Тематическая беседа для детей «Как зимуют животные?»
Оксана Бирюлина
Тематическая беседа для детей «Как зимуют животные?»
Тематическая беседа для детей: «Как зимуют животные?».
Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.
Цель и задач
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Зима — суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.
Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.
Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.
Мигрирующие животные.
Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» — спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие?
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.
Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство — мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.
Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.
Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.
Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.
Не спящие зимой дикие животные.
Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов.Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.
Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем,что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера» У нас в средней группе, на прошлой недели, была очень интересная тема: «Животные севера». Хочу рассказать о некоторых моментах. Цель: 1.
Картотека стихов «Как зимуют животные» для детей среднего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку стихов: «Как зимуют животные». Возможно кому — то стихи пригодятся.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», » Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Задачи:.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные: волк, лиса, ёж и медведь» Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы и предположения детей.
Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.
Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный» Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания.
Тематическая беседа-концерт «Осень» Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести.
Тематическая беседа в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Тематическая беседа с презентацией Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности Задачи:.
Тематическая неделя «Рыбы». Познавательная беседа с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления о рыбах. Задачи: — закрепить знания детей о рыбах и среде их обитания; — рассказать о том, что рыбы питаются.
Тематическая папка (лэпбук) «Эти забавные дикие животные» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала.
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери»
светлана мельникова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие».
• Закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты (медведь, белка, заяц, ёж, лиса, ; о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов.
• Дать знание о том, как человек помогает диким животным в голодное зимнее время.
• Развивать диалогическую и доказательную форму речи; умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместных игр.
• Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях.
– Чтение познавательнойи художественной литературы: чтение рассказов Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом»; Г. Скребицкий «Белая шубка», «Белочка хлопотунья», «Смышлёный зверёк»; Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»; И. Соколов- Микитов «На опушке», «На лесной дороге», «В берлоге», «Волки».
– Заучивание стихов и загадок.
Методы и приемы
Словесные: беседа, дидактические игры, вопросы, загадки, стихи
Практические: физ. Минутка.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку Т.Гусаровой:
Если снег лежит кругом,
Если речка подо льдом,
Значит, в гости к нам сама
Кто пришла, скажи? (Зима)
Воспитатель предлагает детям посоревноваться и выяснить, кто больше знает о том, как звери готовятся к зиме.
Игра «Вопрос- ответ»
Дети делятся на две команды. Воспитатель задаёт поочерёдно вопросы каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Педагог уточняет и пополняет ответы детей.
-Медведь, белка, заяц, лиса, ёж- как называют этих животных? Почему?
(Дикие, живут в лесу, сами добывают себе пищу и заботятся о своём потомстве.)
-Эти животные по — разному готовятся к зиме. Расскажите, как медведь готовится к зиме?
(Нагуливает жир, залегает в берлогу и спит до наступления тепла, при этом температура его тела понижается, дыхание замедляется.) Слайд №2
-Какие ещё животные, так же как медведь, залегают в спячку?
(Ежи, сурки, барсуки, суслики, лягушки) Слайд №3
— Как зимует ёж? Слайд №4
(Ещё осенью утепляет свою нору, приносит мох, траву и листья, делает небольшие запасы и с наступлением холода впадает в спячку. Спит ёж свернувшись клубочком.)
-Шустрый, маленький зверёк с ветки на ветку прыг да скок. (Белка) Слайд №5
-Как белка готовится к зиме?
(Меняет окраску и становиться серенькой, чтобы быть незаметной. Осенью делает запасы, приносит в дупло орехи, ягоды, грибы, утепляет своё дупло, вход закрывает наполовину листьями и мхом)
— Длинное ухо, комочек пуха,прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
— Как зимует заяц?
(Меняет шубку, становиться беленьким, зимой не спит и весь день проводит в поисках пищи.)
— О каких диких животных мы не сказали? Как проводят зиму эти животные? Слайд №7, 8
(волк, лиса в спячку не впадают, проводят зиму в поисках пищи, охотятся на мелких животных, например, мышей, зайцев, белок)
Педагог подводит итог игры, подсчитывает количество фишек у каждой команды, определяет победителя.
Дидактическая игра «Кто где живёт?» Слайд №9
Педагог предлагает вспомнить, как называются жилища разных диких животных. Показывает слайд с изображением животного, дети находят его жилище среди выставленных на доске иллюстраций и размещают рядом.
Медведь по лесу бродит, Ходьба вперевалочку на наружной
От дуба к дубу ходит. стопы.
Находит в дуплах мёд
И в рот себе кладёт. Имитация движений.
А пчёлы налетают,
А пчелы жалят мишку: Дети показывают, куда укусили пчёлы.
Не ешь наш мёд воришка! Грозят пальцем.
Бредёт лесной дорогой Ходьба вперевалочку на наружной Медведь к себе в берлогу. стороне стопы.
Ложиться, засыпает Имитация движений.
И пчелок вспоминает.
И г р а «Закончите предложения».
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение».
Дети становятся в круг, педагог бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.
Заяц зимой белый, летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
У зайца задние лапы короткие, а передние…
Заяц пушистый, а еж…
Еж спит днем, а охотится…
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а еж…
Лиса живет в норе, а медведь в…
-Ребята, а как люди помогают животным пережить снежную зиму?
(Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями). Слайд № 10
-А как люди в городе могут помогать животным зимой, и каким?
Педагог читает стихотворение А. Ящина «Покормите птиц»
(Птицам, кормить зимой, делать кормушки).Слайд №11
Педагог подводит к выводу о необходимости вместе с родителями сделать кормушки и подкармливать птиц.
Конспект НОД «Как звери в лесу зимуют» Тема: «Как звери в лесу зимуют» Цель: расширять знания детей о зимних явлениях в природе, о том, как звери в лесу зимуют. Программные задачи:.
Конспект НОД «Экологическое воспитание детей» в средней группе «Как зимуют дикие звери» Формы проведения: совместная деятельность детей и взрослого, игра со сказочным героем. Цель. Формировать представления о животном мире зимой.
Конспект ОД ФКЦМ по ознакомлению детей с миром природы в старшей группе «Как звери зимуют в лесу» Программное содержание: Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Задачи: • Обучающие задачи: уточнить и расширить представления.
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме» Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами.
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Как звери к зиме готовятся» Проектировочный компонент Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме» Целевые ориентиры • продолжить знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, белка, еж): где живут, чем питаются,.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как зимуют дикие животные?» Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе познавательной деятельности Задачи: 1. Создавать условия для обобщения.
НОД в средней группе «Как зимуют звери в лесу» Цель: закреплять представления об образе жизни диких животных зимой. Задачи: — закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;.
План-конспект образовательной деятельности детей младшей группы «Как зимуют дикие звери» Тема: «Как зимуют дикие звери (сезонные изменения в жизни животных)» Цель: Дать детям первоначальное представление о наиболее распространённых.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Как зимуют дикие звери» «Как зимуют дикие звери»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюсредняя группа Кычакова Наталья.
Источник