- Два часа в заносе: каково ездить на «классике» в длинных ледовых гонках
- Приёмы пилотов экстра-класса: гонки на льду на машинах
- Как проходит любительское ралли?
- История гонок по льду на машинах
- Трассы для кольцевых гонок времён СССР
- Ипподромные трековые гонки
- Как победить в ледяных гонках?
- Сколько стоит подготовить машину к ралли?
Два часа в заносе: каково ездить на «классике» в длинных ледовых гонках
Шлем на мне, гоночные ремни затянуты, машина урчит. Единственное но: идет второй круг гонки, я стою поперек трассы, а сзади несется двадцать заднеприводных автомобилей! Это настоящий зимний эндуранс: боком по льду, но не 30 секунд, как в дрифте, а два часа и с общим стартом!
Эх, если бы такое случилось в прошлом году, когда в длинных гонках на Урале стартовало в два раза меньше участников, тогда Жигули, быть может, и остались целыми. Мимо пролетает первая машина, вторая, третья. И вот уже конец первой группы из восьми автомобилей. Ба-а-а-бах! Полетело заднее стекло, крышка багажника — и наша с напарником Алексеем Наумовым «пятерка» превратилась в хэтчбек. Уж лучше бы в универсал: именно они задают тон не только в зимнем дрифте, но и в кольцевых соревнованиях на льду. Просидев на снежном бруствере еще три с лишним минуты, наш экипаж по итогам двух часов гонки занял пятое место среди 22 участников. И это наш худший результат за два года выступлений в эндурансе!
Сегодня гонки длинного формата проходят и на Нижегородском кольце, и на трассе Казань Ринг. Но настоящую популярность эндуранс снискал на льду озер: высокие скорости и возможность постоянно менять конфигурацию трассы привлекают большое количество участников. Такие соревнования проводятся в Чувашии, Пермском крае и республике Марий Эл, ну а самой мощной по составу стала четырехэтапная серия Ural Winter Endurance на Верх-Исетском водохранилище в Екатеринбурге.
Правила этого турнира с виду просты: в гонке продолжительностью один-два часа участвуют два пилота, которые должны смениться во время обязательного пит-стопа. Успешные экипажи используют радиосвязь, механика и менеджера, который следит за экипажем на трассе, чтобы предупреждать о круговых или соперниках, а также за временем заезда на пит-стоп.
Радиосвязь — важный навигатор в меняющихся условиях длинных гонок
Для участия в уральской серии подходит любой заднеприводный автомобиль, на который надо установить дублирующие стоп-сигналы, спортивное сиденье и ремни. При этом стоимость участия всего три тысячи рублей за несколько часов чистого гоночного времени! Неудивительно, что с 2018 года, кроме костяка дрифтеров, в ряды участников стали вливаться раллисты, а также пилоты из спринтов и даже прокатного картинга.
Главное достижение уральских организаторов в нынешнем сезоне — это полноценный электронный хронометраж. Раньше судьям приходилось разбивать участников на группы и проводить полуфиналы, так как «вручную» точно отследить положение машин на протяжении всего заезда было проблематично. А вот определение стартовых позиций жеребьевкой на финальном этапе серии показалось не слишком удачным решением. С этим нам явно не повезло: только 14-е место на решетке. Зато потом обгонять было весело: лишь за полторы минуты гонки я сумел обойти восемь соперников!
Кроме жигулевского класса на стандартных шинах в Екатеринбурге проводили заезды на одинаковых купе Mazda MX-5, обутых в спортивные колеса с шипом 2,5 мм. Эта серия сменила собственника, но не место проведения. При ценнике сто пятьдесят тысяч рублей за машину на этап с полным сопровождением турнир привлек внимание участников из разных уголков России.
«Классика» — самая быстрая на льду? Как бы не так: Mazda MX-5 на шинах размерности 205/55 R16 выиграла квалификацию первого этапа уральского турнира. Однако на следующих гонках машину решили поберечь: слишком дорогие кузовные элементы!
