Урок изобразительного искусства Тема: Зимний пейзаж
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Цели: выявить у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; развивать эстетическое воображение к действительности, фантазию и умение творчески изображать формы растительного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
Тема: Зимний пейзаж
Цели: выявить у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; развивать эстетическое воображение к действительности, фантазию и умение творчески изображать формы растительного мира.
Оборудование: рисунки, фотографии, репродукции с зимними пейзажами, альбомные листы с готовым фоном, краски, кисточки, карандаши, ватные палочки, салфетки.
I. Организационный момент.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Будь внимательным, дружок!
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
- Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему урока.
— Сегодня у нас с вами интересный урок. Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.
-всё куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы кусты и травы: Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озёра и реки. Снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день такой короткий.
— О каком времени года эти строки?
— А у А.С.Пушкина про зиму есть замечательное стихотворение, послушайте.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
— Когда можно сказать, что зима наступила?
— Слушая, каждый из вас, наверное, представил какую-то зимнюю картинку.
— Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?
- — Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку – зимний пейзаж.
— А что такое пейзаж? Это картины о природе, о временах года.
Значит, вы будете художниками-пейзажистами, и каждый нарисует свой зимний пейзаж.
- — Что-то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка-зима.
— Хотите полететь вслед за ней?
— А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова.
Самба-мамба, милки вэй.
— Вот мы и в гостях у Зимушки-зимы. Снимайте свои шапки-невидимки скорей и осмотритесь вокруг.
— Мы с вами попали в сказочный лес.
— Посмотрите на рисунки, фотографии и репродукции с картин художников.
Как красивы деревья, изображенные на них.
— Что лежит на пушистых ветках? (снежная кайма – это снежная полоска по краю ветки)
— На полянке такие снежные березки, опушенные инеем, они похожи на девушек в белых нарядах из кружева. Березки, как будто танцуют под красивую, спокойную музыку.
— Какие чувства вызывают эти картины?
(радость, печаль, грусть)
— Обратите внимание на снег. Он всегда ли белый?
— Какого цвета снег на солнце? А в тени?
— Можно ли по цвету картины узнать, радостное или печальное настроение выразил художник?
(Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, её светлый тон превосходно передает русскую зиму во всей её прелести и красоте.
Художник передает восторженную любовь к родной природе)
— Сколько красивого увидели художники с наступлением зимы? Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать её.
— А сейчас Зимушка-зима приглашает в свои владения.
(ИКТ «Зимняя сказка»)
— Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там
Свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. «Уж его — то я разукрашу, солнышко как глянет, так и залюбуется!
Обрядила она сосны и ели в снеговые шубы, до самых бровей, нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела.
А внизу под ними, словно детишки разные кустики да маленькие деревца укрылись. Их зима тоже в белые шубки одела.
— Чудная получилась картинка!
— Вот какую чудесную картинку нарисовала Зимушка-зима.
— А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся.
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму он проспит.
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
III. Творческая практическая деятельность учащихся.
— Сейчас вы должны нарисовать свою зимнюю картинку- зимний пейзаж. Фон у вас есть, его вы приготовили заранее.
— Ваша задача — подумать, какие деревья у вас будут в лесу.
— Что общего у всех деревьев? (Ствол и ветки)
— Какая часть дерева самая толстая?
— Как расположены ветки?
— Основой дерева является ствол. И рисовать дерево нужно начинать со ствола. Сверху ствол тоньше, а внизу – толще.
Рисуя кисточкой верх ствола, нужно рисовать её кончиком, а низ — нажимая всей кистью.
Рисуем ветки: вверху тоненькие, а ближе к стволу – потолще, и направлены они вверх тонким концом. Находятся они на разном расстоянии. Мелкие — рисуются одинаковой толщины — они тоненькие, тянутся вверх – к солнышку.
— Подумайте, какие деревья будут в вашем лесу, и как вы их расположите.
Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, они выше и больше, а дальние объекты будут меньше (такое расположение предметов называется перспектива)
— Вы рисуйте, а я хочу посмотреть, у кого получился великолепный ствол, а у кого удались маленькие веточки.
