Коэффициенты трения скольжения
Металл по металлу. 0,15-0,20
Дерево по дереву. 0,20-0,50
Металл по металлу при смазке. 0,07-0,01
Полозья деревянные по льду. 0,035
Полозья деревянные, обитые железом, по льду. 0,020
Сталь по льду (коньки). 0,015
Лед по льду. 0,028
Сталь по стали. 0,03-0,09
Шина по сухому асфальту. 0,50-0,70
Шина по мокрому асфальту. 0,35-0,45
Шина по сухой грунтовой дороге, сухому булыжнику. 0,40-0,50
Шина по мокрой грунтовой дороге, мокрому булыжнику. 0,30-0,40
Шина (резина) по гладкому льду. 0,15-0,20
Точильный камень по стали. 0,94
Подшипник скольжения (при смазке). 0,02-0,08
Каменщику на заметку: чем плащ удобнее костюма от дождя.
Дождь – неизменный спутник каменщика. Особенно сложно работать под открытым небом осенью. Погода в это время года не балует — дождь идет затяжной и холодный. Защититься от него помогает спецодежда. Обычно строители используют влагостойкие плащи или костюмы.
Какой вариант более предпочтителен? Как показывает практика, плащи для каменщиков подходят лучше, хотя и выглядят не так эстетично.
Плащ удобнее снимать и одевать.
Костюм от дождя состоит из двух предметов: куртки и брюк. Для того, чтобы облачится в непромокаемую одежду требуется больше времени.
Тоже самое касается раздевания. Если дождь неожиданно прекратился, надобность в спецодежде отпадает. Куртку снять можно очень быстро, а вот с брюками сложнее – мешают ботинки.
Плащ в этом плане гораздо удобнее. Надевается и скидывается за считанные мгновения.
Плащ лучше вентилируется.
Очень важный момент, о котором обязательно стоит упомянуть – влагоустойчивая ткань очень плотная. Тело в защитной одежде не дышит.
В первую очередь это касается костюмов, ведь они прилегают к телу намного плотнее. Закрыто не только туловище, но и ноги. В результате каменщик сильнее потеет и устает.
Плащи на их фоне выглядят более привлекательно. Между телом и тканью воздух циркулирует лучше.
Плащ меньше сковывает движения.
Работать в двух куртках и двух штанах неудобно. Даже не смотря на то, что костюм от дождя обычно приобретается на1-2 размера больше, чем требуется.
Движения каменщика в любом случае ограничиваются. Это становится заметно, когда требуется совершить сложное движение. Например, дотянуться до верхнего ряда кирпичей, взобраться на высокие леса, нагнуться для кладки разметочного ряда.
Плащ лучше защищает от дождя.
Как уже было сказано выше, работать в костюме неудобно и жарко. Некоторые строители идут на компромисс и работают только в куртках.
При слабом моросящем дожде такой подход вполне оправдан. Ноги немного промокают, но зато работать становится легче и комфортнее.
Однако при сильном ливне, вода стекает по влагоустойчивой куртке прямо на бедра. Обычная матерчатая спецовка намокает, тут же сводя все плюсы на нет.
Угадать, усилится дождь в течение дня или прекратится дано не каждому. Оставляя влагоустойчивые брюки в раздевалке, каменщик рискует остаться сухим ровно наполовину.
Плащ же выполняет свою задачу полноценно. Защищает человека с головы до пят.
Советы по выбору влагостойкой одежды.
Неважно на чем вы остановили свой выбор: на практичном плаще или внешне привлекательном костюме от дождя. Обратите внимание на важные для каменщика мелочи.
Если одежда на молнии, замок должен предохраняться клапаном из ткани. Это не даст ему быстро забиться раствором и выйти из строя.
Желательно, чтобы капюшон был просторным, чтобы накидывать его на строительную каску одним движением.
Дождевик должен налезать на зимнюю куртку. Осенью дожди идут холодные и чаще всего на фоне сильного ветра. В ноябре – начале декабря каменщики нередко работают при нулевой температуре под месивом из воды и снега.
Вес одежды от дождя также имеет значение. Ведь каменщик не сторож. Ему всегда приходится соблюдать оптимальный баланс между защитой организма и мобильностью. Кладка необходимо возводить в любую погоду.
Надеемся, мы убедили вас в преимуществах плаща над костюмом. В правильном выборе, вы убедитесь в первый же хмурый дождливый день.
