Иннокентий анненский снег рифма

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Снег»

Поэт Иннокентий Анненский (1855−1909) стоит особняком в русской поэзии рубежа XIX—XX вв. , он не принадлежал ни к одной из многочисленных поэтических групп в Петербурге. Но его поэзия, безусловно, близка стилю символизма, что подтверждает анализ стихотворения Анненского «Снег».

История создания и выхода в свет

Анненский чаще всего не датировал свои стихи, видимо, не придавая значения хронологии написания, а выстраивая собственный план внутреннего развития некой философской идеи. Лирическое стихотворение о снеге написано, вероятно, в последний год его жизни, весной 1909 года, и было опубликовано посмертно.

«Кипарисовый ларец», сборник стихов Иннокентия Анненского, который готовил к изданию сын поэта Валентин, вышел в свет в апреле 1910 года, спустя всего несколько месяцев после кончины отца. Эта книга интересна своей композицией: все опубликованные в ней стихи разделены на так называемые трилистники — группы по три стиха. Стихотворение о снеге относится к группе «Трилистник ледяной».

Оригинальную компоновку сборника высоко оценил поэт К. Бальмонт, считавший красивую форму хорошим дополнением к содержанию и дополнительным источником эстетического наслаждения. Другие спорили с такой точкой зрения и обвиняли автора в излишней, неоправданной манерности.

Впрочем, спорам суждено было стихнуть, а прекрасной лирике — остаться богатством народа в веках.

Тема и композиция произведения

В русской поэзии прослеживается давняя традиция философских размышлений в привязке к зимним мотивам. Например, анализ стихотворения Петра Вяземского «Первый снег» показывает размышления автора на тему мимолётности юности и скоротечности жизни в целом, утверждает ценность светлых воспоминаний в памяти людей.

Читайте также:  Закон по очистке кровли от снега

Иннокентий Анненский обогатил русскую традицию, добавив к ней собственные мысли и настроения. «Снег», как и вся поэзия Анненского, пронизан темой трагичного, безнадёжного одиночества, именно оно лежит в основе недосказанности, незавершённости стиха, который призван вызывать у читателя глубоко личные ассоциативные переживания.

В произведении нет сюжетной линии — оно представляет собой философское размышление немолодого человека, который через образы природного явления передаёт свои чувства. Текст написан от первого лица, лирический герой — сам автор — противопоставляет любовь к ветру, к снегу и негативное отношение к зиме в целом.

Композиционно «Снег» состоит из пяти строф, и мысли героя последовательно раскрываются в них следующим образом:

  • В первых строфах он сетует на обузу, признаётся, что не любит зиму, здесь чувствуется его усталость от долгой и тёмной зимы, как и от длинной непростой земной жизни.
  • Следующие две строфы посвящены снегу как символу чистоты, лёгкости и полёта души, для которой светлой стороной бытия было творчество.
  • В заключительной фразе появляется туманное предчувствие выхода из противоречий бытия в иное состояние «всесожженья весны» — такое желанное и пугающе неизведанное.

Так, зима в этом стихотворении является символом страданий человека в его земной жизни, а снежок символизирует светлые моменты бытия — счастье любви, веры и поэтического вдохновения.

Мотивы зимы в других произведениях поэта были не столь печальны, как в этом. Любование красотой зимних пейзажей, отблесками сумеречной зари на летящих облаках, желание лететь вместе с ними на тройке по заснеженным просторам — вот темы иных его стихов о зиме, таких как «Ноябрь», «Я люблю». Или «Весенний романс» — краткий шедевр конца зимы, ожидание скорой весны и новой влюблённости.

Зато темы утраты былого, тоски о несбывшейся, невозможной любви можно считать лейтмотивом творчества Анненского, и это, несомненно, роднит его с общей тенденцией философии русских поэтов Серебряного века. Примерами здесь служат стихотворения «Минуты», «На воде», «Перед закатом», «Листы», «Невозможно» или «Сентябрь», пронизанные щемящей осенней грустью и воспевающие томительную ускользающую красоту утрат.

Применённые художественные приёмы

Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».

В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:

  1. Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
  2. Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
  3. Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
  4. Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
  5. Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
  6. Сравнение — сны «словно стада в тумане».

