Образ русской зимы в творчестве Гоголя
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:08, курсовая работа
Описание работы
Общенациональное значение Гоголя критик видел в том, что с появлением этого художника наша литература исключительно обратилась к русской действительности. «Может быть, — писал он, — через это она сделалась более одностороннею и даже однообразною, зато и более оригинальною, самобытною, а, следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование ее «ревущих противоречий» — по этому пути пойдет вся большая русская литература послегоголевской эпохи.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Зима как один из центральных образов в русской литературе.
§ 1. Образ зимы в творчестве русских писателей и поэтов.
§ 2. Образ зимы в творчестве Н. В. Гоголя.
ГЛАВА 2. Специфика языкового оформления образа русской зимы в произведениях н. В. Гоголя.
§ 1. Глагольная лексика и ее роль в создании образа зимы в повести «Шинель».
§ 2. Участие синтаксических средств в создании образа зимы в поэме «Мертвые души».
§ 3. Имя прилагательное как основное средство создания образа русской зимы в повести «Ночь перед Рождеством».
Файлы: 1 файл
КУРСОВАЯ.docx
Зима, ветер, вьюга получают здесь символическое значение, потому что это олицетворение жизни персонажа. Они отражают настроение главного героя, холод людей по отношению к нему: вьюга как его жизнь и суровость, а зима как конец жизни.
Описание ледяного зимнего ветра, который мучит петербургских чиновников и, в конце концов, убивает Акакия Акакиевича связано с темой бедности и униженности «маленького человека».
Петербургская зима в изображении Гоголя приобретает черты вечного, адского, обезбоженного холода, в который вморожены души людей — и, прежде всего, душа главного героя.
И в то же самое время, как давно замечено, время в «Шинели» расчислено по особому календарю; естественная хронология грубо нарушена, чтобы действие начиналось зимой, зимой продолжилось и зимой завершилось.
§ 2. Участие синтаксических средств в создании образа зимы в поэме «Мертвые души»
Поэма «Мертвые души» — самое масштабное произведение Н. В. Гоголя. Одно из замечательнейших лирических отступлений здесь посвящено именно зиме:
«И одним цветом белым рисует зима. Бедный цвет, но как много и какая изобретательность. Эти роскошные завесы, снеговые глыбы, покрывающие от корней до верха большие и малые дерева; это множество жемчугу и брильянтов, сверкающих при свете солнца и луны; этот недвижный, величественный вид растений, как будто выточенных из слоновой кости, это многозначительное безмолвие и тишина, этот полумрак днем и полусвет ночью».
Сразу же бросаются в глаза такая фигура, как параллелизм (эти, это, этот, этот). Он придает выразительность и некую панорамность описанию. Читатель как бы оглядывает всё кругом.
Нельзя не заметить просторечность в употреблении слов «жемчугу и брильянтов». В этом отражается особенный стиль писателя, его близость к народу. Кроме того, тогда это были широко распространенные формы употребления. Помимо прочего, форма слова «дерева» является устаревшей.
Наличие в одном предложении сразу трех причастий (покрывающие, сверкающих, выточенных) тоже неспроста. Писатель избегает глаголов, они придают динамичность, даже резкость, он смягчает их, употребляя гибридные формы, и достигает спокойности и статичности описываемой картины.
Обилие прилагательных, а точнее эпитетов является традиционным атрибутом пейзажа в литературе.
Какое интересное выражение: «полумрак днем и полусвет ночью». Если словом «полумрак» уже никого не удивишь, то «полусвет», хоть и является словарным, но редко употребляется в обычной жизни. Да и какая по большому счету разница между полумраком и полусветом? Слабое освещение, вот и всё. Но только не для писателя. Это выражение создает какую-то загадку, таинственность, дымку. Оно очаровывает и притягивает внимание. Именно оно довершает образ русской зимы в данном отрывке.
§ 3. Имя прилагательное как основное средство создания образа русской зимы в повести «Ночь перед Рождеством»
Само название повести говорит о том, что дело происходит зимней ночью наверняка очень морозной. Первые же строчки произведения подтверждают это:
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».