от: milica,   —
Источник
Коэффициенты трения покоя и скольжения
Трением называется сопротивление, возникающее при относительном перемещении двух соприкасающихся тел в плоскости их касания. Сила сопротивления, направленная противоположно сдвигающему усилию, называется силой трения. По величине перемещения и зависимости его от приложенной силы различают:
а) силу трения движения,
б) неполную силу трения покоя и
в) полную силу трения покоя, которую обычно называют силой трения покоя.
Сила трения движения соответствует очень большим необратимым относительным перемещениям, величина которых не зависит от приложенной силы. В этом случае последняя в случае равномерного движения уравновешивается силой трения движения.
Неполная сила трения покоя соответствует очень малым частично обратимым перемещениям, величина которых пропорциональна приложенной силе. Величина перемещения, соответствующего неполной силе трения, называется предварительным смещением. Обычно визуально обнаружить предварительное смещение не удаётся, так как оно измеряется микронами. В случае предварительного смещения приложенная сила уравновешивается неполной силой трения, и тело находится в покое. Неполная сила трения зависит от приложенной силы и изменяется с увеличением последней от нуля до некоторого максимального значения, при котором она получает название силы трения покоя. В этом случае предварительное смещение переходит в относительное.
В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения различают следующие виды трения:
а) Трение скольжения, при котором одни и те же точки одного тела приходят в соприкосновение всё с новыми и новыми точками другого тела.
б) Трение качения, при котором следующие одна за другой точки одного тела приходят в соприкосновение со следующими одна за другой точками другого тела, причём мгновенная ось вращения одного тела относительно другого проходит через одну из точек касания.
в) Трение верчения, при котором все точки, расположенные в плоскости касания двух тел, описывают концентрические окружности с центром, лежащим на оси верчения.
Трение верчения является разновидностью трения скольжения. Приведённые выше определения характеризуют трение идеальных тел; для реальных деформированных тел касание будет происходить не в точках, а в зонах. Часто один вид трения сопровождается другим: например, качение сопровождается скольжением (качение с проскальзыванием).
По признаку состояния поверхностей трущихся тел в зависимости от смазки различают:
а) Чистое трение, возникающее на фрикционных поверхностях при полном отсутствии на них посторонних примесей (жидкостей и газов в адсорбированном состоянии). br>Практически чистое трение очень трудно осуществимо; оно может быть реализовано лишь в вакууме.
б) Сухое трение, возникающее при отсутствии смазки и загрязнений между поверхностями. Часто его называют трением несмазанных поверхностей. (Термин применять не рекомендуется.)
в) Граничное трение, при котором поверхности разделены слоем смазки настолько незначительной толщины, что он обладает особыми свойствами, отличными от объёмных свойств смазки и зависящими от природы и состояния трущихся поверхностей. Обычные уравнения гидродинамики вязкой жидкости в этом случае неприменимы.
Пограничный слой имеет слоистое строение. Ближе к металлу располагаются более активные молекулы, которые, прикрепляясь своими активными концами к поверхности металла, образуют как бы ворс из молекул смазки.
г) Жидкостное трение, при котором поверхности полностью разделены слоем жидкости, причём внешнее давление вследствие специфичной формы зазора воспринимается слоем вязкой движущейся жидкости.
д) Полусухое трение, смешанное трение, одновременно граничное и сухое.
е) Полужидкостное трение, смешанное трение, одновременно жидкостное и граничное или жидкостное и сухое.
Как указывалось выше, на величину коэфициента трения всякой трущейся пары влияет ряд обычно не учитываемых параметров (давление, шероховатость, размер поверхности, степень загрязнённости и др.). В связи с этим значения коэфициентов трения, предложенные данными таблицами, пригодны лишь для тех частных условий, при которых они были получены. Очевидно, что определённую таким образом величину коэфициента трения нельзя считать неизменной для данной трущейся пары.
КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ ПОКОЯ и СКОЛЬЖЕНИЯ
для ПАР МАТЕРИАЛОВ
Комбинация материалов | Коэффициент трения | ||
сухие поверхности | со смазкой | ||
Алмаз | Алмаз | 0,1 | 0,05 — 0,1 |
Алмаз | Металл | 0,1 — 0,15 | 0,1 |
Алюминий | Алюминий | 1,05 — 1,35 | 0,3 |
Алюминий | Низкоуглеродистая (малоуглеродистая) сталь | 0,61, 0,47 | — |
Бронза | Чугун | 0,15-0,20 | 0,07-0,15 |
Бронза | Бронза | 0,20 | 0,1, 0,07-0,10 |
Спеченная бронза | Сталь | — | 0,13 |
Графит | Сталь | 0,1 | 0,1 |
Графит | Графит (в вакууме) | 0,5 — 0,8 | — |
Графит | Графит | 0,1 | 0,1 |
Дуб | Дуб (вдоль волокон) | 0,62, 0,48 | — |
Дуб | Дуб (поперек волокон) | 0,54, 0,32 | 0,072 |
Дерево | Чистое сухое дерево | 0,25 — 0,5 | — |
Дерево | Влажное дерево | 0,2 | — |
Дерево | Чистый сухой металл | 0,2 — 0,6 | — |
Дерево | Влажные металлы | 0,2 | — |
Дерево | Бетон | 0,62 | 0,50 |
Дерево | Кирпич | 0,6 | — |
Дерево | Влажный снег | 0,14, 0,1 | — |
Дерево — вощеное | Сухой снег | 0,04 | — |
Дерево | Металл | 0,5-0,6, 0,3-0,6 | 0,1-0,2, 0,1-0,2 |
Железо | Железо | 1,0 | 0,15 — 0,20 |
Латунь | Сталь | 0,35 | 0,19 |
Латунь | Чугун | 0,3 | — |
Кадмий | Кадмий | 0,5 | 0,05 |
Кадмий | Хром | 0,41 | 0,34 |
Кадмий | Низкоуглеродистая (малоуглеродистая) сталь | 0,46 | — |
Карбид вольфрама | Сталь | 0,4-0,6 | 0,1 — 0,2 |
Карбид вольфрама | Карбид вольфрама | 0,2 — 0,25 | 0,12 |
Карбид вольфрама | Медь | 0,35 | — |
Карбид вольфрама | Железо | 0,8 | — |
Кирпич | Дерево | 0,6 | — |
Кожа | Дуб | 0,61, 0,52 | — |
Кожа | Металл | 0,4 | 0,2 |
Кожа | Дерево | 0,3 — 0,4 | — |
Кожа | Чистый металл | 0,6 | — |
Магний | Магний | 0,6 | 0,08 |
Свинцовистая медь | Сталь | 0,22 | — |
Медь | Медь | 1 | 0,08 |
Медь | Чугун | 1,05, 0,29 | — |
Медь | Низкоуглеродистая сталь | 0,53, 0,36 | 0,18 |
Никель | Никель | 0,7 — 1,1, 0,53 | 0,28, 0,12 |
Никель | Низкоуглеродистая сталь | 0,64 | 0,18 |
Нейлон | Нейлон | 0,15 — 0,25 | — |
Олово | Чугун | 0,32 | — |
Платина | Платина | 1,2 | 0,25 |
Плексиглас, оргстекло | Плексиглас, оргстекло | 0,8 | 0,8 |
Плексиглас, оргстекло | Сталь | 0,4-0,5 | 0,4 — 0,5 |
Полистирол | Полистирол | 0,5 | 0,5 |
Полистирол | Сталь | 0,3-0,35 | 0,3 — 0,35 |
Полиэтилен | Сталь | 0,2 | 0,2 |
Полистирол | Полистирол | 0,5 | 0,5 |
Резина | Чугун | 0,8 | 0,5 |
Резина | Сухой асфальт | 0,50 — 0,8 | — |
Резина | Влажный асфальт | 0,25 — 0,75 | — |
Резина | Сухой бетон | 0,6 — 0,85 | — |
Резина | Влажный бетон | 0,45 — 0,75 | — |
Свинец | Чугун | 0,43 | — |
Серебро | Серебро | 1,4 | 0,55 |
Сапфир | Сапфир | 0,2 | 0,2 |
Сталь | Сталь | 0,16, 0,1-0,12 | 0,10-0,12, 0,05-0,1 |
Сталь | Чугун | 0,30, 0,18 | -, 0,05-0,15 |
Сталь | Бетон | 0,45 | 0,35 |
Сталь | Бронза | 0,12, 0,1 | 0,08-0,16, 0,07-0,1 |
Сталь | Алюминиевая бронза | 0,45 | — |
Сталь | Фосфористая бронза | 0,35 | — |
Сталь | Текстолит | — | 0,02-0,06 |
Стекло | Стекло | 0,9 — 1,0, 0,4 | 0,1 — 0,6, 0,09 — 0,12 |
