Как работают трактора зимой

Основные трудности использования тракторов в зимних условиях

ЛЕКЦИЯ 24

Дисциплина: «Машиноиспользование в СК»

Продолжительность: 1 час

Эксплуатация тракторов в зимних условиях

Основные трудности использования тракторов в зимних условиях

Способы облегчения пуска и прогрева двигателей

Средства группового подогрева тракторов

Обслуживание тракторов в зимний период

Вождение тракторов в зимних условиях

Гигиена труда, техника безопасности и противопожарные мероприятия при зимней эксплуатации тракторов

Основные трудности использования тракторов в зимних условиях

С каждым годом увеличивается объем тракторных работ, в том числе и тех, которые выполняются в холодное время года.

Работа машин при низких температурах имеет свои особенности, и недооценка их нередко приводит к тяжелым последствиям, а сельскохозяйственные предприятия несут большие материальные убытки.

Рассмотрим наиболее важные вопросы технического и организационного характера, встречающиеся при работе тракторов в холодное время года.

Поздней осенью, зимой и ранней весной тракторами выполняется значительный объем работ. Тракторы используются на транспортных и дорожных работах, снегозадержании, лесозаготовках, кошении камыша и др. Проводятся опыты по зимнему посеву. Тракторы вывозят на поля удобрения, подвозят корма на животноводческие фермы, транспортируют в хозяйства стройматериалы и нефтепродукты.

В хозяйствах Северного Казахстана на зимних работах в отдельные периоды используется до 70% тракторного парка. Объем зимних работ может составлять до 30% от всего объема работ. В зимнее время в основном работают гусеничные дизельные тракторы (ДТ-175М, Т-4А, Т-130) и колесные тракторы МТЗ, Т-40, К-701, К-744Р.

Эксплуатация их при низких температурах окружающего воздуха имеет свои особенности:

— усложняется пуск двигателей, в особенности дизельных;

— затрудняется обслуживание и ремонт машин, уменьшается светлое время суток;

— ухудшаются условия смазки трущихся поверхностей;

— может уменьшаться эффективная мощность двигателя, а следовательно и тяговые качества тракторов, повышается расход топлива;

— затрудняется строгание машин с места и движение из-за застывания смазки, примерзания, ухудшения тягово-сцепных свойств;

— возрастают усилия на рычагах управления агрегатами, усложняется вождение тракторов из-за буксования, движения по сильно пересеченной местности;

— изменяются физико-технические свойства горюче-смазочных материалов и некоторых материалов деталей машин (резины, пластмасс, металлов), увеличивается вязкость масел и топлива, в дизельных топливах выпадает парафин.

При нарушении правил зимней эксплуатации, а также в случае отдельных неполадок и неисправностей может произойти следующее:

— частичное или полное размораживание двигателя и чаще радиатора; появление трещин в головке блока цилиндров и в стенках рубашки двигателя вследствие резкого изменения температуры и появления температурных напряжений (при сливе очень горячей воды или другой охлаждающей жидкости, а так­же при пуске двигателя без охлаждающей жидкости);

— преждевременный износ или поломка пускового двигателя из-за его перегрузки или увеличения длительности пуска;

— увеличенный износ или поломка шестерен и других деталей передаточного механизма пускового устройства дизеля;

— осмоление деталей дизеля при продолжительной работе на пониженном тепловом режиме;

— повышение количества отложений накипи при частой смене воды в системе охлаждения;

— прекращение подачи топлива при образовании ледяных пробок и отложений парафина в топливопроводах и фильтрах;

— разрушение резиновых деталей;

— при наличии аккумуляторной батареи: загущение электролита, уменьшение емкости аккумуляторной батареи, появление трещин в сосудах и разрушение пластин в случае замерзания и расширения электролита;

— поломка деталей силовой передачи из-за застывания смазки и увеличенных сопротивлений;

— поломка деталей ходовой части в результате забивания снегом и движения по неровной и твердой поверхности и т. д.

Рис. 1. Карта климатических зон СНГ

По климатическим условиям, от которых зависит эксплуатация машин, территория СНГ может быть разделена на три климатические зоны (рис. 1).

