- Как правильно ездить зимой: советы эксперта
- Утренние упражнения
- Ездим правильно
- Как правильно передвигаться по заснеженной колее
- Советы «Главной дороги»: как правильно ездить по снежной колее
- Автомобилистам нужно уметь выбираться из зимних ловушек. Эти навыки в холодное время года помогут выехать из колеи и выйти из других сложных ситуаций.
Как правильно ездить зимой: советы эксперта
Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.
Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.
Утренние упражнения
У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.
Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.
Ездим правильно
Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.
Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.
Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.
Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.
И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.
В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.
Продолжая разговор о торможении, стоит упомянуть и вопрос выбора зимней резины – ошипованной или неошипованной. Сегодня это, конечно, уже стало чуть ли не делом вкуса – современные технологии позволяют так называемым фрикционным шинам показывать хорошие результаты, так как тормозной путь во многом зависит от состава резиновой смеси. В вопросе того, какую резину предпочесть, стоит ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и на то, какая зима обычно у вас в регионе. А еще стоит помнить и то, что шипованные шины более шумные – однако этот шум зачастую помогает лучше понимать скоростной режим, заставляя спокойнее ехать по асфальту.
Если вы съехали на глубокий снег, то на первый план выходят уже не шипы, а правильная манера движения. Двигаться надо так, чтобы колесо успело продавить снег и наехать на него сразу, без пробуксовок и лишних дерганий рулем. Передачу стоит подобрать соответствующую скорости: поскольку скорость будет невысока, то движение будет оптимальным на второй-третьей передаче. В случае, если у вас АКПП, это может быть сложнее, но если коробка позволяет зафиксировать выбранную передачу и держать ее, этой возможностью стоит воспользоваться.
Работа газом – еще один важный нюанс: как и при движении на льду, не стоит злоупотреблять акселератором, вызывая пробуксовку. Однако, вопреки этому, не исключено, что на некоторых автомобилях с антипробуксовочной системой лучшим способом будет ехать в режиме «газ в пол», а электроника при этом будет сама подстраиваться под покрытие. Да, это звучит неожиданно – однако это может сработать. Поэтому, завидев первый снег, можно попробовать эту методику для своего автомобиля в каком-нибудь безопасном месте.
Колея на зимней дороге – еще один камень преткновения для многих водителей. Надо сказать, что сама по себе она опасности не представляет – пока вы или не заедете в нее, или не решите из нее выехать. При равномерном движении по колее проблем нет – разумеется, если у автомобиля совпадает с ней межколесное расстояние, и клиренс позволяет не цеплять днищем неровности. А вот решение ее покинуть может обернуться проблемами.
Выехать из колеи тяжелее, чем туда попасть. Однако при должном умении и понимании физики движения из нее можно выбраться как на «пешей» скорости, так и при умеренно быстром движении: главное – помнить, что во втором случае риск разворота будет гораздо выше. При попытке выехать из колеи важно понимать, куда смотрят передние колеса, и заранее выбрать передачу, чтобы она помогала вам, а не мешала. Задние колеса при этом работают против вас: при попытке вырулить передние колеса окажутся вне колеи, а задние – еще нет, поэтому при выезде нужно иметь импульс, чтобы не остановиться или, что еще хуже, развернуться и встать поперек колеи.
Отдельно стоит упомянуть важность внимательного отношения к зимней резине. Во-первых, нужно следить за ее износом: она должна соответствовать требованиям техрегламента и перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС. Во-вторых, даже при формальной годности ее к эксплуатации, стоит руководствоваться еще и здравым смыслом. Единственное преимущество старой резины в том, что у нее большее пятно контакта – но оно не скомпенсирует утерянные за годы эксплуатации свойства и выпавшие шипы.
Сама по себе зимняя резина более мягкая, но пока она не прогрета в движении, даже она не работает полноценно. Кроме того, благодаря своей мягкости она более склонна к боковому уводу – это необходимо учитывать при движении по дуге поворота и не пытаться держать ту же скорость, к которой вы привыкли летом.
И еще один важный тезис, который нужно усвоить каждому водителю: никакие персональные умения и опыт не способны скомпенсировать отсутствие хорошей зимней резины. Умение – это, конечно, хорошо. Но никакой гарантии само по себе оно не дает, а одним из главнейших качеств опытного безопасного водителя является надежность. Поэтому, чтобы дать гарантию собственной надежности, нужно быть уверенным и в себе, и в машине, и в резине. А своевременная замена шин на зимние – один из показателей истинного профессионализма.
Источник
Как правильно передвигаться по заснеженной колее
Зима продолжает посылать автомобилистам испытания. Если раньше они были представлены в виде гололеда, то теперь большой трудностью являются заснеженные дороги. После обильного снегопада на дороге появляется колея. Один транспорт прокладывает тропинку, а все остальные машины движутся по ней. Колеса в колее цепляются за твердое покрытие и автомобиль становится хорошо управляемым. Но при неправильном маневрировании, ситуация может усугубиться. Рассмотрим, как правильно ездить по колеям разного типа.
