Осторожно (критерии тонкого льда)
Лёд становится прочным только после того, как установится (в течение нескольких дней непрерывно продержится) продолжительная морозная погода. Но даже после кратковременной оттепели (а она возможна и зимой) лёд теряет прочность, становится рыхлым.
Цвет льда молочно-мутный, серый лед, обычно ноздреватый и пористый. Такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания.
Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см — безопасный, он выдерживает одного человека.
Лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова).
Лед более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей, быстрое течение, где впадают в речку ручьи.; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий.
Тонкий и рыхлый лёд — вблизи камыша, кустов, под сугробами
Лед в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из водохранилища способны источить лед и образовать в нем опасные промоины.
Информацию подготовил: Государственный инспектор Сургутского инспекторского отделения Центра ГИМС Главного Управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Карнышев С.М.
Что делать, если вы оказались на льдине, которую уносит от берега
Специалисты государственной инспекции по маломерным судам составили памятку для рыбаков. Касается она тех, случаев, когда рыбаки оказываются на льдине, которую уносит от берега.
«Когда рыбаку или группе рыбаков становится окончательно ясно, что произошел отрыв льдины от берега очень важно не поддаваться панике, не следует считать себя обреченными. Очевидцы отрыва наверняка сообщат о случившемся спасателям и будет организована помощь. Также возможно изменение направления ветра или течения и льдина будет прибита к берегу или неподвижному льду и появится возможность выхода на берег самостоятельно. Поэтому всем участникам происшествия необходимо:
— Организовать дежурство и вести наблюдение за состоянием льдины, направлением ветра и дрейфа льдины, окружающей обстановкой. Обследовать льдину с целью обнаружения наиболее прочных участков льда на случай ее разрушения. Если лед однороден, то следует сконцентрироваться в центре льдины. Если позволяют размеры льдины, из снега, льда, подручных средств необходимо соорудить укрытие от ветра, снега, мороси.
— При нахождении льдины в пределах видимости населенных пунктов дежурным следует подавать сигналы бедствия: световые — фальшфейером, огнем или дымом костра, сигналы фонарика или звуковые — ударами металла об металл (буры, лопаты и т.д.). Дежурные, постоянно, а особенно в условиях ограниченной видимости должны быть готовы к подаче сигналов бедствия всеми имеющимися у них средствами, случайно встреченному или разыскивающему рыбаков вертолету, самолету, судну. Свободным от дежурства следует отдыхать, т.к. у переутомленных людей часто возникают галлюцинации, могущие привести к тяжелым последствиям.
— При длительном нахождении на льдине рыбаки начинают мерзнуть. В данной ситуации следует переодеться, используя свою собственную одежду – шерстяные свитера, рейтузы, носки, шарфы одеть прямо на голое тело, а хлопчатобумажные вещи одеть сверху. Ноги можно утеплить, используя слой газеты или бумаги между носком и портянкой. Не следует согреваться алкоголем – это дает противоположный результат. Хорошую погоду следует использовать для просушивания отсыревшей одежды и обуви.
— Проблему воды следует решать за счет верхнего снежного покрова льдины.
— В случае разлома льдины необходимо оставаться на наиболее прочных и больших ее обломках. Если пребывание всей группы на таком обломке невозможно, то следует разделиться на группы, но не оставаться по одному. При появлении возможности перебраться на большую по размерам льдину, необходимо эту возможность использовать. В случае провала под лед, необходимо широко раскинуть руки, чтобы не уйти под лед с головой. Выбираться из воды легче, упираясь в противоположный край льда. Выбравшись на лед следует по-пластунски отползти от “майны” на прочный лед, потом вставать на ноги. Если поблизости находятся рыбаки, то они провалившемуся могут помочь, подав какой-нибудь предмет: веревку, бур, плащ и т.д., при этом не подходя близко к месту провала, чтобы не провалиться самим. Если “провалившийся” выбрался на лед и находится один, вдали от жилья, то для начала необходимо принять меры к тому, чтобы немного согреться – сделать пробежку, потом, полностью не раздеваясь, снять с себя шерстяные вещи, отжать их и одеть на голое тело, после чего приступить к отжиманию остальной одежды и все одевать на себя, при этом надо находиться в постоянном движении.
— При проведении спасательной операции быстро и четко выполнять указания спасателей, не допускать паники.
