Диктанты
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Диктант: контроль за 1 п\г для учащихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_diktant_za_1_pg_pervyy_sneg.doc | 33 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Полугодовой диктант 7 класс 2 четверть
Контрольный диктант за 1 п\г
Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, на чёрную землю, не успевшую ещё замёрзнуть.
Не прошло и часа, как природа преобразилась. Пушистое белоснежное покрывало накрыло всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали*. Деревья, потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд**. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо сияло ровным и белым светом и блестело нарядными звёздами.
В мире воцарилась особенная тишина. Эту тишину нарушал мягкий шелест машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась первому снегу.
Источник
Контрольные диктанты. 7 класс
тест по русскому языку (7 класс) на тему
Подборка контрольных диктантов для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnye_diktanty_7_klass.doc | 67.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 7 КЛАСС
Контрольный диктант №1
по теме «Повторение»
Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.
На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.
Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.
Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.
Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.
Контрольный диктант №2
по теме «Причастие»
Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.
Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.
С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.
В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.
Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.
(По Е. Спагненбергу)
Тест по теме «Причастие»
- 1.В каком слове ударение падает на последний слог?
а) Ошибка исправле..а
б) Построе..ые дома
в) Избалова..ый ребенок
г) Броше..ый камень
Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.
- 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.
а) Совершенного вида
б) Несовершенного вида
- 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.
а) Беч е вка – е в корне слова (бечева)
б) Подожж е нный – страдательное причастие прошедшего времени
в) Сгущ е нка – е под ударением в суффиксе существительного
г) Плащ о м – о под ударением в окончании существительного
Контрольный диктант №3
по теме «Деепричастие»
Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.
Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.
Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.
Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:
— Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!
Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.
Тест по теме «Деепричастие»
а) Сильно не/доумевая
б) Не/припомнив сюжета
в) Дом не/построен
г) Не/написанное вчера письмо
- 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.
а) Подойдя к воротам, мне стало страшно.
б) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.
в) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.
г) Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.
- 3.Пунктуационная ошибка в предложении.
а) Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.
б) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
в) Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.
г) Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.
- 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.
а) Варить, варивший, варившись
б) Положить, положив, положенный
в) Устроить, устроив, устроивший
г) Привезти, привезший, привезенный
- 5.Ошибка в определении морфологических признаков.
а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид
б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида
в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида
г) Испекши – деепричастие, совершенный вид
- 6.Ошибка в характеристике текста.
Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.
а) Средство связи предложений – однокоренные слова
б) Тип речи – рассуждение
в) Способ связи предложений – параллельный
г) Стиль речи – публицистический
Контрольный диктант №4
по теме «Наречие»
Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.
Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.
И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.
Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.
Но все-таки впереди – огни!
Тест по теме «Наречие»
а) На улице безветре..о.
б) Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.
в) Эта девушка несдержа..а.
г) Все возбужде..о спорили.
- 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.
а) Стало тише на опушке леса.
б) Все жалобней выл щенок.
в) Брат выше сестры.
г) Они жили дальше от школы.
- 6.Найти неверное утверждение:
а) Наречия могут обозначать цель и причину действия.
б) Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.
в) Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.
г) Наречие никогда не выступает в роли определения.
Контрольный диктант №5
по теме «Предлог»
Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.
В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.
В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.
(По И.В. Сорокиной)
- 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.
Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)
1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов
2. Найдите сочинительный союз:
3. Найдите подчинительный союз:
4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи
а) сочинительного союза;
б) подчинительного союза;
- 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.
За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)
№ 7 по теме «Частица»
Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.
Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.
Источник
Контрольный диктант за 1 полугодие 7 класс снег
Тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием для обучающихся 7-х классов рассчитаны на весь учебный год.
В 1 четверти проверяем сформированные умения обучающихся по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». Во 2-3 четвертях усвоение нового материала. В 4 четверти выясняем качественные показатели изучения курса в целом.
Контрольный диктант по итогам I четверти
Волки
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. 4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. 4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. 4 (1 вариант); Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. 4 (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: пустынных, заболевают, находящиеся(1 вариант); копытной, погибают, преследовавшие (2 вариант).
3. Выполните морфологический разбор слова: растерзанных (1вариант), заболевших (2 вариант).
Пёстрая лента
Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. 4 Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.
Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. «Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон», — сказал он. Я удивленно спросил: «Что случилось?». Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждёт в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.
Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. 4 Она подняла вуаль, и мы увидели её посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина. (По А.К. Дойлу.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. 4 (1 вариант); Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. 4 (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: апрельское, проснувшись, разбудил (1 вариант); будничных, просматривая, блестела (2 вариант).
3. Выполните морфологический разбор слова: посеревшее (1 вариант), одетая (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти
Снег
Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.
В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов.)
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).
2. Морфологический разбор слова: не успевшую (1 вариант), нарушаемая (2 вариант).
3. Морфемный разбор слов: озарённое, потерявшие (1 вариант), накрывшее, блестящую (2 вариант).
4. Синтаксический разбор предложения: Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. (1 вариант)
В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. (2 вариант)
Карта Острова Сокровищ
Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена , на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.
Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона. (По Р.С. Белоусову.)
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).
2. Морфологический разбор слова: оказавшийся (1 вариант), раскрашена (2 вариант).
3. Морфемный разбор слов: затерянной, неослабевающим (1 вариант), придуманного, напоминавшего (2 вариант).
4. Синтаксический разбор предложения: Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. (1 вариант)
Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. (2 вариант)
Контрольный диктант по итогам III четверти
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба. 4 Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми полосами сверху.
Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдёшь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях. 4 В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке надрывается кукушка. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)
Грамматическое задание
1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, где-нибудь, немного (I вариант); изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).
2. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (I вариант); как-то (II вариант).
3. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, объясните его правописание: из 1-2 абзаца (I вариант); из 3-4 абзаца (II вариант).
4. Произведите синтаксический разбор предложения:
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант);
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях. (II вариант).
Короткое северное лето
В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.
Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. 4
Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. 4 (По Ф. Абрамову.)
(123 слова.)
Грамматическое задание
1. Выпишите три словосочетания «глагол + существительное с предлогом», укажите значение предлогов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: клубясь, курящимся, перекликались (I вариант); разрастаясь, отжившим, носились (II вариант).
3. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), неуверенно, вдали(I вариант); из-за мути, медленно, несмотря на ливень (II вариант).
4. Произведите синтаксический разбор предложения:По лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. (1 вариант); Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (2 вариант)
Во время Первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пёс по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время Второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. 4
Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребённых под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.
В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. 4 (По Б. Волынкиной.)
Примечание. Эскадра — крупное соединение военных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.
Грамматическое задание
1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.
2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, заслышав (1вариант); улавливали, отличавшийся, разыскивая (2вариант).
3. Найдите сложное предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения: в 1 абзаце (1вариант); во 2 абзаце (2вариант).
4. Произведите синтаксический разбор: Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. (I вариант); В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (2 вариант).
Беседа за чаем
Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.
В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. 4 Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя.
В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчёт поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. 4 (По И.В. Сорокиной.)
Грамматическое задание
1. Выполнить разбор слов по составу: по-летнему, распахнутыми, отражая (1 вариант);
посеребренная, по-праздничному, развеселившись (2 вариант).
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. (1 вариант);
В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (2 вариант).
3. Обозначьте орфограммы в словах: в заключение чаепития, вследствие дождей, насчет поездки, вопреки опасениям (1 вариант); в течение часа, вдоль стен, несмотря на начало, в виде цветка (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам учебного года
Кто как спит
Рыбы, птицы, животные спят по-разному. Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.
Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее 3 на ветке. В зоопарке им приходится жить по-новому. Волей-неволей они постепенно с трудом приучаются спать на деревянных кроватях, но иногда какая-нибудь из них начинает взволнованно кричать, цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чуть-чуть 3 повисев, все-таки укладывается снова на отведенное ей место.
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть(1 вариант); поудобнее (2 вариант).
2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): из1, 4 абзацев (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. (1 вариант);
Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. (2 вариант).
В лесу
Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.
Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.
Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.
Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес. (129 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (1 вариант); мало-помалу (2 вариант).
2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев (1 вариант); из 2-3 абзацев (2 вариант).
3. Произведите синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. (I вариант);
Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. (II вариант).
Летний вечер
Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.
Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.
На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще 3 , заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.
Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы. (130 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор наречия: непрерывно (1 вариант); гуще (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: разгореться, присмиревший, радостно(1 вариант); залюбоваться, неведомом, незаметно (2 вариант).
3. Произведите синтаксический разбор: Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. (1 вариант); О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (2 вариант).
Источник