Война без отопления: как сильно опускалась температура внутри Т-34 в зимние месяцы, и как с этим боролись
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Существенной проблемой знаменитого советского танка являлось отсутствие отопления. Особенно тяжело красноармейцам-танкистам, само собой, приходилось в зимние месяцы. В металлической коробке на гусеницах было запросто околеть, если ничего не делать. Единственное тепло, которое мог «подарить» собственно танк — это то, что выделяет работающий двигатель. Вот только общее положение оно исправить не могло — фактически внутри бронемашины температура всего на несколько градусов была выше, чем температура воздуха снаружи.
Причем был один человек из экипажа бронемашины, который испытывал воздействие холодной стихии куда больше, чем остальные. Речь идет о мехводе, а все потому, что порой плохая видимость вынуждала ездить на танке с открытым передним люком. И если остальные члены экипажа оказывались хотя бы вне «зоны» завывания ветра, то мехводу ледяной воздух бил в грудь и лицо. Во время боевых действий было немного проще из-за того, что танк успевал слегка прогреться от пороховых газов. Однако, по факту, это был единственный плюс от их скопления в кабине танка.
Обогревать Т-34 фактически удавалась только во время стоянки. Для этого машины решалась двумя способами, первый из которых предоставлялся самими конструкторами — в холодное время года танки укомплектовали печкой, которая помещалась в коробке и крепилась к корме. Работала она следующим образом: под бронемашиной рыли углубление, в него укладывали и растапливали печь, либо же машина наезжала на нее сверху. А чтобы снизить расход тепла через стенки танка, их накрывали специальными брезентовыми чехлами.
Однако порой возникали ситуации, когда попросту не оставалось времени или возможности разрывать мерзлую землю, тогда печку оставляли на корме до лучших времен, а под днище танка закладывали тлеющие бревна. Такой способ был менее эффективным, однако его хватало, чтобы экипаж имел возможность переночевать в Т-34 без опасности околеть в собственной машине. Однако на большее ни одного способа не хватало, ведь танк остывал буквально за несколько часов.
Интересный факт: мало кто знает, но лайфхак с тлеющими бревнами под днищем — это не яркий пример солдатской смекалки, а одно из предписаний инструкции по эксплуатации знаменитого танка.
В дополнение к теме: с обогревом периодически возникают проблемы и в современных гражданских автомобилях — Что нужно сделать, если в машине плохо греет печка, а двигатель горячий, как угли
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Холодно ли было в танке Т-34 зимой?
Приветствую Вас, уважаемые читатели моего канала.
Танк Т-34 можно смело считать легендой Советской армии. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута во многом благодаря простым, но, в то же время, надёжным боевым машинам Т-34.
Поскольку танки применялись на полях боёв круглогодично, а зимы в то время были куда холоднее нынешних, то, справедливо возникает вопрос: как экипажу танка удавалось сохранять боеспособность и, попросту, выживать в танке в зимний период времени?
Как утверждают участники Великой Отечественной войны: в сильные морозы внутри танка было холоднее чем снаружи — по сути, боевая машина превращалась в холодильник на гусеницах и экипажу приходилось применять смекалку, чтобы хоть как-то согреться. Например, во время стоянки танкисты выкапывали траншею, в которую в последствии устанавливалась печка с трубой наружу, сверху заезжал танк, который, как правило, накрывался брезентом, если для подобных манёвров не было времени, под танк могли быть подложены тлеющие брёвна.
Все эти действия не давали узлам и агрегатам боевой машины замёрзнуть и поддерживали танк в боеготовности. А вот при движении танк никак не обогревался, хотя некоторые источники утверждают, что двигатель во время работы всё же давал немного тепла, как и давали тепло пороховые газы от выстрелов, но мнение по этому поводу часто разнится, так как танк не имел внутреннего обогрева — в сильные морозы экипажу, в буквальном смысле, приходилось закутываться во всё что попадалось под руку. Но, не смотря на нечеловеческие условия и жуткий холод, наши танкисты проявляли настоящие чудеса героизма.
Источник
Насколько холодно было в Т-34 зимой
На марше холод был существенной проблемой — в отличие от, к примеру, американских Шерманов, в советских танках отопление предусмотрено не было. Небольшое количество тепла давал работающий двигатель, однако ситуацию это спасало не сильно — как правило, в танке температура лишь на несколько градусов превышала температуру снаружи.
