Свиридов. Маленький триптих. Снег идёт. Поэма памяти Сергея Есенина
«Маленький триптих» — одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра, маленькая кантата «Снег идет» — едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака и «Поэма памяти Сергея Есенина», вызвавшая небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни.
В исполнении Большого Симфонического Оркестра им. П. И. Чайковского (дирижёр — Владимир Федосеев), государственной академической русской хоровой капеллы им. А. Юрлова (солист — Константин Лисовский), Московского камерного хора под управлением Владимира Минина и капеллы мальчиков под управлением Нинели Камбург.
Маленький триптих
01. Allegro moderato unpocorvbato
02. Contuua forza, un poco maestoso
03. МAllegro moderato
Снег идёт
04. Снег идёт. Commodo
05. Душа. Moderato con moto
06. Ночь. Animate
Поэма памяти Сергея Есенина
07. Край ты мой заброшенный. Andantino
08. Поёт зима. Allegro non troppo
09. В том краю. Andantino
10. Молотьба. Allegretto
11. Ночь под Ивана Купала. Misterioso
12. Ночь под Ивана Купала (продолжение). Con moto
13. 1919. Largo. Attacca
14. Крестьянские ребята. Allegretto vivo
15. Я последний поэт деревни. Largo
16. Небо, как колокол. Largo maestoso
Исполнители: Большой Симфонический Оркестр им. П. И. Чайковского, дирижёр — Владимир Федосеев; государственная академическая русская хоровая капелла им. А. Юрлова, солист — Константин Лисовский, тенор; Московский камерный хор п/у Владимира Минина; капелла мальчиков п/у Нинели Камбург.
Записи 1977 (Снег идет), 1981 (Поэма памяти Сергея Есенина) 1982 (Маленький триптих).
«Маленький триптих» (1964) — одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья — один из символов музыки Свиридова — воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть — вторая — навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).
Маленькая кантата «Снег идет» — едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака — написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.
День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора — цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 — 1941). Не было — своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова — новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века — сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения — к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х — середины 1980-х (среди авторов — Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла — номера 9 и 10. №9 — «Я — последний поэт деревни» — тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 — «Небо — как колокол. » — праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.
Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще. Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал: «Microsoft PowerPoint Viewer — Средство просмотра презентаций PowerPoint»
Источник
Какому жанру относится произведения свиридова снег идет
Состав исполнителей: женский хор, ансамбль мальчиков, оркестр.
История создания
После окончания «Деревянной Руси» в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз — на стихи Б. Пастернака (1890—1960). Хотя и менее заметно, но поэзия Пастернака также прошла сквозь всю жизнь композитора. На его стихи были написаны самые первые романсы, которые сам Свиридов счел настолько несовершенными, что даже не включил в список сочинений.
Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным. В своих дневниках он на протяжении многих лет так или иначе возвращается к ней. В частности, о «Докторе Живаго» есть такая запись: «Отдельные глубокие (хотя и далеко не всеобъемлющие) мысли П о жизни, о Человеке и его предназначении, о времени, о Революции, надругавшейся над Человеком. ».
«Снег идет» — это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Свиридов, таким образом. выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».
Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет. » (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году, в том же году №3 был опубликован в последнем, 12-м номере журнала «Советская музыка». Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.
Музыка
1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.
3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.
Источник
Какому жанру относится произведения свиридова снег идет
Влияние поэзии на классическую музыку
1.Поэзия Бориса Пастернака и музыка Георгия Свиридова
Прочитай отрывок из стихотворения «Снег идет» Бориса Пас тернака (1890-1960), на которое Георгий Свиридов (1915-1998) сочинил одноимённую кантату, а затем послушай саму музыку.
Снег идёт, снег идёт
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт,-
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.
Снег идёт, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
Обрати особое внимание на тембровую красочность оркестра, выразительность звучания струнных инструментов,
челесты , флейты, чередования партий женского хора.
Ответь на вопрос:
Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?
2. Анализ стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт»
Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в 1957 году.
Это лирическое произведение о быстротечности человеческой жизни:
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:
Снег идет, снег идет…
Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоционально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.
«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».
Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.
Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идёт», который употребляется в тексте десять раз.
«Снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.
Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, смысл жизни. В этом и есть прелесть стихов Бориса Пастернака.
Послушай ещё раз «Снег идёт» Г.Свиридова. Наблюдая за развитием мелодии и сопоставляя поэтический, музыкальный образы, а также образ картины «Дворик в Санкт-Петербурге» М. Добужинского.
Ответь на вопросы:
1. Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?
2. Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альт — сопрано?
3. Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь? В каком ладу звучит музыка этой части кантаты?
Посмотри ФИЛЬМ об инструменте симф.оркестра — ЧЕЛЕСТА
Послушай «Снег идёт» в исполнении современного музыканта Сергея Никитина. Слушать ЗДЕСЬ.
Он по-своему исполняет эти стихи. Сравни с музыкой Г.Свиридова.
4. Георгий Свиридов — яркий представитель русского искусства
Музыка, природа родной страны, судьба человека. Именно эти «начала» питают вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и о талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
В своём творчестве Г.Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову , мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденным музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра . Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.
5. Г.Свиридов «Пушкинский венок»
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора.
Вспомни стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Это стихотворение открывает концерт для хора «Пушкинский венок».
А теперь прочитай и послушай ещё одно произведение из «Пушкинского венка»
Источник