Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе»
Ирина Ведерина
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе»
Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе.Задачи:
Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову.
Активизировать словарный запас (метель, иней, снегопад и др.).
Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки воображения детей.
Развивать познавательную активность, творчество.
Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Материалы: тарелочки со снегом, салфетки.
Ход НОД:
1. Мотивационно-побудительный этап.
— Ребята, вы любите отгадывать загадки?Слушайте внимательно:
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый. (снег).
Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице. (мороз).
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а. (лед)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (зима).
— Правильно – это зима. Зима – это волшебное, сказочное время года.
2. Основная часть. Организационно-поисковый этап.
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»: «Зимние братья».
— Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.
Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой,как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
— Угадайте, о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Как их называют?
Загадки о зимних месяцах:
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей — длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет-
Мы встречаем Новый год.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
— Молодцы, правильно угадали!
Рассказ о зимних месяцах: декабрь, январь и февраль.
В старину месяц декабрь называли «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а иногда бывает сильный мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь — зимы государь» — так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят) снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны).
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места).
Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
— Ребята, зимние месяцы предлагают вам интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов,которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Дети: снежная, морозная, холодная
Дети: красивая, легкая, пушистая
Дети: красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, настоящая, лесная
Дети: сильный, страшный, холодный
Дети: сильный, красивый, легкий
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
— Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Экспериментирование «Зимние явления в природе».
— Ребята, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).
Понаблюдайте. Что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
— Какая стала вода,после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз»:
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу — не оторваться
Веток линии нежны!
А художник — рад стараться,
Даже кисти не нужны.
— О каком художнике пишет автор стихотворения?
— Какие узоры рисует мороз на окне?
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
— Отгадайте ещёодну загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
(Зима и Зимние месяцы).
— О чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних месяцах).
— Назовите зимние месяцы.
— О каких зимних явлениях мы говорили?
— Ребята, а что мы делали на занятии? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).
— А вы хотите, поиграть в снежки и слепить снеговика? (Да). Тогда нам пора на прогулку!
Конспект НОД по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста «Осенние изменения в природе» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интегративные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зимние явления. Неживая природа» Цель: приобщать детей к окружающей природе. Задачи: Образовательные • Закреплять знания о проявлении зимних признаков в неживой природе;.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Домашние животные» Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему: «Домашние животные» Цели: Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 8; совершенствовать.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии» Интегрированная образовательная область: познание.
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: «Различие веточек берёзы и тополя». Конспект занятия на тему : «Рассматривание веток берёзы и тополя». Программные задачи : Научить детей различать ветки берёзы и тополя.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормите птиц зимой» Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормите птиц зимой»Программные задачи: Обучающие: расширять представления.
Конспект «Зимние явления в неживой природе» Марина Скирдина Конспект по экологии «Зимние явления в неживой природе». Цель: Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям, стимулировать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей природой «Невидимка воздух» «Невидимка воздух» Познание (ознакомление с окружающей природой). Цель: обогащение знаний о свойствах воздуха. Задачи: Образовательные:.
Конспект открытого занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Зимующие птицы» Задачи: Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах: умение узнавать птиц по внешнему виду и называть их,.
Презентация «Зимние явления в природе» Презентация «Зимние явления в природе» Слайд № 1 Снег искрится, кружит, метет, Тихим голосом песню поет, Укрывает поля одеялом: Спи. Земля,.
Источник
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»
Наталья Шмелёва
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой «Растения и животные зимой»
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»
Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.
Оборудование: презентация «Растения и животные зимой»
Ход занятия
Воспитатель: — Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года,а вы внимательно его послушайте:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
И под утро снегом
Тёмный лес что шапкой
И заснул под нею
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
Воспитатель: – Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Воспитатель: – По каким признакам вы узнали зиму?
Обсуждение с детьми
Воспитатель: — Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.
Дети: — Декабрь, Январь, Февраль
Воспитатель: — Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц — февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Воспитатель: — А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой.
Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью.
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И Снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: — Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой?
Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.
В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы.
Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» — это бодрствующие обитатели леса.
А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных?
• Хоть на вид — краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)
• На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
• С веточки на веточку
А не птица. (Белка)
• Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
• Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Воспитатель: — А почему у нас мало птиц зимой?
Воспитатель: — Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели?
Воспитатель: — Ребята! Какие птицы остались с нами?
Воспитатель: — На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» — синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.
жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон.Скворечников они не используют: в них холодно.
Воспитатель: — Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)
— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
Физкультминутка «зимняя» (выполнение движений под музыку)
Воспитатель: — Ребята, а как у нас зимуют растения?
Дети: — Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной они прорастают.
Воспитатель: Правильно, ребята. Деревья, также, как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.
Воспитатель: — А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых?
Воспитатель: Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.
Воспитатель: — Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.
Декабрь, январь, февраль, июнь.
Синица, дятел, скворец, сорока.
Шуба, свитер, сарафан, валенки.
Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.
Воспитатель: Ребята. сегодня мы много говорили о зиме, вспомнили, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, насекомые, растения. А. что нового и интересного вы узнали сегодня?
Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку.
Источник