Хуже всего на марше приходилось мехводу — из-за плохой видимости танки, как правило, двигались с открытым передним люком. Если другие члены экипажа были хотя бы защищены от ветра, то мехвод принимал ледяной ветер на грудь и лицо.
В бою с этим было чуть полегче — танк более или менее прогревался от пороховых газов. Правда, неудобства экипажу они доставляли куда больше, чем приносили пользы.
Во время стоянки проблема с обогревом машины решалась двумя способами:
Зимой машины комплектовались печкой, на фото она прикреплена к корме машины:
Под танком вырывалось углубление, в нем растапливалась печь, а машина наезжала на это дело сверху. Кроме того, танки также оснащались специальными брезентовыми чехлами и накрывались ими, чтобы уменьшить потерю тепла.
Если же времени или возможности рыть замерзшую землю не было, то под днище танка просто укладывались тлеющие бревна — этого хватало, чтобы экипаж мог переночевать в машине без риска замерзнуть насмерть.
К слову говоря, последний способ не является проявлением солдатской смекалки, а вполне себе был описан в инструкции по эксплуатации Т-34.
Впрочем, на марше даже хорошо прогретая машина вновь остывала за несколько часов.
Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!
Источник
Как обогревались зимой советские и немецкие танкисты
Любители критиковать легендарную тридцатьчетверку к числу недостатков этого танка нередко причисляют и то, что в танках не было обогревателей боевого отделения, поэтому в холодное время года танкисты находились в тяжелейших условиях.
Видимо до сих пор кто-то считает, что в Вермахте едва ли не все танки поголовно были оборудованы обогревателями боевого отделения и кофеварками и лишь в Советском Союзе конструкторы не озаботились о создании нормальных условий для работы танкового экипажа.
А что нужно сделать, чтобы обогреть танк? Для этого необходимо где-то взять тепло и лучше всего, конечно, это сделать за счет системы охлаждения двигателя. При этом стоит заметить, что моторесурс двигателя танка в годы Второй Мировой войны являлся дорогой вещью.
И если во время движения танка отопитель, если он, конечно, имелся в наличии , будет обогревать боевую машину, то во время длительных стоянок вам никто не позволит «гонять» двигатель вхолостую, лишь для того, чтобы согреться. Слишком это дорого и накладно.
Возможно, кто-то удивится, но у немцев на 22 июня 1941 года на танках тоже не было обогревателей. Они же планировали завершить войну еще до наступления зимы, но Блицкриг не состоялся. Поэтому, столкнувшись с русскими морозами, они стали применять различные ноу-хау, чтобы хоть как-то согреться в танке.
Удалось даже найти описание одного из подобных устройств.
В перегородке, отделяющей мотор от боевого отделения, прорезали отверстие диаметром 55 мм. Изготавливался воздухозаборник, который крепился на радиаторе. Этот воздухозаборник соединялся с трубой или шлангом подходящего диаметра, выполняющего роль воздуховода, подающего теплый воздух от радиатора в боевое отделение.
Сколько танков было переделано подобным образом — неизвестно. При этом немцы отмечали, что при таком способе обогрева боевого отделениям необходимо было тщательно следить за тем, чтобы в выхлопной системе двигателя не было утечек, так как, существовала высокая степень риска отравления экипажа угарными газами.
Известно, что первые обогреватели Kampfraumheizung в стандартной комплектации на немецких танках появились на Пантере в конце октября 1944 года.
Воздухозаборник устанавливался над решеткой вентилятора двигателя. Вентилятор охлаждения радиатора нагнетал теплый воздух по воздуховодам в боевое отделение в районе противопожарной перегородки, по двум трубам на места водителя и радиста, и по двум трубам для обогрева аккумуляторов.
Иногда утверждается, что подобная система обогрева была и на Королевских Тиграх. Заметим, что все это произошло лишь во второй половине 44-го года.
В сорок третьем году немцы разрабатывали различные варианты танковых электронагревателей, но, впоследствии, отказались от этой затеи.
Так что, главным обогревателем в танках почти на всем протяжении Второй Мировой войны являлась не печка, а теплая одежда танкиста.
Не зря же один из самых известных танкистов Панцерваффе, Отто Кариус, написавший книгу «Тигры в грязи», с завистью говорил о том, насколько лучше, по сравнению с немцами, зимой были одеты русские солдаты.