— Ребята, в основном, вы уже закончили рисование деревьев. Но так как мы рисуем зимний пейзаж, мне, кажется, в рисунках чего-то не хватает. (Деревья должны быть покрыты снегом)
— Для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
— Белой краской (снегом) с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев.
— При помощи ватной палочки изобразите падающий снег. Настоящий снегопад получился.
IV. Итог. Выставка работ и обсуждение.
— Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Попробуйте назвать свои работы («Зимняя сказка», «Первый снег», «Танец снежинок»)
— Сегодня вы очень хорошо потрудились. У вас получились замечательные рисунки. Словами не передать красоту сказочного снежного леса. Это надо увидеть самому.
— Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали. Ф.И.Тютчева.
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
— Чему новому научились на уроке?
— Что вам понравилось?
— А теперь из ваших работ мы вырастим сказочный зимний лес. Посмотрите, какой он получился замечательный!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели деятельности учителя: формировать понятие о пейзаже; познакомить с видами пейзажа; учить последовательности в работе над пейзажем; научить использовать свойства линейной и воздушной п.
Цели деятельности учителя: ознакомление с пропорциями человека; формирование умений изображать окружающую действительность; закрепление понятий: композиция, пропорция; воспитание интереса к.
Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять композицию «Картина-пейзаж».Планируемые результаты: Предметные:-знать разнообразие пейзажных сюжетов;-понимать роль искусства в кра.
Цели деятельности учителя: ознакомление с пропорциями человека; формирование умений изображать окружающую действительность; закрепление понятий: композиция, пропорция; воспитание интереса к изобр.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж»Цели деятельности учителя: развитие умений выполнять композицию «Картина-пейзаж»;Планируемые результаты.
Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «холодные», «теплые» цвета, обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:знать, .
Цели деятельности учителя: формирование представлений понятие «пейзаж»; обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:Знать особенности картины-пейзажа; прием.
Источник
Конспект занятия по изобразительному искусству «Зимний пейзаж»
Юлия Кузьмина
Конспект занятия по изобразительному искусству «Зимний пейзаж»
Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию
в средней группе
Тема: «Зимний пейзаж»
Цель: Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
ОО «Познавательное развитие»
— Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыки и изобразительного искусства;
— Формировать элементарные представления о видах изобразительного искусства;
— Продолжать развивать умение отгадывать загадки;
— Формировать умение изображать снег с помощью оттиска (смятой бумагой в комочек);
— Обогащать познавательную сферу детей.
ОО «Речевое развитие»
— Формировать правильную речь, активизировать словарь;
— Развивать умение в рассуждении и умозаключении детей;
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
— Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками;
— Побуждать включаться в совместную с взрослыми и сверстниками деятельность;
— Развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, активность.
ОО «Физическое развитие»
— Содействовать восстановлению физических и духовных сил.
• Новизна (коллективная работа, с использованием совместно разделенной модели сотрудничества)
• Синтез искусств (музыкально – художественный)
Методы и приемы:
• Словесные – загадки, вопросы, пояснения
Модель распределения детей на занятии:
Изо материалы (кисти, бумажные комочки, салфетки, краски, стаканчики с водой
Изо материалы (кисти, краски, салфетки, стаканчики с водой)
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Беседы, вопросы, рассуждения
Познавательно — исследовательская Рассматривание презентации.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фоторепродукция картины с зимним пейзажем Лидии Исааковны Бродской «Морозное утро»;
Корзина — посылка, мягкая игрушка – заяц.
Раздаточный материал: Гуашь 3 цвета на каждого ребенка (белая, коричневая, зеленая, кисточки № 5, стаканчики с водой, влажные и бумажные салфетки, листок бумаги Ф-А5 (по 2 шт. на каждого ребенка, тонированный в голубой цвет лист бумаги Ф — А2 (разделенный пополам и соединенный в длинный прямоугольник).
Литературный ряд: Загадка про зиму, зайца.
