Проект для учащихся начальных классов «Помоги птицам зимой»
Номинация «Душевная Пермь»
Проект для учащихся начальных классов
«Помоги птицам зимой»
Автор проекта: Старкова Ольга Степановна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №1» г. Перми
Проект для учащихся начальной школы
«Помоги птицам зимой»
Идея проекта: помочь птицам в зимний период
Участники: учащиеся 2 «Г» класса, родители.
Сроки реализации: декабрь 2019 г. — январь 2020 г.
Актуальность: С приходом зимы наступает трудный период в жизни птиц. Им необходима помощь человека. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико.
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает зимой из-за голода.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Мы задались вопросом: что мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в Пермском крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Цель проекта: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Расширить знания о зимующих птицах Пермского края.
Провести наблюдения за повадками птиц.
Расширить представление учащихся и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Воспитывать у учащихся бережное и чуткое отношение к природе, в том числе к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Способствовать сплочению детского коллектива через совместную деятельность.
Сроки реализации: декабрь 2019 г. — январь 2020 г.
— индивидуальный и групповой;
— смешанного типа: социальный и творческий.
Обеспечение : фотоаппарат, материал для изготовления кормушек.
Проектный продукт : кормушки, помощь зимующим птицам (подкормка)
Знания и умения, полученные в ходе реализации проекта:
— развитие умения добывать необходимую информацию;
— развитие умения вести наблюдения в природе;
— развитие умения работать с техникой;
— развитие навыка публичных выступлений;
— обогащение знаний о жизни зимующих птиц, их привычках, особенностях питания.
Методы и приёмы:
— наблюдение;
— сбор информации;
— работа с литературой;
— экскурсии;
— обработка собранной информации;
— творческая работа.
План работы над проектом
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Создание творческой группы (все учащиеся класса).
Совместное составление плана работы над проектом.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.
Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся школы.
Создать инициативную группу из учащихся класса и родителей по реализации проекта.
Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольной территории.
Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.
Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал.
Этапы реализации проекта
Родительское собрание , где идет ознакомление с экологическим проектом «Помоги птицам зимой».
Экскурсия для учащихся в парк, наблюдение за птицами
Подготовка листовки-обращения с призывом к сохранению природы и ее обитателей.
Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы.
Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы.
Выступление участников акции с результатами работы
Дальнейшее развитие проекта.
Участие в проекте всех учащихся класса и их родителей.
Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.
Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
Расширение знаний по теме «Зимующие птицы Пермского края и способы оказания им помощи в зимний период.
Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц Пермского края в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб. Дети на этом этапе работали с литературой, искали информацию в интернете, вели наблюдения в природе. В результате детьми были написаны сообщения, сделаны презентации о зимующих птицах, о своих наблюдениях, оформлена выставка рисунков «Зимующие птицы». Со своими работами дети выступили на внеурочном занятии «Помоги птицам зимой!» . Итоговым продуктом явилась листовка- обращение (Приложение 1).
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.
Задачи : выбрать один из видов кормушек, сделать её и повесить на территории. Следить, чтобы в кормушках было чисто и постоянно находился корм.
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса — для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и разместили её на школьный информационный стенд.
Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек, что доказало ежедневное наблюдение.
Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать, чем они кормятся. Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!
Далее мы выяснили, что самые простые кормушки можно сделать из тетра-пакетов или пластиковых бутылок. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов.
22 января 2020 года мы с учащимися и родителями вышли на территорию школы, для того чтобы развесить кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
3. Результаты наблюдений
Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы . Из таблицы видно, что о сновной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку «Геркулес» и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения . Наблюдения проводились как на улице — на территории школы, так и из окна кабинета.
Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. Птицы стайками, в основном это были синицы и воробьи, редко голуби, прилетали утром в интервале с 9 ч 50 мин до 10 ч 20 минут , в обед с 12 ч 30 минут до 14 ч. Вечером наблюдение не велось. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками . Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки и очищать их от снега. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы — наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв и синиц. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала и семечки, а воробьи в любую кормушку. Несколько раз у кормушек видели голубя. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.
В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
Человек может помочь перезимовать птицам, развешивая кормушки
Источник
Исследовательский проект «Как помочь птицам зимой»
проект по окружающему миру (4 класс)
Исследовательский проект «Как помочь птицам зимой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»
Окружная научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги»
Тема: «Как помочь птицам зимой»
направление: науки о природе (экология)
Автор исследовательской работы:
Баринов Иван, обучающийся 4 «б» класса
Руководитель: учитель начальных классов
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни маленькой частички живой природы. Выбор данной темы, исследование, проводилось мной с декабря по март 2017-2018 г. Мне было интересно узнать больше об особенностях птиц, живущих в нашем крае.