Одна на всех. Если по дороге передвигается маленький поток транспортных средств, то водители придерживаются середины. Прижиматься близко к краю слишком опасно, так как из-за снега можно не разглядеть границы дороги. При разъезде со встречным транспортным средством приходится выезжать из колеи и наезжать на сугроб. Перед этим следует снизить скорость до 40 км/ч. Однако, на повороте или в местах с недостаточным обзором водитель может не заметить встречное авто вовремя. В результате, обе машины либо врезаются друг в друга, не успевая затормозить и съехать с колеи, либо уходят в сугроб в занос. Если на дороге есть всего одна колея, следует заранее обращать внимание на скорость и следить за дорогой на поворотах и подъемах.
Пересечение в повороте. Если же дорога оживленная, то на ней изначально появляется по 2 колеи с каждой стороны. Транспортным средствам уже не нужно разъезжаться, но появляется еще одна опасность. На повороте две колеи могут пересекаться и переходить в одну. Водители пытаются срезать углы и очень часто выезжают на встречную полосу. Если во время поворота не брать во внимание особенности колеи, то можно стать участником ДТП. Оба автомобилиста в ночное время полагают, что едут по своей стороне и просто не успевают вывернуть руль вовремя. Перед поворотом нужно применить дальний свет и осмотреть «тропинку». Если на поверхности идет не 4 колеи, а 2 или 3, то нужно снизить скорость заранее и приблизиться к правой стороне.
Колея на обочине. Очень часто в повороте колея уходит на обочину. Когда снег утрамбован, машина с легкостью проходит даже такое препятствие. Однако, на мягком снегу колеса быстро пробиваются к земле. Когда машина наезжает на стык между асфальтом и гравием, кузов встряхивается и передает вибрацию. Если на дороге лежит лед, есть риск, что автомобиль вывернет в сторону. Поэтому во время поворота направо нужно держаться левее, чтобы колеса не попадали на обочину.
Колебания. В колее машина может развить высокую скорость. Однако, даже проложенная дорожка может меняться на разных участках. В результате, все неровности на дороге будут влиять на движение ТС и безопасность. Колесо попадает на кочку, соскакивает с колеи — а дальше все зависит от навыков водителя. Автомобиль трясет по бокам, после этого он подскакивает и разворачивается передом. Как только во время движения появляются рывки, нужно плавно сбрасывать скорость и притормаживать педалью — только так можно снизить амплитуду колебаний.
Итог. На заснеженной дороге очень часто образуются колеи, по которым и передвигаются автомобили. При неправильном движении такие участки могут представлять большую опасность.
Источник
Советы «Главной дороги»: как правильно ездить по снежной колее
Советы «Главной дороги»: как правильно ездить по снежной колее
Первое интервью «русской Ванги» из Читы. Эксклюзив НТВ
Зачем власти Москвы начинают эксперимент по тестированию на в школах
Путин ответил на вопрос об участии в президентских выборах в 2024 году
Друг Азизы назвал имя убийцы Игоря Талькова
Можно ли есть старый мед
Бастрыкин взял на контроль ситуацию омской пенсионерки, живущей в бочке 35 лет
Кому актер Панин отдал перед смертью 500 тысяч долларов
«Как у всех советских людей»: Ангелина Вовк назвала размер своей пенсии
Котел украли, а кредит остался: живущая в бочке пенсионерка пережила еще одну беду
Женщина разбилась насмерть на экстремальном аттракционе в Караганде
Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
«Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
Погибшая в ДТП с Собчак женщина за сутки до смерти оставила загадочное сообщение
В лотерее среди вакцинированных россиян 505 человек выиграли денежные призы
Красноярский стритрейсер взлетел над Дворцовой набережной Петербурга
Джаред Лето позвонил неизлечимо больной россиянке
Италия поспособствует признанию вакцины «Спутник V» в ЕС
Пенсионерка из Омска 35 лет живет в железной бочке
Автомобилистам нужно уметь выбираться из зимних ловушек. Эти навыки в холодное время года помогут выехать из колеи и выйти из других сложных ситуаций.
Неподготовленный водитель может заскользить даже в неглубокой ледяной колее и на любом приводе. Автомобилист крутит руль, но машина едет по прямой. Если руль повернуть и держать газ, колеса будут буксовать.
Нужно повернуть руль под небольшим углом в сторону, противоположную той, куда надо свернуть, и добавить газ, оттолкнувшись от противоположной вершины колеи, а при выезде немного отпустить газ.
Действия водителя в колее похожи на работу сноубордиста на рампе. Чтобы вытолкнуть машину, нужно качнуться и оттолкнуться от противоположного бортика. Подробнее о зимних ловушках и грамотном поведении за рулем смотрите в программе «Главная дорога».
Источник