Как узнать дерево по силуэту зимой?
Как узнать дерево по силуэту зимой?
На календаре уже весна, настроение не может испортить даже снегопад! Представляем вашему вниманию интересную статью, она же мастер-класс по определению деревьев в осенне-зимний период. Март прекрасно подойдет для практических занятий в этой области!
Поздно осенью и зимой деревья и кустарники не привлекают к себе особого внимания. Сбросив последние листья, они покоятся до весны, казалось бы, не представляют никакого интереса, тем более различить их в безлиственном состоянии для многих довольно сложно. Безразличное отношение к деревьям и кустарникам в их зимнем уборе не верно. Зимой на их ветках можно увидеть много интересного, научиться распознавать по почкам и другим признакам, например по цвету коры и т.д.
В лесу или на поляне зимой можно издали приметить одиноко стоящее дерево. По очертанию кроны и по силуэту знаток определит, какое из деревьев растёт. Зимой, например, более заметными по силуэту становятся хвойные деревья, которые у нас по видовому составу немногочисленны. Каждый может отличить острую треугольную вершину ели от широкой кроны сосны.
Ель имеет широкую пирамидальную крону и острую верхушку, сосна же в густом насаждении имеет тонкий, высокий и прямой ствол и небольшую зонтиковидную крону, расположенную на самой верхушке. Совсем иначе выглядит сосна, выросшая на «свободе». Она невысока, но ее крона представляет широкий шатер ветвей, который начинается от самого основания дерева. У ели различие между другими деревьями в насаждении и на свободе выражено не так резко. У лиственных пород оно проявляется по-разному и зависит от степени теневыносливости. Но, несмотря на эти изменения, характер кроны и способ ветвления в большей части сохраняются.
Поупражнявшись в определении деревьев по силуэту, знаток еще издали сможет определить, какое дерево перед ним и как оно росло — в сомкнутом насаждении или на «свободе».
Сложнее может показаться на первый взгляд определение по силуэту лиственных деревьев. Очень характерен силуэт березы повислой с ее мелкими веточками, мощные очертания старых, кряжистых дубов, каких у нас мало, а также своеобразный силуэт старых ив — ветел с их толстым невысоким стволом и большим количеством тонких прямостоячих ветвей.
Этот ивовый силуэт является принадлежностью зимнего ландшафта средней полосы Европейской части России, особенно около деревень, у прудов и речек.
Многие деревья можно узнать по плодам и остаткам соцветий, которые сохранились на ветках. На ольхе зимой видны мужские сережки и прошлогодние женские «шишечки». У некоторых кустарников, таких как рябина, калина, боярышник, бузина, зимой остаются ягоды.
Еще наиболее надежный способ различать деревья зимой — почки. Есть книги — определители. Но полезно попытаться и самим узнавать главные признаки отличия древесных пород. Внимательно присмотревшись, обращаешь внимание, как располагаются почки на побегах. Можно даже попробовать их на вкус. При необходимости растереть в ладонях, чтобы почувствовать запах. Взять ветку в руки, посмотреть на цвет и состояние коры, узнать много интересного из жизни того или иного дерева. Из почек весной вырастают побеги — главный и боковой, рассмотреть их расположение.
Наблюдения в этом направлении интересуют всегда и простого обывателя, и школьника.
Бывая в лесу даже нечасто, особенно в зимнее время, при желании можно видеть отличие мелколиственных от широколиственных пород деревьев, хвойных от лиственниц, подрост от подлеска.
Напомним — подлесок, это древесные и кустарниковые растения, которые никогда не смогут сформировать древостой, а подростом называют молодые деревья основных лесообразующих пород данного леса до 1/3 основного полога. Присматриваясь, постепенно начинаешь наблюдать как вырисовываются ярусы леса.
Вообще любить нашу русскую природу, выезд или выход в лес каждый раз, должен быть не случайным, и время, которое вы провели в лесу потрачено не напрасно. Зима в природе — это не только смена времен года, это лыжные прогулки, пешие прогулки, обязательная подкормка птиц в скверах и парках, но и распознавание деревьев в безлиственном состоянии, по кронам, цвету коры, почкам, описанное выше в нашей небольшой заметке.
лаборант исследователь, Соколова Галина Вениаминовна
Источник
Как определить дерево кустарники зимой
Цели: продолжить формирование умения и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; учить пользоваться раздаточным материалом; развивать познавательный интерес учащихся к изучению окружающего мира.
Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются…»
– О каком времени года рассказал автор?
– Как зима украсила деревья?
– А можно ли зимой различать деревья и кустарники? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 44–45).
– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?
– Что такое крона дерева? (Крона дерева – это его верхняя разветвленная часть.)
– Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются?
– У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
Ветви клена прямые, крепкие.
У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина – небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
– Растут ли эти деревья в нашем крае?
2. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по плодам?».
– А как можно отличить деревья по плодам? Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.
– Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.
У рябины – гроздья оранжевых ягод.
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.
Плоды дуба – желуди.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Возле школьного крыльца
Вера – вербу, ясень – Вася,
Слава – сливу, Клава – клен…
Ты работал – оставайся.
Ты ленился – выйди вон.
3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по почкам».
– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
– Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? ( н ет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III. з акрепление изученного материала.
1. Р а б о т а с т а б л и ц е й «Отличительные признаки деревьев и кустарников» (сравнивают крону, плоды и почки).
2. Ч т е н и е и а н а л и з э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и.
Одежда для почек
Кончилось теплое лето – пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама-дерево обратилась к своим семенам:
– Милые мои семена-детки, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться.
Семена-детки послушались свою маму, разлетелись и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит – холодно им на голой земле, неукрытыми лежат. Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим:
– Милые мои листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь нужна, холодно им на голой земле лежать, их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, на землю, укройте семена, а о почках я сама позабочусь.
Листочки упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь семена не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.
Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала:
– Милые мои малышки-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы могли распуститься весной листьями.
И дерево дало им теплую зимнюю одежду. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малышки-почки поблагодарили маму-дерево.
– О каких изменениях в жизни растений вы узнали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– По каким признакам можно различать деревья и кустарники зимой
Источник
«Определение деревьев и кустарников зимой»»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Определение деревьев и кустарников зимой
Класс: 7
Цель:
Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегам
Задачи:
1.Закрепить знания учащихся, полученных на экскурсии в природу, по распознаванию деревьев и кустарников в зимнее время.
2.Продолжить формирование умения работать с определительными карточками.
3.Содействовать развитию практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, гербарием, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах.
4.Прививать любовь и бережное отношение к природе.
На этом уроке связывается материал полученный учащимися на двух экскурсиях. На экскурсии «Осенние явления в природе» ребята собирают листья и плоды растений на пришкольной территории. Отмечает признаки по которым можно определить древесные формы в тёплое время года. На зимней экскурсии обращаем внимание на признаки, по которым можно определить побег: расположение почек, количество почечных чешуй, почки сидячие или на ножке, цвет, запах.
Определение древесных пород в безлиственном состоянии трудная, но очень интересная работа. Мною был составлен определитель наиболее распространённых деревьев и кустарников на территории нашей школы. Особенностью этого определителя является то, что в основу ключа положено строение почек.
Источник
Учимся различать деревья и кустарники зимой
Тема: УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ
Задачи деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника». Слайд № 2-4.
«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. »
- О каком времени года рассказал автор? Как зима украсила деревья? Как красива родная природа! Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5 На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого». Вы согласны с этим утверждением? Так какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Вывод: Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.
II. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.
- Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу) Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок — листьев). Слайд 7. Сосна Слайд 8. Ель. А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие? Слайд № 9. Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)
Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)
- Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?
- У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.
Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21
Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.
Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне. Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь. Слайд 14 – 16.
Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?
А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …
Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?
Возле школьного крыльца
Вера — вербу, ясень — Вася,
Слава — сливу, Клава — клен.
Ты работал — оставайся.
Ты ленился — выйди вон.
2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?»
Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17.( Дерево можно узнать по его плодам)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.
Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» разное число плодов — «пассажиров».
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
У рябины — гроздья оранжевых ягод.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка — по бокам.
Плоды дуба — желуди.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.
Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?
— Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?
-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). — А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:(Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода)
3. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».
– Красив ли зимний сад?
– Можно ли отличить яблоню от вишни?
– Можно ли сирень отличить от черемухи?
– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.
4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по почкам».
-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)
-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?
-Как ещё можно узнать деревья?
- Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.
— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)
- Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)
– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)
– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)
III. Закрепление изученного материала.
-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?
— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. (Крона, плоды, почки)
-Давайте составим для него памятку.
«Как узнать дерево зимой?»
Обрати внимание на внешний вид и крону дерева. Рассмотри оставшиеся на дереве плоды. Рассмотри почки на ветках.
Источник