I зона — юг европейской части СНГ, Закавказье, Средняя Азия и юг Казахстана;

II зона — европейская часть СНГ (кроме юга), Казахстан (кроме юга), запад Сибири и юго-восток Приморья, районы Средней Азии, расположенные на высоте 2000 и более метров над уровнем моря;

III зона — основная территория Сибири и Дальнего Востока. В третьей зоне по трудности зимней эксплуатации машин выделяются две подзоны:

1 — особо низких температур (район Якутска, Верхоянска и Оймякона);

2 — арктическая (побережье Северного Ледовитого океана).

Источник

Особенности эксплуатации трактора в зимних условиях

При температуре воздуха ниже +5 °C эксплуатация трактора МТЗ 80/82 усложняется. В условиях низкой температуры (зимой) возникает опасность замерзания воды в радиаторе и затрудняется пуск дизеля.

Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу трактора в зимних условиях, нужно до наступления холодов подготовить его к зимней эксплуатации. Произведите сезонное техническое обслуживание.

Если трактор укомплектован предпусковым подогревателем модели ПЖБ-200Б, установите его на трактор. Монтаж подогревателя на дизель, эксплуатация и уход за ним подробно изложены в этой статье.

В зимний период эксплуатации пользуйтесь жидкостями, незамерзающими при низкой температуре (антифризами), применяйте для дизеля утепленные чехлы. При минусовых температурах соблюдайте следующее:

  1. не пускайте дизель без охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
  2. пуск дизеля производите только после прогрева его горячей водой.
  3. на остановках внимательно следите за температурой воды, не допуская понижения ее ниже +40 °C.
  4. перед сливом воды дизель должен остыть до температуры 50-55 °C.
  5. при спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливайте воду из котла подогревателя (если он установлен на дизеле) и из шлангов блока отопления кабины. Для этого откройте краны в кронштейне под поликом кабины и снимите пробку заливной горловины радиатора.
  6. следите за тем, чтобы вода не замерзала в спускных краниках и спускных отверстиях.
  7. если система охлаждения заправлена антифризом, проверьте удельный вес жидкости (должен быть не ниже 1,055).
  8. применяйте зимнее дизельное топливо; при отсутствии в зимнее время топлива требуемой марки допускается применение летних сортов с добавлением 25% (по массе) малопарафинистого керосина при температуре до -20 °C и 50% при температуре от -20 °C до -35 °C.
  9. применяйте зимнее дизельное масло; при отсутствии в зимнее время моторного масла требуемой марки допускается применение летних сортов масла с добавлением 15% по массе дизельного топлива зимних сортов.
  10. при длительных остановках трактора спускайте масло из картера дизеля в чистую, плотно закрывающуюся посуду после его остановки.
  11. холодный дизель заправляйте маслом, подогретым в водяной ванне до температуры 70-80 °C. Заправляйте подогретым маслом дизель одновременно с заливкой горячей воды в систему охлаждения.
  12. разбавлять летнее масло летним дизельным топливом не следует, так как оно застывает при температуре -10, -12 °C.