Искусное владение этими выразительными средствами русского языка позволяет поэту виртуозно описать широкую гамму чувственных состояний — от усталости и безысходности до неистребимой любви к жизни и надежды на лучшее.

Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.

Источник

«Снег» анализ стихотворения Анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности

Несмотря на то, что зима была любимым временем года И. Анненского, стихотворение “Снег” наполнено печалью. И краткий анализ “Снег” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать в качестве поясняющего материала на уроке литературы в 7 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.

Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитетыгрузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение“точно стада в тумане непорочные сны“.

История создания

Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.

Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.

Композиция

Этот стих разделен автором на две части. Первая полностью посвящена зиме как тому времени года, которое стало тяготить автора. Больному человеку трудно радоваться снегу, который мешает ему выходить на прогулку.

Вторая часть говорит о весне – даже на пороге смерти поэт не может не вспомнить о том, как прекрасно пробуждение природы, особенно по сравнению с тем, что он видит за окном сейчас.

Это прекрасное пейзажное стихотворение с философскими мотивами: через образы природы автор делится с читателями своими размышлениями о смерти и сущности человека.

Написано произведение анапестом с перекрестной рифмой, который как нельзя лучше передает горечь, которую испытывает человек, чувствующий, что жить ему осталось недолго.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Источник

Иннокентий Анненский — Снег: Стих

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе белый,
То сиреневый снег…

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане
Непорочные сны —
На томительной грани
Всесожженья весны.

Анализ стихотворения «Снег» Анненского

Стихотворение «Снег» Иннокентия Федоровича Анненского – образец русской философской лирики начала XX века, переходного периода от символизма к акмеизму. «Снег» вошел в посмертный сборник поэта, изданный его сыном. Стихотворение написано в 1909 году. К этому времени И. Анненский был автором всего одного прижизненного сборника стихов.

После неприятностей по службе в 1906 году поэт покинул должность директора Царскосельской гимназии, стал инспектором учебного округа, однако за месяц до смерти подал прошение об отставке. Последние месяцы его жизни были омрачены отсрочкой в публикации его новых стихов. В декабре 1909 года на улице, возвращаясь с работы, он скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54 лет.

«Снег» по жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами. Его размер — двухстопный анапест с перекрестной рифмой. В стихотворении 5 строф, по композиции оно делится на 2 части.

В первой части описывается зима, символ умирающего мира, бесприютности, нищеты, тоски. Во второй поэт смягчается и с теплотой отзывается о снеге, который ему даже чуть жаль: ведь грядет весна. Интересно, что весна у него ассоциируется не только с расцветом, но и со «всесожженьем» всего отжившего, былого.

В нем можно увидеть своеобразную перекличку со стихотворением «Осень» А. Пушкина, где тот объясняет, за что не любит, например, лето и весну. Лирический герой — сам автор.

«Снег» не стоит принимать за прощальное стихотворение поэта, размышления о жизни и смерти в нем типичны для поэзии И. Анненского, созданы в русле традиции Ф. Тютчева.

Эпитеты оригинальны: грузный полет, нищенский лед, ослабелый и усталый снег. Сравнение: точно стада в тумане сны. Восклицание: этот лед! Встречается анафора: этот грузный, этот нищенский; то сверкающе, то сиреневый. Цветопись снега: синий, белый, сиреневый. Олицетворение: снег усталый, ложится. Устаревшие слова: томительной, ослабелый, заоблачных нег. Разговорное слово: обуза. Рядом с ним — союз «да» в значении «но». Инверсия: полюбил бы я. Многоточия как бы подчеркивают, что поэту трудно говорить. Обращает на себя внимание лексика: резанность. Дважды употребляет поэт слова: полюбил, люблю. Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок.

Стихотворение «Снег» И. Анненского — и дань классической поэзии XIX века, и одна из вершин Серебряного века. Остались пять редакций этого произведения, что говорит о том, насколько дорого и созвучно оно было самому поэту в его последний год жизни.

Источник

Анненский Иннокентий ∼ Снег (+ Анализ произведения)

СНЕГ
Иннокентий Анненский

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От неё даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полёт,
Этот нищенский синий
И заплаканный лёд!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе белый,
То сиреневый снег…

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане
Непорочные сны —
На томительной грани
Всесожженья весны.