Музыкальный ряд: Аудио запись П. И. Чайковского 1 –я симфония «Зимние грезы».
Ход занятия:
Педагог — Ребята,вставайте в кружок и послушайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (зима)
Педагог — Почему вы так думаете?
Давайте поиграем в игру со снежным комочком. Какими словами можно описать зиму?
Дети – Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая. (Дети стоят в кругу и передают друг другу снежный комочек, называя при этом какая зима)
Педагог — Молодцы! Вы много знаете о зиме.
Сюрпризный момент (стук в дверь) – К нам, наверное, кто-то в гости пришел.
(Передают коробку) – Вам посылка.
-Откуда? От кого? «Из зимнего леса». Ой, а посылка-то живая!
Отгадайте загадку и узнаете, кто здесь.
Любит морковку (заяц)
-Только не шумите, не пугайте зайчишку-трусишку. Он боится. Спросим у него, что с ним случилось, почему он к нам пришел (Зайка шепчет на ушко педагога).
Ребята, зайчик мне рассказал, что у него в лесу есть друзья. Может вы догадались кто они?Ответы детей: (медвежонок) правильно. Но вот только медвежонок зимой спит и зиму никогда не видел. А зайчику очень хочется, чтобы медвежонок знал, какая она Зима. Хотите ему помочь?Ответы детей: (Да)
Тогда давайте вместе со мной отправимся в волшебный лес. /Дети садятся на стульчики/. Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закрывайте глаза. По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть все мы очутимся в зимнем лесу.
Педагог включает музыку (дети открывают глаза) и предлагает ее прослушать всем вместе.
Педагог: Ребята красоту зимней природы могут изображать художники, поэты, композиторы, музыку, которую вы прослушали, написал П. И. Чайковскии и называется она «Зимние грезы».
Педагог: Прислушайтесь, что вы слышите? (играет музыка).
Ответы детей: после прослушивания музыки.
Педагог: Включает слайды репродукций картин и обращает внимание детей на них. А сейчас посмотрите на этот лес. Вам нравится в волшебном лесу? Что вы здесь видите? А вы слышите, как хрустит снег под ногами? …а вы чувствуете запах елочек (Ответы детей).
Педагог: Да, ребята я тоже чувствую как хрустит снег под ногами, запах елей, слышу как поют птицы и т. д (Краткий рассказ воспитателя о картине)
Понравилась вам картина? Её написала художница Лидия Исааковна Бродская и называется она «Морозное утро». А вы знаете, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
Педагог — Ребята, зайка просит подарить ему картину. Как же быть? Что делать? У нас второй такой нет.
(Дети предлагают нарисовать картину и подарить).
Педагог — Какие вы сообразительные! У меня есть большой лист бумаги, краски, кисти, но на листке бумаги чего — то не хватает, он совсем не похож на зимний лес. (Дети предлагают нарисовать деревья, елочки, снег).
Ребята вспомним, как рисуют деревья,ели: педагог показывает на большом листке, где будут рисовать дети (Коллективная работа) этапы рисования деревьев и елей, у тех детей у кого возникнет сложность в изображении предметов, педагог помогает, словесно обращая внимание на репродукцию картины художницы, на вид из окна.
После того как дети нарисуют деревья и ели, педагог спрашивает детей, чего не хватает на их рисунке? Ответы детей (снега).
Педагог: у меня есть снежные комочки (смятая бумага в комок, показывает способ рисования оттиском бумаги. Берем бумажный комочек в ладошки, кладем его на середину ладошки, прижимаем другой ладошкой и катаем по кругу, затем опускаем его в белую гуашевую краску и примакиваем его к листу бумаги (получился снег).
Педагог-Какой красивый сказочный лес получился! А какое название мы придумаем нашей картине? (Ответы детей). Дети совместно с педагогом любуются своим рисунком.
Я думаю, что зайка теперь не только расскажет, но и покажет медвежонку, какая она — Зима.
Зайка благодарит детей за помощь и прощается с детьми.
Коллективная работа детей
Лидия Исааковна Бродская «Морозное утро»
Источник