Источник

Как правильно обслуживать трактор зимой? Советы и рекомендации специалистов

Работа тракторов зимой требует к себе особого внимания и соблюдения обязательных правил. Если эти правила не выполняются, машины преждевременно выходят из строя.
Основные правила, выполнение которых обязательно при работе в зимнее время на тракторе, сводятся к следующему:
1. Известно, что в зимнее время двигатели переохлаждаются. Поэтому для поддержания нормальной температуры двигателя необходимо прикрывать его радиатор. Особенно необходима защита радиатора во время остановки двигателя. Вода в нижней части трубок радиатора замерзает очень быстро, а потому эту часть радиатора надо фундаментально защищать на все время зимних работ. Для этого лучше всего воспользоваться куском фанеры, которую необходимо плотно укрепить на радиаторе, так, чтобы прикрыть его, до половины. При суровой зиме между фанерой и сердцевиной радиатора обязательно следует проложить кусок материи. Верхнюю переднюю часть радиатора требуется защищать плотной шторкой из материи.
2. Для предохранения от замерзания резервуаров радиатора и нижнего трубопровода необходимо их утеплять войлоком.
3. Особенно тщательно нужно закрывать радиатор при пуске холодного двигателя, причем, лучше всего воду в двигатель наливать горячую. Холодную же воду можно наливать только после того, как двигатель завелся и прогрелся. Температура самой горячей части головки цилиндра у выхлопного клапана должна быть такой, чтобы рука терпела длительное прикосновение. Воду нужно вливать быстро, т. к. медленное заполнение радиатора может вызвать замерзание нижней его части. После заливки воды надо убедиться в том, что вода в системе циркулирует. Это можно узнать по температуре нижнего трубопровода. Холодный трубопровод при нагретых цилиндрах означает, что вода где-нибудь замерзла и циркуляции нет. В этом случае надо немедленно отогреть радиатор и трубопроводы, поливая замерзшие части горячей водой.
4. Во время работы трактора необходимо особо тщательно следить за тем, чтобы в радиаторе было достаточно воды. Если же воды будет мало и циркуляция ее прекратится, то вода в радиаторе замерзнет, а в моторе будет кипеть.
5. По окончании работ воду спускать сейчас же по остановке двигателя.
6. После спуска воды нужно спустить масло из картера и поставить его в теплое помещение. Если почему-либо спустить его не удалось, то перед новым пуском мотора масло необходимо подогреть, т. к. застывшее маслонасос не сможет качать или будет качать плохо и смажутся только одна, подшипники, хотя манометр и будет показывать высокое давление. Практика показала, что особенно плохо будут, в этом случае, смазываться цилиндры, т. к. густая смазка не разбрызгивается. В масле зимой часто отстаивается вода, которая замерзает на дне картера и может послужить причиной поломки масляного наcoca. Поэтому не следует и пытаться провернуть двигатель при 10° мороза и выше, если не было опущено масло.
7. Для смазки системы передач при морозе в 10° нужно употреблять автол, вискозин и «Т», а при более низкой температуре автол «М».
8. Для смазки конической пары передач трактора ЧТЗ «60» при морозе в 10° употреблять только автол «М». При более низкой температуре к автолу «М» нужно добавлять машинное масло № 2 (Олеонафт).
9. Все места трактора, которые в теплое время смазываются солидолом при морозе в 10°, должны смазываться нигролом, а при более низкой температуре к нигролу необходимо добавлять автол «Т».
10. Каждый тракторист должен быть обязательно снабжен набором инструментов для подтягивания болтов крепления шпор, плит, гусеницы и т. д.
11. Езда по закатанной дороге зимой, должна быть воспрещена, если же этого избежать нельзя, то скорость передвижения должна не превышать 3-х километров в час.
12. В случаях работы тракторов по оттаявшему грунту и набивания земли, снега и грязи на гусеницы и шпоры, следует при остановках тракторов обязательно очищать от грязи и снега, т. к. забивание шпор и звеньев гусеницы вызывает у колесных тракторов срезывание крыльев, а у гусеничных от забивания грязи между полотном гусеницы, роликами и звездочками – рвется полотно.
13. Во время оттепели останавливать трактор на сухом грунте или на специальных подкладках, чтобы избежать примерзания трактора к грунту, ибо последнее может повлечь за собой крупные поломки заднего моста, а, следовательно, вызвать большие простои тракторов.

Больше внимания к уходу за трактором во время зимней работы — это сохранит его от поломок и аварий.

Источник

Как заводить трактор в мороз

Завести технику, простоявшую на морозе, не просто трудно, а порой нереально. Тракторы работают на дизельном топливе, и в зимний период они становятся настоящей головной болью фермеров и работников дорожного хозяйства. Неправильный запуск приводит к быстрому износу деталей.

Как завести трактор в мороз: общие принципы

Сельскохозяйственная техника поставляется с системой предпускового запуска, которая используется для подогрева узлов, работающих с жидкостями и маслами, до нужных температур. С ее помощью даже в сорокаградусный мороз можно завести трактор всего за 30 минут.