Если Вы стали очевидцем несчастного случая на водном объекте или сами попали в аналогичную ситуацию, и существует возможность сообщить о происшествии, срочно обращайтесь за помощью по телефону 112.
Источник
Как узнать, когда лед безопасен
Не успели грянуть небольшие морозы, как все городские водоемы, покрытые льдом, уже активно используются в качестве катков. Хорошо, если все так уверены в безопасности льда, и только сопоставив ряд необходимых для этого факторов, спокойно выходят сами и вводят своих детей на замерзшие пруды. Действовать же на свой страх и риск весьма опасно, так как, не обратив внимания на некоторые нюансы, вы легко можете оказаться в воде.
О прочности льда обычно свидетельствуют несколько факторов – его внешний вид, толщина, температура воздуха на протяжении определенного времени, наличие снега и т.д., — причем только в своей совокупности. Если при наличии нескольких показателей прочности какой-либо признак указывает на то, что лед не безопасен, лучше все же не рисковать.
Итак, если вы решили выйти на лед, первым делом обратите внимание на его цвет . Самый прочный лед – это прозрачный лед, с возможным синеватым или зеленоватым оттенком. Если лед имеет мутный белый оттенок, то это означает, что лед состоит из смерзшихся между собой снежинок, может содержать внутри воздушные карманы, а соответственно имеет довольно рыхлую структуру и способен проломиться без предварительного образования трещин. Матовый лед с желтоватым оттенком считается самым ненадежным, он образуется во время оттепели, дождя или изморози и легко может треснуть при даже незначительной нагрузке. Также и лед светло серого и почти черного оттенка является недостаточно плотным и весьма хрупким. Стоит держаться подальше и от рыхлого льда пестрого или коричневатого цвета – это обычно талый лед, он может растаять в середине или снизу, а сверху казаться толстым.
Что касается толщины льда, то наиболее оптимальное ее значение – это не менее 7-10 см. Определить толщину льда можно только с помощью специальных инструментов – топорика или бура. Но не у всех такие инструменты бывают под рукой. Но, в принципе, измерять толщину имеет смысл только у прозрачного льда (так как непрочный лед нас не интересует), поэтому есть возможность определить ее примерное значение визуально. Кроме того, вы можете взять какой-нибудь металлический предмет и постучать им по льду – если не появляется трещин, то можно сказать, то лед достаточно толстый.
Понятное дело, что лед не может быть одинаковой толщины на всей поверхности водоема. Поэтому обязательно обращайте внимание еще и на следующие факторы:
- Наличие течения вод подо льдом является опасным признаком, поэтому преимущество отдаем прудам, а не рекам.
- Зимний лед всегда намного крепче, чем осенний и весенний.
- Чем мельче водоем, тем быстрее на нем образовывается прочный лед.
- Если пруд покрыт снегом, то создается дополнительный теплый слой, под которым лед становится менее крепким.
- Первый и последний лед – самый опасный.
- Подо льдом, занесенным снегом, может быть не видно трещин или пробоин.
- Весьма непрочный лед рядом с растительность у берегов.
- Нельзя вставать на лед, если в водоем выходят сточные воды или сбрасывается снег с улиц.
- После оттепели лед становится намного тоньше, поэтому нужно подождать несколько дней, чтобы он снова окреп.
- Наличие темных пятен на поверхности льда означает, что в этих местах лед более тонкий.
Также не забывайте, что резкое и внезапное похолодание не делает лед более крепким, а скорее наоборот – хрупким и ломким. Кроме того, если в обследованной области вы убедились в безопасности льда, то это не означает что на всем водоеме он такой – всегда будьте начеку и не пренебрегайте вышеописанными правилами.
Есть что добавить по данной теме? Пишите в комментариях. Поможем друг другу сохранить жизнь и здоровье.
Источник
Как узнать, когда лед безопасен
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 37 человек(а).
Количество просмотров этой статьи: 50 536.
Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.
Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение. Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.
- При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
- Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
- Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
- Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
- Трещины, разломы или полыньи
- Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
- Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.
- Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
- Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
- Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
- Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется, но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 — 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
- В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
- 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – «ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
- 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
- 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
- 8 – 12 дюймов (20 — 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 — 2000 фунтов (600-800кг))
- 12 – 15 дюймов (30 — 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
- Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
- В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого — опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать—а вы иногда получаете повторное предупреждение—положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
- Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
- Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
- Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 — 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
- Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.
- Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
- Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
- Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
- Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
- Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины—будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик—давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
- Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
Источник