Как абай описывает зиму

Образ Зимы в стихотворении Абая Кунанбаева «Зима»

В данном уроке мы познакомимся с творчеством Абая Кунанбаева, рассмотрим различные образы зимы в исскустве и усовершенствуем навык выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Образ Зимы в стихотворении Абая Кунанбаева «Зима»»

Урок литературного чтения на тему:

Образ зимы в стихотворении

А.К. Кунанбаева «Зима»

Сузбакиева Р.М. 4 «Г» класс

Цель: Познакомить с творчеством Кунанбаева, с образом зимы в искусстве.

Задачи: познакомить с краткой биографией казахского поэта А. Кунанбаева, рассмотреть образы зимы в искусстве, сравнить образ зимы в стихотворении Кунанбаева с образами зимы в произведениях Пушкина, Некрасова; совершенствовать навыки работы с текстом, работать над выразительным чтением; воспитывать любовь к природе, искусству.

Оборудование: презентация Power Point, выставка книг А. Кунанбаева, мультимедийное оборудование, рисунки великих художников о зиме.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

.2.Сообщение темы урока. Образ зимы в стихотворении Абая Кунанбаева «Зима»

– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, композитор – музыкой, поэт словами.

Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами образ зимы в разных видах искусства и познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима» .

3.Знакомство с цитатой урока.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

4Рассказ о писателе. Ученик заранее подготовил рассказ о писателе.

5.Выставка книг Абая. Слайд 8.Вашему вниманию предоставлена выставка книг Абая. «Книга мудрости» «Слова назидания» « Кара создер».

6. Знакомство со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима» с.97. Слайд8. Читает учитель.

7.Словарная работа. Слова непонятные детям разбираются Приспешник, табун, шестистворная юрта, чело.

8.Проверка первичного восприятия.

— Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение отражает стихотворение?

— Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай Кунанбаева?

9.Повторное чтение стихотворение детьми про себя.

Задание: Выделите описание мороза.

10.Работа над содержанием. Чтение стихотворения детьми. ( 5 человек по четверостишью)

— Как изобразил Абай зиму? (Старый сват, белый дед)

— Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение)

— Найдите описание мороза в стихотворении поэта? (в белой шубе, плечист, весь от снега седой, слеп и нем, с серебристой большой бородой и т.д.)

— Как меняются краски и звуки зимы в стихотворении? (в начале морозные дни, далее буран, холодный морозный ветер)

— Как это время года повлияло на быт людей? (люди одеваются в чапаны, в полушубки дубленные)

— Как живется животным зимой?

— С каким призывом обращается Абай к пастухам? Как нужно прочитать эти строчки? — Какие слова из стихотворения подходят к описанию картины.

10. Работа над выразительным чтением.

Расстановка пауз, ударений в строчках.

Чтение хором за учителем.

Чтение детьми вслух.

11.Изображение к стихотворению.

12.Чтение детьми произведений и зиме других авторов.

13.Прослушивание музыки П.И. Чайковского Времена года.

14.Приметы и загадки о зиме.

— Какие слова из стихотворения подходят к описанию картины.

11. Творческое задание: Написать СИНКВЕЙН. Слайд 16.

Французы придумали стихотворение, которое назвали «синквейн». Говорят, что в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».

Первая строка — существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка — два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка — три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка — синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

— О каком времени года говорили на уроке?

— Какие произведения помогли вам в создании образа зимы?

— С произведением, какого автора познакомились?

— Какую оценку дадите уроку?

14. Домашнее задание. Страница 97-98 выразит. чтение, нарисовать картину зимы

Источник

Урок литературы «Абай Кунанбаев. Стихотворения «Зима»»

Описание разработки

Цель: Познакомить с творчеством А. Кунанбаева, с образом зимы в искусстве.

Задачи: познакомить с краткой биографией казахского поэта А. Кунанбаева, рассмотреть образы зимы в искусстве, сравнить образ зимы в стихотворении Кунанбаева с образами зимы в произведениях Пушкина;

совершенствовать навыки работы с текстом, работать над выразительным чтением; воспитывать любовь к природе, искусству.

Оборудование: музыка, портрет, слайд, выставка книг А. Кунанбаева, А. С. Пушкина, М. Ауэзова.

Звучит музыка на стихи А. Кунанбаева, класс празднично украшен.

Ход урока

Организационный момент:

Домашнее задание: ( Слайд №1 портреты писателей)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Какой поэтический образ зимы создал в стихах А. С. Пушкин?

Как вы думаете, почему он её так величает? Ребята, а вам нравится зима?

3. Сообщение темы урока. ( Слайд 2)

– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по — своему.

Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами образ зимы в разных видах искусства и познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима».

Б) Описание картин учащимися.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима». Знакомство с краткой биографией писателя. (Слайд №4 ).

Абай Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом. Воспитанием мальчика занимались мать Улжан и бабушка Зере, которые были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибрагим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед — Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи.

Абай перевёл на казахский язык басни И. А. Крылова, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Абай очень любил родную природу. Он написал много стихотворений, посвященных Описанию природы степи в разное время года. Абай завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально — философская и литературная школы.

Абай был талантливым композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Абай, как властитель дум, вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью близких ему людей. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.

Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай — улы. Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману « Путь Абая» запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.

В) Выставка книг. (Знакомство с выставкой)

4. Знакомство со стихотворением А. Кунанбаева «Зима» и А. С. Пушкина. (Читает учитель).

Проверка первичного восприятия.

— Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение отражает стихотворение?

— Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай Кунанбаев?

— Сравните его с образом зимы А. С. Пушкина?

— Что общего, в чем различие?

Работа с книгой: Повторное чтение стихотворение детьми.