Система предпускового подогрева зависит от модели машины. Техника с предустановленной жидкостной системой с принудительной циркуляцией комплектуется нагнетателем, горелкой и котлом обогрева. Предпусковые подогреватели, с которыми работают машины на дизельном топливе, отличаются друг от друга алгоритмом действия.

Предпусковая система должна быть всегда в исправном состоянии. Готовят ее заранее, пока позволяют погодные условия: промывают котел и очищают горелку от нагара. Это лишь первичная подготовка. Непосредственно перед запуском мотора после этих действий двигатель нагнетателя подключают к цепи напряжением 12 В и проверяют его работоспособность. При подключении минусовый провод идет на корпус, а «плюс» – на клемму электродвигателя.

Перед тем как завести трактор на морозе, открывают пробку котла и сливают скопившееся топливо. Затем пробку закрывают и закручивают кран. Готовят воду для заполнения системы и начинают непосредственный прогрев двигателя.

Открывают заслонки нагнетателя и выхлопного патрубка котла. Далее устанавливают топливный кран системы обогрева. На одну минуту включают свечу накаливания. Затем активируют двигатель нагнетателя. Через горловину заливают воду в систему индивидуального обогрева. Когда двигатель прогреется до 80 градусов, он готов к запуску.

Как завести трактор МТЗ-82 зимой

Для запуска со стартера тракторы МТЗ оснащаются электрофакельным подогревателем, который обеспечивает машине работу при пониженных температурах. В лабораторных условиях его испытания проводились при температуре -20°С, в реальности же технике приходится работать при более низких показателях, что усложняет запуск.

Перед включением двигателя трактора зимой бачок электрофакельного подогревателя необходимо заполнить соляркой. Привод масляного насоса при этом обязательно выключают, таким способом уменьшают сопротивление проворачивающегося коленного вала. Шторку водяного радиатора закрывают, что уменьшает время прогрева дизеля. При этом обязательно проверяют уровень охлаждающей жидкости.

Зимний запуск трактора МТЗ-82 предполагает обязательное использование стояночного тормоза в нейтральном положении рычага переключения передач. Регулятор ВОМ при этом переводится во включенное состояние. Далее необходимо привести в действие выключатель массы, а рычаг управления подачей топлива поставить в среднее положение и выжать сцепление.

Ключ зажигания повернуть в положение I и нажать кнопку системы электрофакельного подогревателя. Когда замигает контрольная лампа, ключ перевести в положение II, продолжая удерживать кнопку. Ключ и кнопка ЭФП отпускаются только после включения дизеля. Педаль сцепления отпускается после стабилизации оборотов и уровня масла.

Чтобы легко завести трактор Беларус в мороз, помимо использования зимнего дизельного топлива и масла обязательно рекомендуют заливать антифриз. Аккумулятор всегда должен стоять заряженным. Топливный отстой сливают, дизель прогревают горячей водой. Возможно применение циркуляционного подогревателя.

Почему трактор не заводится в холод?

Кроме общего промерзания выделяют ряд специфических причин, почему двигатель трактора не заводится зимой.

  1. Отсыревшие контакты. Смена погодных условий и перепад температур приводит к тому, что на электроконтактах остается конденсат. В результате система перемерзает и электроприборы перестают работать. Если проблема в этом, необходимо высушить контакты.
  2. Использование густого масла. Перед сменой сезонов необходимо полностью менять технические жидкости. В тракторы заливают зимнюю солярку, а также подбирают зимнее масло. Оно не густеет в мороз.

Если используют минеральное масло, то можно предупредить его загустение.

  1. За сутки до включения двигателя в поддон наливают немного топлива.
  2. Двигатель заводят на несколько минут. За это время масло смешивается с топливом и становится вязким, что предупреждает его промерзание.
  3. На следующий день при запуске трактора мотору дают поработать на холостом ходу несколько минут, за которые машина прогревается, а топливо в масле испаряется.

Эти меры допустимы при небольшом морозе до -10 градусов.

Источник

Читайте также:  Можно ли использовать гумат калия после заморозки
Оцените статью