В своей книге он так же рассказал, как грелись зимой немецкие танкисты.
Но, может быть, это было только в подразделении Отто Кариуса?
Да нет, основным обогревающим элементом немецких танков во время стоянок была обычная двухлитровая паяльная лампа.
В бюллетене танковых войск за №11 от 1944 года существует рекомендация:
«Экипаж может спокойно спать в машине лишь после того, как ночью для ее охраны будет выставлен вооруженный пост с автоматом и ракетницам. Паяльная лампа обеспечит теплом. Необходимо соблюдать светомаскировку.»
Однако уже в следующем номере бюллетеня вышел запрет на эту рекомендацию:
«Предложение обогревать машину с помощью паяльной лампы отклоняется, так как это может иметь серьезные последствия. Горящая паяльная лампа выделяет угарный газ, что может привести к отравлению экипажей, спящих внутри машины.
Кроме того, наличие пролитого топлива или топлива, протекающего из негерметичного топливного бака, может вызвать взрыв, в момент, когда работает паяльная лампа.
В большинстве случаев вы не замечаете ни угарного газа, ни просочившегося топлива. Поэтому никогда не используйте паяльную лампу для обогрева боевого отделения. В лучшем случае ее можно использовать для разогрева аккумуляторов! При этом всегда держите люки и жалюзи открытыми.»
Так что получается, что на 1944 год кроме паяльной лампы, немцы ничего лучшего для обогрева экипажей своих боевых машин так и не придумали, что подтверждает рассказ Кариуса.
Так что, немецкие танкисты обогревали свои танки, как могли. Упоминаний о других способах обогрева найти не удалось.
Можно лишь предположить, что многие из этих способов были похожи на те, которые применялись советскими танкистами.
Более подробно о способах обогрева зимой немецких и советских танкистов вы можете узнать из моего видеофильма.
Источник
Было ли холодно зимой в танке Т-34
Героизм наших советских танкистов не поддается сомнению. Если подробно рассмотреть внутреннее устройство танка, то иногда даже становится не по себе, как могли люди в таком замкнутом пространстве жить и выживать под прицелами противника. Особенно, когда в броню бьет вражеский снаряд. Я где-то читал, что трудно было найти танкистов 1941-1942 года призыва. Танковые бои бывали скоротечны.
Мороз и Т-34, вот еще было одно из испытаний для наших танкистов. Расположение двигателя нисколько не согревало отсек для экипажа. Как говорили ветераны, иногда вне танка было в минус теплее, чем внутри. Обогрев не был предусмотрен. Не позавидуешь и механику-водителю, который иногда был вынужден открывать передний люк для лучшего обзора. Грязь, морозный ветер со снегом, гарь все летело в лицо человеку.
Но танкисты находили выход как обогреть технику на приколе, в моменты затишья. Выкапывалась траншея, в которую устанавливалась печка с выходом трубы наружу. Сверху загонялся танк, который могли накрыть широким брезентом. Его всегда возили с собой, используя как временное укрытие при непогоде. Если все необходимо было сделать по скорому, могли просто под днище танка подсунуть тлеющие стволы деревьев.
Все это позволяло сохранять технику боеспособной, механизмы в смазке не застывали, в противном случае они быстро выходили бы из строя. Существовала даже специальная методика-руководство эксплуатация танка Т-34 в зимних условиях. Все было прописано по пунктам, какую «незамерзайку» использовать, ее компоненты, какая должна быть плотность электролита в аккумуляторе, как готовить зимнюю маскировочную краску. А уж экипаж сохранял тепло как мог. Приходилось одеваться теплее, что иногда мешало эвакуации. Об обмороженных руках и ногах и речи нет.
Так что, танкисты были особым народом и внешне веселые и общительные люди компенсировали этим свою суровую боевую жизнь. Два брата моего деда, по материнской линии, были танкистами. Красивые и молодые, они погибли уже освобождая Европу, страны нашего будущего социалистического лагеря. Они отдали жизнь за свободу тех людей, которые сейчас выкидывают памятники советским воинам освободителям. Вот такие, казусы жизни!
Ваши комментарии друзья! Пишите, давайте обсудим тему! Лайк, репост и подписка традиционно!
Источник