Мазду я тоже попробовал в одной из гонок. Управление кардинально отличается от Жигулей: MX-5 на спортивных шинах Michelin едет максимально быстро только в заносе. Перед поворотом без тормозов: максимальный угол, чтобы погасить скорость, а на выходе поменьше, чтобы набрать. Настоящий дрифт без всяких скидок! Однако пилоты из Москвы, кроме участия в монокубке MX-5, решили стартовать и в классе Жигулей: уж больно плотная и интересная там борьба.
После прошлого сезона нашу с Алексеем «пятерку» (с мотором 1.6 и коробкой передач от Mazda MX-5 1989 года) хотели было запретить: слишком большим оказался отрыв на финише. Но за кругами преимущества стояла долгая работа перед каждым этапом: эксперименты с колеей, покрышками разной обкатки, игра с балластом. И, конечно, шины! В прошлые годы вопроса, какую модель выбрать, не возникало: Continental ContiIceContact BD, первая серийная шина с вклеенным шипом, ехала быстрее и стабильнее всех остальных. Однако в этом сезоне покрышки, выпущенные 5-6 лет тому назад, окончательно «протухли» — пришлось переходить на конкурентов.
Казанцы Юрий Егоров и Алексей Аксянов (на фото справа) приехали на первый этап в Екатеринбург за тысячу километров и не ударили в грязь лицом — экипаж на Иже завоевал третье место!
Сегодня самые быстрые шины на льду с посадочным диаметром 13 и 14 дюймов — это Nokian Hakkapeliitta 8 или 9. Выиграв первый этап уральского эндуранса на «девятке», взятой взаймы, мы решили рискнуть и купили у серого дилера Bridgestone Noranza 001 — покрышки, изготовленные по технологии off-take в России на заводе Nokian, но продающиеся только на территории Скандинавии. Второй этап тоже оказался за нами — при этом главным соперником стал Дамир Идиятулин, известный дрифтер из Красноярска. А вот на третьем произошла осечка: мы просто не могли себе представить, что шины Bridgestone так быстро изнашиваются! Шипы вроде все на месте, а скорости нет: разбивается посадочное отверстие и шип ложится на лед, а не втыкается. В результате — только третье место…
На зимний сезон в эндурансе понадобится минимум полтора—два комплекта шин
К финальному этапу у быстрых экипажей сложилась следующая конфигурация шин: Hakkapeliitta 9 спереди для управляемости и Hakkapeliitta 8 на задней оси для разгона. Причем в размерности 175/65 R14, так как «155-е» покрышки скупили по всей России сибиряки, участвовавшие в серии Winter Drift Battle. И хотя на подиум из-за описанной в самом начале статьи ситуации нам с Алексеем попасть не удалось, однако главное — очередную дозу адреналина и удовольствия — мы все же получили!
Комплекс трасс на льду Верх-Исетского водорхранилища впечатляет своими масштабами
Просматривая видео с многочисленных онбордов, понимаешь: зимний эндуранс — это хоть и любительский, малобюджетный и низкоскоростной, но настоящий автоспорт. Работа с настройкой машины, тактика на гонку и, конечно, бесконечное количество обгонов, где круговой всегда борется с тобой, словно за позицию! Ждем следующей зимы!
Источник
Приёмы пилотов экстра-класса: гонки на льду на машинах
Участвуют автомобили, мотоциклы, снегоходы или другие моторные транспортные средства. Гонки на льду на машинах могут быть:
Чаще всего используются легковые машины, ледовая трасса обладает сложной конфигурацией и хорошим зацепом. Авто должно быть полностью исправным, некоторые ставят защиту двигателя. Необходима зимняя резина, огнетушитель, аккумулятор, шлем, аптечка, трос, знак аварийной остановки.
