. История одного города.
- Год написания. 1869 – 1870 .
- Жанр произведения. Сатирический роман с элементами гротеска.
- Основные герои. Градоначальники города Глупова.
- Сюжет.
Во вступлении автор поясняет, что в архиве города Глупова обнаружил летопись его истории почти 100-летнего периода, записанную четырьмя архивариусами. Она показалась ему достойной опубликования, хотя местами и неправдоподобной. Последний из летописцев пояснил, что взяться за эту работу их побудил пример римлян и древних эллинов, увековечивших деяния своих правителей. Действия чиновников неизбежно отражаются на жизни города и его жителей. А поскольку пристрастия назначаемых градоначальников резонируют с умонастроением в столице, то по истории города можно в определенной мере проследить атмосферу, царящую в высшем свете.
А вели свою историю глуповцы от древнего племени головотяпов, которые подчинили себе соседние племена, призвали управлять собой соседнего князя и построили город Глупов.
В течение описанного в летописи периода в Глупове сменилось 22 градоначальника. В изображении некоторых из них проглядывают характерные черты конкретных исторических деятелей, другие являются собирательными образами известных персонажей. Одни из правителей задержались ненадолго, другие же оставили заметный след в истории города. Вот самые отличившиеся из них:
- Городской голова Дементий Варламович Брудастый. Назначен был в спешке и оказался с изъяном: выяснилось, что его голова была укомплектована лишь простеньким органчиком, поэтому с подчиненными он общался только двумя фразами: «Разорю!» и «Не потерплю!». В связи с ненадлежащим уходом инструмент вышел из строя, и в городе наступила неделя анархии. За власть поочередно бросились бороться шесть претенденток, но ни одной из них не удалось покомандовать городом больше суток.
- На седьмые сутки прибыл новый назначенец – статский советник Двоекуров. Период градоначальствования Двоекурова был лучшим временем в истории Глупова. По складу он был либералом и новатором — внедрил в использование горожанами лавровый лист и горчицу, развил медоварение и изготовление пива, планировал открыть академию.
- Градоначальник Фердыщенко запомнился своей простотой, ни во что не вмешивался и обыватели вначале жили спокойно и зажиточно, пока не ввязалась нечистая сила. Городской голова вдруг увлекся женским полом, что накликало на город жестокие засухи и пожары, и вскоре умер от переедания.
- Назначенный вместо него Василиск Семенович Бородавкин, отличавшийся неуемной энергией и расторопностью, поставил своей задачей привнести в Глупов цивилизацию и незамедлительно затеял жесткие войны «за просвещение». Несмотря на сопротивление, он вернул в употребление горчицу и прованское масло, обязал горожан возводить под домами фундаменты и выращивать персидскую ромашку. Когда обнаружилось, что в результате этих походов количество и качество подчиненных резко снизилось и собирать подати стало не с кого, Бородавкин начал готовить новый поход «против просвещения», предусматривавший сожжение всего города, но неожиданно умер. Даже попа для его отпевания найти не удалось, а факт смерти засвидетельствовал соседний исправник.
- Полковник Прыщ тоже занял свою строчку в истории города. Собственную программу он изложил обывателям очень кратко – «не мешайте вы мне, и я вам тоже мешать не буду». И такая политика очень скоро привела к повышению общего благосостояния, а на досуге – к излишнему интересу к персоне градоначальника. Предводитель дворянства, гурман и чревоугодник, обнаружил, что от него постоянно пахнет трюфелями, и, улучив момент, съел его голову. Оказывается, голова их начальника была зафарширована.
- К моменту назначения Эраста Андреевича Грустилова в городе царила атмосфера легкомыслия, веселия и полного развращения нравов, оставленная его предшественником французом. Он легко включился в это брожение умов, участвовал в восстановлении языческих обрядов, мистицизма, возрождении сектантства и чтении запрещенной литературы.
- В вышестоящую инстанцию доносителем была отправлена депеша, и на смену Грустилову в городе появился Угрюм-Бурчеев. Он был решителен, бесстрастен и непреклонен. Мыслил прямо, конкретно и незамысловато. Вместо Глупова Угрюм-Бурчеев решил построить идеальный город Непреклонск с четкой планировкой улиц, одинаковыми домами и строго регламентированной жизнью горожан. Глуповск снесли за два месяца, построили в долине Непреклонск, а перекрыть реку не удалось – она своевольно сметала все преграды. Тут вскоре разразилась невиданная буря, закружил смерч, и Угрюм-Бурчеев бесследно исчез.
7. Отзыв о книге
Автор рассуждает о том, что история развивается неравномерно. Временами в ней возникают словно провалы, когда поток жизни будто останавливает свое поступательное движение, топчется на месте, образует водоворот.
В одном из таких исторических периодов очевидно и находился Глупов в изображаемое летописцами время. И если в верхней части круговорота образуются силы, имеющие больше свободы и потому успевающие как-то приспособиться и организоваться, то обыватели, существующие в самом низу и получающие разнонаправленное давление со всех сторон, вынуждены жить одним днем, не зная, что ждет их завтра.
Автор ощущал состояние затянувшегося застоя в жизни общества. С помощью сатиры и гротеска дает посмотреть на себя со стороны двум основным действующим силам, чтобы побудить их к осмыслению и вызвать на действия. Пытается спровоцировать выявление и обсуждение общественной идеи, способной задать движение потоку истории, определить направление развития общественных сил .
Источник