Актуальность:
Узнав о том, что большое количество птиц погибает зимой, не доживая до весны, я решил узнать, что нужно сделать для того, что бы птиц осталось как можно больше. Ведь по статистике, до конца зимы доживает только 1 синица из 10. А вся причина в том, что гибнут птицы не от холода, а от голода. Голодная птица не переносит даже слабых морозов.
Оказание помощи зимующим птицам нашего края.
- Расширить знания учащихся о птицах родного края.
- Провести социологический опрос учащихся 4 «Б» класса МБОУ на тему: «Как я помогаю птицам в зимний период ».
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Привлечь одноклассников в оказании помощи птицам.
- Изготовить кормушки.
- Оформить альбом о «Зимующих птицы нашего края».
Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Человек может помочь им пережить стужу.
- изучение литературы по теме;
- просмотр видеофильмов и презентаций о зимующих птицах;
- наблюдения;
- изготовление кормушек;
- рисунки;
- фотографии;
- презентация результатов работы.
- Знакомство с книгами, в которых содержится информация о зимующих птицах нашего края, посещение школьной и поселковой библиотеки.
- Поиск информации в сети Интернет.
- Провести социологический опрос учащихся 4 «Б» класса МБОУ на тему: «Как я помогаю птицам в зимний период».
II. Основной этап
- Наблюдения.
- Выбор наиболее интересной информации о зимующих птицах.
- Рассказать своим одноклассникам о трудностях выживания птиц в морозы. Вызвать желание подкармливать их.
- Изготовление кормушек для птиц.
- Изготовление альбома « Зимующие птицы нашего края».
III. Заключительный этап
- Выступление на классном часе по теме исследовательской работы.
- Показ кормушек.
- Демонстрация альбома « Зимующие птицы нашего края ».
На первом этапе я знакомился с книгами, в которых содержится информация о зимующих птицах нашего края. В моей домашней библиотеке много энциклопедий «Росмэн»: «Птицы», «Пернатые друзья», картинок «Птицы», и т.д. Я посетил школьную и поселковую библиотеки. Там я узнал много нового и интересного о зимующих птицах, сделал записи. Очень много информации нашёл в интернете. Я просмотрел очень много видеофильмов и презентаций о птицах. После этого я вместе с учителем проводил социологический опрос среди одноклассников.
Вопросы детям (подчеркнуть ответ):
- Знаете ли вы, зимующих птиц нашего края? (да, нет).
- Знаете ли вы, о трудностях выживания птиц в морозы? (да, нет).
- Знаете ли вы, какой корм нужен птицам зимой? (да, нет).
Результаты опроса показали, что очень мало ребят знают о зимующих птицах нашего края, о трудностях выживания птиц в морозы.
С наступлением холодных зимних дней мы с папой сделали несколько кормушек и повесили её на ветвях дерева рядом с окном. В кормушку мы насыпали корм: крошки хлеба, семечки, зерна пшеницы, кусочки сала. Каждый день я наблюдал за тем, какие птицы прилетают к нашему дому, кто из птиц предпочитает какой корм. Свои наблюдения я записывала в блокнот. Мне удалось даже сфотографировать прилетающих птиц. После наблюдений мы всей семьёй рисовали зимующих птиц.
Понаблюдав, изучив литературу, посмотрев видеофильмы и презентации о зимующих птицах, я решил рассказать о самых интересных, на мой взгляд, данных своим одноклассникам на классном часе.
Воробей — бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.
Питаются воробьи в основном растительной пищей, весной поедают насекомых. В городах и поселках придерживаются мест, где есть зерно – склады, скотные дворы. Также воробьи охотно поедают крошки белого хлеба.
Наблюдая за воробьями, я заметил, что они любят что-то выискивать и клевать на земле, часто воробьи сидят стайками на проводах, потом спускаются по несколько птичек на землю, клюют что-то на земле, пьют воду из лужи, потом опять садятся на провода, на землю спускаются другие воробьи. Не редко можно наблюдать, как два воробья дерутся друг с другом из-за хлебных крошек или зернышек, насыпанных в кормушку.
Именно рядом с человеком воробей получает благоприятные условия для размножения, так как у него нет проблем с добыванием пищи.
Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Синицы частые гости на кормушке, там они охотно едят семена подсолнуха, дыни, арбуза. Любимый корм синиц зимой – несоленое сало. Чёрный хлеб для синиц чрезвычайно опасен. Я наблюдал, как синичка подлетает к кормушке, не останавливаясь, почти на лету, хватает кусочек сала из кормушки и улетает.
Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
Сороку-белобоку трудно не узнать. Хвост сороки гораздо длинней, чем туловище, ступенчатый. Кроме того, она выделяется контрастным оперением: на животе и частично на крыльях – перья у сороки белые. Зимой сороки стараются перебраться поближе к человеческому жилью, где проще найти себе пропитание. Поскольку сорока всеядная птица, пищу ей найти намного проще. Она с равным успехом может питаться и растительной пищей, и остатками человеческой еды, и пищей животного происхождения, в том числе мелкими грызунами. Благодаря имеющейся сноровке и мощному клюву, сорока всегда найдет себе пропитание. Если добыча для нее слишком велика, она придерживает ее одной лапой, отрывает куски клювом. Все это делает ее зимовку проще, чем у неперелетных птиц, питающихся исключительно растительным кормом.
Летом снегирей не увидишь – они гнездятся в северных лесах. В ноябре, как выпадет снег, в наши края прилетают снегири. В зимний день с инеем или после обильного снегопада снегири на ветках выглядят как румяные яблоки.
Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время. Снегири предпочитают семена ясеня, ягоды рябины. При этом они извлекают из плодов только семена, а мякоть выбрасывают. Если найдешь под деревом такие выеденные плоды, значит, кормились здесь именно снегири.
На классном часе мы сделали вывод о том, что подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут леса и парки, не стоит забывать о том, что всё лето эти птицы без устали, от зари до зари прочёсывают газоны и кусты в поисках живого корма для своих птенцов, тем самым помогая нам избавляться от вредных насекомых. Сейчас наша очередь помочь пернатым друзьям, а они помогут нам летом!
В нашем классе мы решили провести акцию «Поможем птицам!».
Ребята с родителями изготовили кормушки. Вместе с учителем мы развесили кормушки на территории школы. Каждый день мы стали подкармливать птиц. Корм мы подобрали, исходя из моих наблюдений и информации.
Чтобы привлечь к данной акции больше людей, мы учителем разработали памятки «Как помочь птицам в зимний период» и «Как и чем подкармливать птиц зимой». Данные памятки мы развесели в общественных местах.
Для знакомства ребят с зимующими птицами нашего края всей семьёй мы изготовили альбом «Зимующие птицы нашего края». Мы нашли в интернете картинки и информацию о птицах. Получился интересный альбом.
На заключительном этапе я с учителем подготовил выступление для классного часа. На классном часе я рассказал ребятам о зимующих птицах, о значимости заботы о птицах в зимний период, продемонстрировал памятки и альбом. Ребята узнали много интересного. Для более подробного знакомства в нашем классе теперь есть альбом «Зимующие птицы нашего края».
При работе над проектом я узнал:
- какие птицы остаются зимовать в наших краях;
- научился делать кормушки;
- правильно кормить пернатых друзей;
- ребята моего класса тоже решили помогать птицам.
Гипотеза моей работы подтвердилась. Действительно, много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Человек может помочь им пережить стужу.
А закончить свой проект мне бы хотелось стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Павлинов И. Я. «Животные», энциклопедия «ОЛМА», 2010г.
- Григорьева А. А. «Большая книга животных», энциклопедия, «Белый город»,2017 г.
- Школьник Ю. К. «Птицы. Полная энциклопедия», «ЭКСМО», 2016г.
- Андреева Т. А. «Птицы России», школьный путеводитель, Москва, 2008г.
- Смирнов И.В. «Зимующие птицы», детская энциклопедия «Росмэн,2016г.
- Мухина И. С. «Птицы », «Издательство Астрель», 2009 г.
- https://givotniymir.ru/zimuyushhie-pticy-nazvaniya-opisaniya-i-osobennosti-zimuyushhix-ptic/ (сайт «О животных и птицах»).
- https://ru.wikipedia.org
- https://worldbirds.ru/ (сайт «Мир птиц»).
- http://pticyrus.info/ (сайт «Птицы России»)
- Актуальность
- Цель исследования
- Задачи исследования
- Гипотеза
- Методы исследования
- Этапы проекта
- I Подготовительный
- Социологический опрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы» В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. .
Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр.
Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время.
Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК «ПНШ», «Как помочь птицам зимой».
На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц.
Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»).
Источник