Отличия ралли на льду:
- морской лёд имеет лучший зацеп по сравнению со льдом пресным, потому можно ехать на высокой скорости и хорошо чувствовать машину;
- ледяная поверхность трассы абсолютно безопасна для подвески, она ровная;
- морская соль несёт куда меньшую опасность для днища, чем дорожные реагенты, — она не вызовет коррозии;
- русские треки широкие, а значит, допускают отчаянно красивые обгоны и контактную борьбу.
Как готовится трасса для ралли на льду:
- её подготавливают с помощью тяжёлой техники;
- трасса должна быть различной сложности, со сложными и простыми поворотами;
- по бокам создаются снежные бурты.
Как проходит любительское ралли?
Это игра со своими правилами:
- машины делят по классам в зависимости от привода;
- участники совершают два ознакомительных круга по трассе;
- затем согласно порядковому номеру экипажи выезжают на старт;
- по полученным результатам определяется победитель для каждого класса гонок по льду на машинах.
Классы авто в гонках:
- первый — FR (привод задний);
- второй — FF (привод передний);
- третий — 4WD (привод полный);
- четвёртый — 4WD+Turbo (полный привод с нагнетателем);
- пятый — SUV (внедорожники, паркетники);
- шестой — Sport 4.5 mm (машины на спортивных шипованных шинах).
Необычные известные соревнования на льду:
- Гонки Rokkiralli (Финляндия), которые устраиваются по любым дорогам. Место проведения — окрестности Ювяскюля. А началось всё когда-то с народных гонок на жестянках. Стоимость участия от 30 евро, состязания среди нескольких классов: «Леди», «Кардан», «Супер», «Юниор», «Передний привод».
- Соревнования шведской школы экстремального вождения Below Zero Ice Driving проводятся на льду замёрзших озёр, участвуют исключительно классические раллийные Porsche 911, а участвовать может любой желающий, использовать можно как гражданские, так и боевые шипы.
- Гонки по льду на машинах Trophee Andros (Франция) — ледовый пробег, высочайший в Европе. Автодром Трофи Андрос длиной 980 метров находится на высоте 2200 метров над уровнем моря! Серия гонок проводится с декабря по февраль — как на топовых болидах, так и заднеприводных автомобилях.
- Российские ледяные гонки «Северные леди», выросшие из традиционных мужских «Северных зорь».
- Sno*Drift Rally (США) — гонки по трассе северного Мичигана, шипованные шины запрещены! Цены за участие в ралли на льду вовсе не демократичные — 1800 $, плюс 50 $, если есть лицензия FIA, при её отсутствии доплата 200 $.
В гонках Гонки Below Zero Ice Driving принимают участие только классические раллийные Porsche 911
История гонок по льду на машинах
Начало этот вид спорта в СССР берёт в шестидесятые. Сегодня существует 3 класса:
- без шипов, он же самый экстремальный;
- шипы 1,5 мм;
- супершипы 4,5 мм. Это самый безопасный, но непопулярный класс.
Трассы для кольцевых гонок времён СССР
- Большое Минское кольцо — трасса, первая в СССР. Впервые состязания проводились здесь в 1955 году. Кольцо имело длину 44 километра, четыре разных участка. Здесь прошло пять чемпионатов СССР по кольцевым гонкам.
- Малое Минское кольцо (1962), конфигурация не вызывала значительного интереса, потому что трасса обладала ограниченным числом несложных поворотов. Гонки по ледяной петле здесь проходили до начала девяностых.
- Рустави (Грузинская ССР) обладала длиной круга 40 километров, шириной 12–14 метров; крутых подъёмов, поворотов и спусков, несмотря на горное расположение, она не имела.
- Бикерниеки (Латвийская ССР) была открыта в 1960 году. Там располагались «Кольцо мастерства» (длина 3580 метров при ширине 8 метров) и трасса «Скоростное кольцо» (длина 3662 метра при ширине 10 метров), максимальный перепад высот — 10 метров.
- Неманское кольцо (Литовская ССР) приняло первые соревнования в 1960 году. Ширина трассы составляла 4,5–6,5 метра, крутые спуски и подъёмы, перепад высот 42 метра. Позже здесь начались проводится и гонки для мотоциклов.