Стекло | Металл | 0,5 — 0,7 | 0,2 — 0,3 |
Стекло | Никель | 0,78 | 0,56 |
Тормозные колодки | Чугун | 0,4 | — |
Тормозные колодки | Влажный чугун | 0,2 | — |
Твердое углеродное покрытие (пленка) | Твердое углеродное покрытие (пленка) | 0,16 | 0,12 — 0,14 |
Твердое углеродное покрытие (пленка) | Сталь | 0,14 | 0,11 — 0,14 |
Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon | Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon | 0,04 | 0,04, 0,04 |
Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon | Сталь | 0,04 | 0,04 |
Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon | Ф-4, ПТФЭ, PTFE, Teflon | 0,04 | 0,04 |
Хром | Хром | 0,41 | 0,34 |
Чугун | Чугун | 1,1, 0,15 | 0,07 |
Чугун | Дуб | 0,49 | 0,075 |
Чугун | Низкоуглеродистая (малоуглеродистая) сталь | 0,4, 0,23 | 0,21, 0,113 |
Цинк | Чугун | 0,85, 0,21 | — |
Цинк | Цинк | 0,6 | 0,04 |
Кирпичная кладка | Бетон | 0,70 | 0,60 |
Кирпичная кладка, бетон | Песок, гравий | 0,60 | 0,50 |
Кирпичная кладка, бетон | Суглинок | 0,55 | 0,40 |
Кирпичная кладка, бетон | Глина | 0,50 | 0,30 |
Примечание: синим цветом указаны коэффициенты трения скольжения.
КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ ПРИ СЛАБОЙ СМАЗКЕ
ДЛЯ СТАЛЬНОГО ВАЛА ПО ПОДШИПНИКАМ
Материал подшипника | Коэффициент трения | Материал подшипника | Коэффициент трения |
Серый чугун | 0,15 — 0,20 | Полиамиды, капрон | 0,15 — 0,20 |
Антифрикционный чугун | 0,12 — 0,15 | Пластик древесный слоистый | 0,15 — 0,25 |
Бронза | 0,10 — 0,15 | Нейлон | 0,10 — 0,20 |
Баббитовая заливка | 0,07 — 0,12 | Фторопласт без смазки | 0,04 — 0,06 |
Текстолит | 0,15 — 0,25 | Резина при смазке водой | 0,02 — 0,06 |
КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ ПО СТАЛИ
БРОНЗЫ БрС30 и ПОДШИПНИКОВЫХ ПЛАСТМАСС
Бронза БрС30 | Нейлон | Древесный* слоистый пластик ДСП-Б | Лигнофолъ |
0,004 | 0,03 — 0,055 | 0,04-0,08 0,01-0,05 | 0,004 |
* в числителе — значения при смазке минеральным маслом,
в знаменателе — при смазке водой
КОЭФФИЦИЕНТЫ ТРЕНИЯ И ИЗНОСА
КАПРОНА И МЕТАЛЛОВ
Материал | Коэффициент трения | Абсолютный износ, г | Материал | Коэффициент трения | Абсолютный износ, г |
Капрон | 0,055 | 0,002 | Латунь Л63 | 0,127 | 0,054 |
Бронза БрОЦС6-6-3 | 0,158 | 0,022 | Сталь 45 | 0,113 | 0,033 |
КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ
ИЛИ ПЛЕЧО ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ К
Трущиеся тела | К, см |
Мягкая сталь — мягкая сталь | 0,005 |
Закаленная сталь — закаленная сталь | 0,001 |
Дерево — сталь | 0,04 |
ТРЕНИЕ В БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ
При расчёте болтовых соединений величину коэфициента трения принимают в пределах от 0,06 до 0,12, иногда до 0,2 — 0,25
КОЭФФИЦИЕНТЫ СКОЛЬЖЕНИЯ
РЕЗИНОВЫХ ШИН АВТОМОБИЛЕЙ
Коэфициенты скользящего трения для резиновых шин по данным Арну: по сухому макадаму — 0,67, по сухому асфальту — 0,71, по сырому асфальту — 0,81 и по мягкой скользкой дороге — 0,07 — 0,17.
Источник