Какая чудесная картина! Необходимо отметить обилие тропов: здесь и эпитеты (ясная ночь, скрыпучий снег), и сравнения (как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег), и олицетворения (глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо; месяц один только заглядывал в них [в окна] украдкою).
«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки».
«Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу».
Вот он настоящий русский мороз: беспощаден и к человеку, и к ведьме, и к черту. Здесь интересно сравнение: «спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе». Очень тонкое и красочное. Раскрывает Н. В. Гоголя как настоящего мастера слова.
«Вмиг вылетел он [черт] из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам».
И как легко угадывает Чуб: «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!»
Обилие глаголов движения (вылетел, перебежал, начал разрывать, поднялась, метался) и выражения, показывающие направления (со всех сторон, взад и вперед) использованы для придания динамичности, яркости картине. Кроме того, Гоголь снова олицетворяет зиму.
«Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади».
Здесь автор использовал очень красивые эпитеты (серебряное поле, хрустальные звезды) и яркий оксюморон (мороз потеплел).
Как уже отмечалось выше, в повести «Ночь перед рождеством» большое участие в создании образа зимы принимают обряды и тесное переплетение природы с мистикой, неотъемлемым компонентом многих произведений Н. В. Гоголя.
Наука многое сделала для изучения наследия Гоголя — возможно, даже больше, чем в отношении некоторых других классиков. Но можем ли мы сказать, что оно уже в полной мере изучено? Едва ли даже когда-нибудь в исторически обозримом будущем у нас появятся основания для утвердительного ответа на этот вопрос. На каждом новом витке истории возникает необходимость заново прочитать и по-новому обдумать творчество великих писателей прошлого.
Классика неисчерпаема. Каждая эпоха открывает в великом наследии прежде не замеченные грани и находит в нем нечто важное для раздумий о делах собственных, современных. Многое в художественном опыте Гоголя сегодня необыкновенно интересно и поучительно.
В данной исследовательской работе мы попытались вывить и проанализировать языковые средства, использованные Н. В. Гоголем для создания образа русской зимы.
В ходе работы мы сделали следующие выводы:
- Русская зима является одной из центральных тем в русской литературе;
- Пейзаж (в том числе, зимний) выполняет огромное количество функций: от элементарной эстетической до тонкой психологической;
- Зима Гоголя неповторима. Она многообразна и особенна. Она наделена нравом. А описания зимы пропитаны любовью;
- Образ русской зимы заключается не только в описании природы, но и в быте, одежде, фольклоре и пр.
- Н. В. Гоголь при описании зимы не скупится на тропы, особенно на эпитеты и сравнения;
- В описаниях можно встретить синтаксический параллелизм и инверсию;
- Автор неоднократно использует глаголы движения и деепричастия для придания динамичности и старается избегать их для обратного эффекта.
Анализ гоголевского творчества позволяет сделать вывод о том, что писатель остро чувствовал природу и умел красочно и с любовью ее описать.
Источник
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? Подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель»?Проиллюстрируйте. отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
1. Невский проспект, Нос, Портрет, Шинель, Коляска, Записки сумасшедшего
2. Николай Васильевич много лет жил в Петербурге, это не могло не отразиться на его произведениях.
Несколько другим, чем в иных произведениях, изображен Петербург в повести «Шинель» . Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.
Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга — это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.
Источник
Зима, ветер, вьюга в повести «Шинель» — символы чего?
Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
Зима, ветер и вьюга в повести Н. В. Гоголя приобрели символическое значение. Конечно, это не только символы, это реальная природа. Рассказывать о необходимости замены шинель летом не очень актуально, поэтому автор описывает ситуацию именно зимой, когда холодно и дуют снежные ветра.
Но на Акакия Акакиевича дули холодные ветра не только буквально. Отношение окружающих его людей, включая значительное лицо, говорит о том, и ветер и вьюга это символы отношения к маленькому человеку, это безразличие, пренебрежение. Холод и буквальный и символический погубил героя повести.
Цитаты из текста.