Задание: Отметьте слова и выражения непонятные вам. Выделите описание мороза.

Работа над содержанием. Чтение стихотворения детьми.

— В чьем образе изобразил поэт зиму?(Старый сват, белый дед)

— Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение)

— Найдите описание мороза в стихотворении поэта? (в белой шубе, плечист, весь от снега седой, слеп и нем, с серебристой большой бородой и т. д. )

— Как меняются краски и звуки зимы в стихотворении? (в начале морозные дни, далее буран, холодный морозный ветер)

— Как это время года повлияло на быт людей? (люди одеваются в чапаны, в полушубки дубленные)

— Как живется животным зимой?

— С каким призывом обращается Абай к пастухам?

— Какие слова из стихотворения подходят к описанию картины.

Работа над выразительным чтением.

Расстановка пауз, ударений в строчках.

А)Чтение хором за учителем.

Б) Чтение детьми вслух.

Творческое задание с одаренными :

Первая строка — существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка — два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка — три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка — синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

6 — 7. Проверка творческого задания и итог урока:

— О каком времени года говорили на уроке?

— Какие произведения помогли вам в создании образа зимы?

— С произведением какого автора познакомились?

— Какую оценку дадите уроку?

8. Домашнее задание. Выразит. чтение, нарисовать картину зимы.

Источник

Разработка урока чтения и развития речи «Зима» Абай Кунанбаев для 6 класса

Жумабекова Ляйля Айткеновна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»

Руководитель СОШ №19:

Кушманова Римма Кабзакировна

Цели: познакомить со стихотворением А. Кунанбаева «Зима»;закрепить знания о времени года – зиме, месяцах; развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения; корригировать и развивать связную речь; развивать память, наблюдательность, логическое мышление; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: хрестоматия «Казахская литература», карточки с загадками, картинки с изображением зимы, портрет Абая Кунанбаева.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:
1. Орг. момент Слово учителя
: Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель, в тридевятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное. А ведь удивительноеи необычное часто находится рядом. Картинка «Из осени в зиму».– Посмотрите на картинку: Что на ней изображено? Зима пытается накрыть снежным покрывалом природу. А какая пора года сейчас? Назовите признаки зимы. – Послушайте загадку и угадайте первых помощников зимы.

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке –

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь – вода в руке? (Снежинка).

  1. Дыхательная разминка – картинка «Падающие снежинки»): — Закройте глаза и представьте, что на ладошки упали снежинки. Вы любуетесь их красотой, но знаете, что они могут быстро растаять. Чтобы не допустить этого давайте попробуем их сдуть.
  2. Проверка домашнего задания.
    4. Подготовка к восприятию нового материала.
    а) Работа с загадками:
    — У вас на столе карточки с загадками, подготовьтесь выразительно их прочитать.
    — Покружилась звездочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (Снежинка)
    — Зимой греет, весной тлеет,
    летом умирает, осенью оживает. (Снег)
    — У избы побывал –

Всё окно разрисовал –

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил (Мороз)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).

Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт (иней)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На новый год я главная (ёлка).

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то… (зима).

  1. Работа над новым произведением. — Сегодня мы познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима». Прежде мне хочется сказать немного об авторе. Абай Кунанбаев – известный казахский поэт, мыслитель, просветитель, писатель, основоположник казахской письменной литературы. Значимость его творчества, наверное, сравнимо с творчеством русского поэта А.С.Пушкина, с которого начинается русская классическая литература.
    Жизнь и творчество Абая Кунанбаева мы будем подробнее изучать в старших классах. Итак, послушайте стихотворение «Зима» и скажите, что описывает в этом стихотворении Абай Кунанбаев?

а) Чтение стихотворения учителем.
б) Чтение стихотворения «про себя».
— Прочитайте текст «про себя». Расскажите: каким вы представляете человека, описанного автором: одежда…, лицо…, дыхание…, брови…, походка…, характер…
в) Чтение стихотворения учащимися. Анализ прочитанного.
— Какую зиму описал поэт, тёплую или холодную?Снежную или без снега?
— Какие чувства у вас вызывают слова: «…враг всему, что живёт…»?
— Найдите по тексту: с кем сравнивается злобный старик?
— найдите по тексту: доказательство того, что это стихотворение написано казахским автором.
— Объясните выражения: … тучу шапкой надвинув на брови себе…,

скучный снег повалит,

шестистворая юрта…
— Прочитайте стихотворение тихо и мягко.
— Прочитайте стихотворение громко и сурово.
— Как нужно читать это стихотворение?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
6.Физминутка.
— Если я назову признаки зимы, то вы встанете, если нет, то нужно сидеть.
— Сильный мороз.
— Расцвели подснежники.
— Опадают листья.
— Метёт снег.
— Убирают урожай.
— Медведь спит в берлоге.
— Поливают огурцы.
— Река скована льдом.
— Улетают птицы.

  1. Закрепление: Ребята, вы теперь знаете, как описывали зиму А.С.Пушкин, В.Бианки, Абай Кунанбаев, а теперь давайте и вы попробуйтенаписать небольшой рассказ, всего несколько предложений по картинкам, которые я вам раздам. Учащиеся составляют рассказ по картинкам о зиме.

4 уровень уч-ся выполняет задание по карточке: прочитай стихотворение о зиме и подбери к нему картинку.

  1. Домашнее задание:выучите стихотворение «Зима» наизусть.
    9. Итог урока.
    — Как называется стихотворение А. Кунанбаева, с которым вы сегодня познакомились?
    — Какое настроение передано в этом стихотворении? Как нужно читать это стихотворение?
    10. Выставление оценок.

Источник

Читайте также:  Сквозь снег скорость поезда
Оцените статью