- Невское кольцо (Приморский Парк Победы) знаменито крутыми поворотами (поворот «Острый» с углом около 140°), движение против часовой стрелки, что требовало хорошей сцепки шин, сбалансированной характеристики подвески. Рельеф в основном плоский, перепад высот почти отсутствует. Начало проведения соревнований — 1956 год. В шестидесятые трасса была центром автоспорта СССР.
- Лужники (Москва). Впервые участники ралли на льду встретились здесь в 1961-м, длина круга 3 километра, повороты довольно несложные. В основном здесь проводились соревнования местного значения.
Ипподромные трековые гонки
Это опасный вид спорта, принимают участие опытные водители. Название произошло от конструкции трассы: две дуги постоянного радиуса, соединённые отрезками прямой. Зимние кольцевые гонки проводятся по ипподромным кольцам двух видов: малый (1060 метров — верста), большой (1600 метра — классическая миля). Обычно дистанция занимает четыре круга, хотя бывает и трёхкруговая.
На случай вылета с трассы есть оперативный резерв пилотов. На финише участникам начисляют призовые очки — в зависимости от занятых мест, по количеству оных и определяют победителя. Очки называет диктор стадиона.
Как победить в ледяных гонках?
Гонки на льду на машинах — один из самых зрелищных видов спорта, особенно если ледяная петля позволяет обгон. Скользкий лёд позволяет развивать очень высокие скорости — потому нужно много времени уделить именно технике и тактике управления, а не только лишь подготовке авто.
Определяющее значение имеет «вкатанность», умение управлять на больших скоростях, к примеру, спортивные машины при входе в поворот развивают скорость более 150 км/ч.
Нужно знать, какой элемент езды по ледовому треку даётся вам лучше всего, — и довести своё умение до совершенства, что позволит обойти соперников в гонке.
Опережаем до начала гонок:
- Облегчаем кузов (актуально только для шипованной резины). Снижаем общий вес, утяжеляя зад. Стоит закрепить вес груза, который будет служить балластом, перед осью автомобиля, подальше от передней оси. Группе A можно сдвинуть вперёд силовой аппарат, потребуется переделать крепления.
- Исключаем пробуксовку. Максимально загружаем переднюю ось — машина будет лучше стартовать и разгоняться. Первый оборот колеса определит, будет ли «бархатным» старт. Определите, на каких оборотах при плавном отпускании сцепления машина стартует без пробуксовки ведущих колёс. Группе N рекомендуется для этого 1500–2500 об/мин, группе A 2500–3500 об/мин. Обороты выставите за минуту до старта ралли, а за пару секунд до него сближайте диски сцепления до момента его «схватывания». При сигнале светофора плавно отпускайте педаль сцепления.
- Выбираем себе трассу правильно. Даже специально залитое для ралли на льду покрытие неоднородно, сцепление различается, колёса нужно направлять на менее скользкие места — такое умение часто даётся интуитивно.
- Баланс в вираже и торможение. При моменте входа в поворот тормозите боковым скольжением, направляя нос авто точно в него. Делайте это дозировано, поскольку в ледяных колеях машина теряет скорость.
- Обгоны можно начинать, только хорошо чувствуя машину на треке. Для этого важно до гонок научиться увеличивать и уменьшать угол скольжения в любом месте поворота.
Сколько стоит подготовить машину к ралли?
- кузов и каркас безопасности— 3500 $;
- кулачковая коробка передач— 4000 $;
- приводы— 1200 $;
- инжекторный двигатель— 9000 $;
- колёсные диски, которых потребуется около 30 разного диаметра — 70 $ за один диск;
- резиновые покрышки (2–4 комплекта) — от 140 $ за шину;
- а ещё приборы, особые спортивные ремни, кресло пилота и так далее.
А вам уже приходилось покорять ледяную петлю?
Источник