Значительное лицо в непогоду
Тема зимней стужи является сквозной в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Мороз, который по мнению автора, является главным врагом «маленьких людей» типа Акакия Акакиевича Башмачкина, терзает его на протяжении всего повествования и в конце концов убивает его.
«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров.
Даже в описании отношения сослуживцев к Башмачкину присутствует образ холода:
Сослуживцы открыто издевались над ним:
Приобретение тёплой шинели, на которую он копил деньги несколько лет, помогло Башмачкину не только спастись от всепроникающей зимней стужи, но слегка изменило отношение к нему чиновников в конторе, где он служил, повысило его самооценку. Но шинель с него сняли грабители. После того как значительное лицо, к которому герой решил обратиться за справедливостью, но получил отказ в рассмотрении жалобы, Башмачкин по дороге домой простудился и в горячке умер.
В конце повести метель и стужа вновь появляются в повести, но теперь уже как союзники бедного чиновника. Значительному лицу стал мерещиться призрак, пытавшийся забрать его шинель, а вьюга и метель швыряли в него горсти снега:
Таким образом, зима, ветер, вьюга получают в повести Н.В. Гоголя «Шинель» символическое значение: это и особый петербургский климат не только как природное явление, но и холод человеческих отношений, и возмездие для важного чиновника.
Повесть Гоголя «Шинель» является одним из самых популярных произведений автора, в ней рассказывается о проблемах и жизни «маленького человека» и о полном безразличии к нему более сильных людей в этом мире.
Обычный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, решил себе пошить на холодное время года шинель, но на это потребовалось много сил и средств, пришлось себя очень сильно урезать во всем.
Когда обновка была готова, он с большим воодушевление надел ее на работу, в тот же вечер возвращаясь он был ограблен, с него сняли шинель.
Его обращение к полиции не оправдалось, разговаривали с ним очень сурово, как итог он заболел и умер.
После этой истории в городе Санкт-Петербурге стали встречать призрак чиновника, встретил его и законник отказавший Акакию Акакиевичу, но все разрешилось хорошо, после того как он добровольно отдал призраку свою шинель.
Наиболее интересный эпизод на мой взгляд в рассказе, как раз момент когда большой чиновник отдал свою одежду призраку, что стоило ему помочь немного раньше, так человек остался бы жив.
Если выбирать героев которые понравились и не понравились, то это призрак ( добился своего и забрал шинель) и большой человек(он на своей шкуре почувствовал , как это лишится верхней одежды в мороз)
В повести Н.В.Гоголя «Шинель» автор раскрывает образ маленького человека, рисуя эпизоды, в которых главного героя Акакий Акакиевича Башмачкина все унижают, демонстрируют неуважение и насмехаются над ним. Акакий Акакиевич служит в петербургском департаменте, занимая очень маленькую чиновничью должность. Он испытывает стыд, что у него всего одна шинель, которая истрепалась от времени, но купить другую он не может. Этот образ в повести усиливается другими персонажами, такими же бедными и несчастными людьми. Им приходится на всем экономить, тщательно беречь свои вещи, не доедать. Когда Башмачников с трудом сумел накопить денег на новую шинель, он сумел ею порадоваться всего один день. На следующий день его ограбили и сняли с него шинель. Он попытался найти помощь у властей, но все его чаяния тщетны. Он не выдерживает своего горя и умирает. Гоголь доносит до читателя всю трагичность несчастной судьбы Башмачникова.
Его быстро в департаменте заменяют другим, а про его существование быстро забывают. Образ маленьких людей в повести является центральным в этой повести. Автор показывает, что маленькому человеку не на что надеяться, он не может рассчитывать на помощь, и судьба их предопределена. Именно так Гоголь рисует образ маленького человека.
Шинель. Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя.
Гордость и смирение. Это тема ответа, а также тема сочинения и направление сочинения.
Думаю. что конечно-же, больше всего в сюжете смирения. Можно даже сказать, как мне кажется, что вся жизнь главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, это пример смирения.
Он не ропщет, он просто спокойно тянет свою лямку и смиренно несёт «свой крест».Его все обижают и унижают, он получает гроши на службе, но всё-таки живёт и находит какие-то радости даже в такой жизни.