Из цикла «Трилистник ледяной»

Анализ стихотворения Анненского «Снег» 1 вариант

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями. О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации.

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Смычок и струны

Анализ стихотворения «Снег» Анненского 2 вариант

Стихотворение «Снег» Иннокентия Федоровича Анненского – образец русской философской лирики начала XX века, переходного периода от символизма к акмеизму. «Снег» вошел в посмертный сборник поэта, изданный его сыном. Стихотворение написано в 1909 году. К этому времени И. Анненский был автором всего одного прижизненного сборника стихов.

После неприятностей по службе в 1906 году поэт покинул должность директора Царскосельской гимназии, стал инспектором учебного округа, однако за месяц до смерти подал прошение об отставке. Последние месяцы его жизни были омрачены отсрочкой в публикации его новых стихов. В декабре 1909 года на улице, возвращаясь с работы, он скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54 лет.

«Снег» по жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами. Его размер — двухстопный анапест с перекрестной рифмой. В стихотворении 5 строф, по композиции оно делится на 2 части.

В первой части описывается зима, символ умирающего мира, бесприютности, нищеты, тоски. Во второй поэт смягчается и с теплотой отзывается о снеге, который ему даже чуть жаль: ведь грядет весна. Интересно, что весна у него ассоциируется не только с расцветом, но и со «всесожженьем» всего отжившего, былого.

В нем можно увидеть своеобразную перекличку со стихотворением «Осень» А. Пушкина, где тот объясняет, за что не любит, например, лето и весну. Лирический герой — сам автор.

«Снег» не стоит принимать за прощальное стихотворение поэта, размышления о жизни и смерти в нем типичны для поэзии И. Анненского, созданы в русле традиции Ф. Тютчева.

Эпитеты оригинальны: грузный полет, нищенский лед, ослабелый и усталый снег. Сравнение: точно стада в тумане сны. Восклицание: этот лед! Встречается анафора: этот грузный, этот нищенский; то сверкающе, то сиреневый. Цветопись снега: синий, белый, сиреневый. Олицетворение: снег усталый, ложится. Устаревшие слова: томительной, ослабелый, заоблачных нег. Разговорное слово: обуза. Рядом с ним — союз «да» в значении «но». Инверсия: полюбил бы я. Многоточия как бы подчеркивают, что поэту трудно говорить. Обращает на себя внимание лексика: резанность. Дважды употребляет поэт слова: полюбил, люблю. Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок.

Две любви (+ Анализ)

Стихотворение «Снег» Иннокентия Анненского — и дань классической поэзии XIX века, и одна из вершин Серебряного века. Остались пять редакций этого произведения, что говорит о том, насколько дорого и созвучно оно было самому поэту в его последний год жизни.

Анализ стихотворения «Снег» Анненского 3 вариант

Несмотря на то, что зима была любимым временем года И. Анненского, стихотворение “Снег” наполнено печалью. И краткий анализ “Снега” по плану поможет понять, почему. Это образец пейзажной лирики с философскими мотивами начала XX века. Анализ можно использовать при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.
Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.
Композиция – произведение делится на две части.
В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит.
Вторая часть посвящена предчувствию весны.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты“грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
Метафоры“дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
Сравнение“точно стада в тумане непорочные сны“.

История создания

Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.

Тема

Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые испытывает лирический герой в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времён года – это всего лишь иллюзорная попытка человека уйти в выдуманный мир. И всё же он любит этот мир и вспоминает о нём с ностальгией.

Композиция

Это стихотворение разделено автором на две части. Первая полностью посвящена зиме как тому времени года, которое стало тяготить автора. Больному человеку трудно радоваться снегу, который мешает ему выходить на прогулку.

Вторая часть говорит о весне – даже на пороге смерти лирический герой не может не вспомнить о том, как прекрасно пробуждение природы, особенно по сравнению с тем, что он видит за окном сейчас.

Написано произведение анапестом с перекрёстной рифмой, который как нельзя лучше передаёт горечь, которую испытывает человек, чувствующий, что жить ему осталось недолго.

Жанр

Это лирическое стихотворение: через образы природы лирический герой делится своими размышлениями о смерти и сущности человека, своими чувствами и переживаниями.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу.

В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты“грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры“дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение“точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Источник

Оцените статью