Гордость, пожалуй просыпается в главном герое уже тогда. когда он становится призраком и начинает мстить за несправедливость существующего мира, в том числе мстить и значительному лицу, чиновнику, который обидел Акакия Акакиевича.
Но это только моё мнение.
В повести «Шинель» впервые была поднята проблема «маленького человека» в России.
Никто не обращает на него внимания, нигде он не может найти справедливости. Жизнь его представляет собой нечто нереальное в том плане, что он находит упоение в самой обычной рутине: то, что должно казаться скучным любому человеку — переписывание канцелярских бумаг, — Акакию Акакиевичу приносит удовлетворение.
А единственная мечта его — приобрести новую шинель.
Но и той он лишается. И вот фантастическая концовка: мстит за все свои тяготы уже не сам герой, а дух, привидение. Смысл повести в том, что «снизу» не достучаться до сильных мира сего, они обратят внимание не на живого человека, а на призрак. И добиться справедливости обычному, простому существу поистине нереально.
Если имя литературного героя имеется в святцах, это не значит, что за его использованием в произведении стоит евангельский подтекст, контекст или даже. текст. Далеко не все святые упоминаются где-либо в Св. Писании. Более того, там можно обнаружить ничтожную их часть. Большинство христианских святых — образцовые христиане, часто пострадавшие за веру, после их кончины на могилах происходили чудеса (обычно исцеления). Как феномен святые неразрывно связаны с христианской церковью как распространяющей благую весть о воскресении Иисуса, так что появиться они должны были по всей логике событий уже после его распятия, в лучшем случае быть среди его учеников. Самые ранние святые и мученики по имени Акакий жили через триста лет после завершения земной жизни Христа, так что в Новом Завете о них не может быть ни слова.
Что для нас важно — это этимология имени и его совпадение с отчеством.
Акакий по-гречески значит «беззлобный», «кроткий», это идеальный оним для самого первого в русской литературе «маленького человека».
Выбирая имя, совпадающее с отчеством, автор подчеркнул не только типичность персонажа, но и полное отсутствие индивидуальности, сильной личности. Перед нами отнюдь не дизайнерское изделие, а обычный пластиковый тазик, каких в мире миллиарды. Не «Версаче», а «Али-экспресс», образно говоря. Вопрос имени был для Гоголя настолько важным, что он подробно остановился на обстоятельствах наречения своего героя:
Чем был плох Варахасий, в самом деле? Существование русской фамилии Варахаев подтверждает, что таким длинным сложным именем всё-таки нарекали, хоть и не часто. В нежелании брать малораспространённое имя видел посыл «невысовываться», не выделяться, быть одним из многих. Таким оказался Башмачкин и в жизни, описанной в «Шинели».
Выбором имени Н. В. Гоголь породил в русской литературе традицию, которой следовали хоть и не на каждом шагу, но авторы видные и весьма непохожие. Их объединяет одно желание — подчеркнуть банальность, низкую личностную составляющую персонажа
- потомственный сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов и его совершенно выпадающий из шаблона сын, а потому и не очередной Аполлон, но «побеждающий народ» Николай Аполлонович — террорист, которому поручено убить родного отца, из романа Андрея Белого «Петербург».
педофил Гумперт Гумперт, причём таким он оказался по собственному выбору, ибо это псевдоним. «Лолита» Набокова в представлении не нуждается. Отчества у американца не могло быть по определению, поэтому выбран вариант совпадения имени и фамилии.
Вы будете долго смеяться, но это. дядя Стёпа. Михалкову очень хотелось подчеркнуть, что его стихотворный милиционер — один из миллионов советских людей, хоть и сильно отличается ростом, да и то — лишь в пределах района, автор не утверждал, что дядя Стёпа был самым высоким человеком в мире или в СССР. Фамилия Степанов говорит, что персонаж — отнюдь не единственный Степан в своей семье, и в его роду были другие мужчины с таким же именем, что хоть и не формально, но по сути очень близко к отчеству.
Источник