Главные герои паустовского снег

Краткое содержание Паустовский Снег для читательского дневника

Татьяна Петровна, дочь Варя и няня эвакуировались из Москвы в маленький городок. Они поселились у местного старика. Через месяц Потапов умер. У дедушки был сын, который нес службу на Черноморском флоте. Николай очень хотел увидеть своего отца и спешил в отпуск домой. Однако, на вокзале лейтенанту сказали, что старика больше нет в живых, а родительском доме временно живет актриса с дочкой. Николая потрясла смерть отца. Он не мог смириться с мыслью, что в доме живут посторонние люди. Мужчина открыл калитку и оказался в саду.

Снег упал с ветки. Наконец, Николай вошел в дом. Его порадовало, что все вещи находились на прежних местах, как было при жизни отца. Татьяна Петровна не могла вспомнить, где видела Потапова младшего, потому что его лицо было ей знакомо. Женщина сказала Николаю об этом, и он тоже согласился, что они раньше встречались. На следующий день главные герои попрощались, и лейтенант уехал. Прошло несколько дней, и актриса получила письмо от Потапова. Он сообщал, что вспомнил ее. Когда Николай был в Крыму, в парке, возле него прошла прекрасная девушка, которую мужчина не смог забыть, хоть и прошло столько времени. Татьяна Петровна – это она. Актриса посмотрела на сад, который весь утопал в снегу и подумала, что не имеет никакого значения, что она никогда не ездила в Крым. Сейчас это было, совсем, неважно.

Читайте также:  Это снег выпиши пять

Чему учит рассказ: иногда жизнь непредсказуема и можно неожиданно встретить людей спустя много лет.

Читать краткое содержание Снег. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Снег

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.

Автор рассказа приходит в лес. Там он хочет увидеть маленькую сову, которая называется сплюшка. Так она называется, потому что по ночам издает звуки похожие на «Сплю!». К утру сова смолкает и прячется.

В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту

Все происходит в одном очень старом городе. Именно здесь живут люди, которые при помощи своих рук умеют создавать настоящее творчество. И так бы у них и было бы все хорошо, но неожиданно пришли сюда солдаты одного богатого чужеземного

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.12.2020

Паустовский К. «Снег»

Читайте краткое содержание других рассказов Константина Паустовского:

Главные герои рассказа «Снег» и их характеристика

  1. Татьяна Петровна. Певица из Москвы. Романтичная, весёлая, лёгкая на подъём. Добрая и не равнодушная.
  2. Николай Потапов. Лейтенант. Спокойный, уравновешенный, любящий сын.
  3. Варя. Дочь Татьяна Петровны. Весёлая, часто смеется.

План пересказа рассказа «Снег»

  1. На новом месте
  2. Портрет сына
  3. Письмо
  4. Беседка и рояль
  5. Приезд Потапова
  6. Вечер в доме
  7. Расставание
  8. Ещё одно письмо

Краткое содержание рассказа «Снег» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Татьяна Петровна с дочкой жили в доме умершего старика Потапова.
  2. Однажды, она прочитала письмо сына Потапова.
  3. Она сделала всё, о чём тот писал отцу.
  4. Потапов приехал в город и узнал о смерти отца.
  5. Он пришёл к дому и был удивлён, как Татьяна Петровна заботилась о нём.
  6. В письме он предложил ей свою жизнь и Татьяна Петровна была счастлива.

Главная мысль рассказа «Снег»

Счастье всегда где-то рядом.

Чему учит рассказ «Снег»

Рассказ учит не быть равнодушными. Учит жить и радоваться жизни не смотря ни на что. учит не взрослеть и подольше оставаться детьми. Учит ждать своего счастья.

Отзыв на рассказ «Снег»

Мне очень понравился этот трогательный рассказ. Мне понравилось, что Татьяна Петровна нашла своё счастье там, где не ждала. Она была доброй и отзывчивой женщиной и сумела найти дорожку к сердцу молодого лейтенанта. Мне кажется, что всё у них будет хорошо и они будут счастливы вместе.

Пословицы к рассказу «Снег»

Вместе сходиться — рекой становиться.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Снег»

Источник

Паустовский «Снег»: главные герои, какова главная мысль?

В рассказе «Снег», рассказывается история про мужчину и женщину, которые неожиданно встретились. Оба они понимали, что где-то видели друг друга, но вспомнить никак не могли. Так уж получилось, что Николай ошибся, а Татьяна и спорить не стала, она понимала, что это любовь.

Главных героев в рассказе «Снег» всего двое.

Первая героиня это Татьяна, которая так и не могла вспомнить, где видела Николая.

Второй герой это Николай Потапов. Он то и ошибся, когда посчитал Татьяну за незнакомку из Крыма.

Главная мысль мне кажется заключается в том, что любовь можно найти в любой момент и неожиданно. Татьяна и Николай имеют много общего, именно поэтому у них загорелся интерес друг к другу.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

В рассказе Паустовского «Снег» Татьяна Петровна со своей дочерью эвакуировались из Москвы. Они поселились в доме у местного старика, который вскоре умирает. У старика есть сын Николай Потапов, он служит на флоте. Во время отпуска Николай возвращается домой к отцу и на вокзале узнает, что он умер и в его квартире живет актриса со своей дочерью. Николай был в шоке от смерти отца и ему не понравилось, что дома находились чужие люди. Когда он познакомился с Татьяной, ее лицо показалось ему знакомым, она будто бы тоже знала его. Николай уезжает, а через какое-то время пишет Татьяне письмо, в котором сообщает, что вспомнил ее. Он считает, что прекрасная девушка, которую он видел в Крымском парке — это Татьяна и он никак не мог ее забыть. Татьяна думает, что никогда не была в Крыму, но понимает, что сейчас это уже не важно.

Главные герои рассказ Паустовского «Снег»:

  1. Татьяна Петровна — актриса, приехала из Москвы. Поселилась у Патапова старшего со своей дочерью. Лицо его сына кажется ей знакомым.
  2. Николай Потапов — лейтенант, служит на флоте. Его отец умер и он спешит к нему домой, Татьяна живущая в доме отца, кажется ему знакомой. Позже он путает ее с девушкой, которую видел в Крымском парке.
  3. Варя — дочь Татьяны, вместе с матерью они уехали из Москвы.
  4. Патапов старший — старик у которого жили Татьяна с дочерью.

Главная мысль рассказа Паустовского «Снег»:

Это произведение о любви, которая меняет жизнь главных героев. Даже в военное время она не чужда людям и может все изменить в их жизни.

Рассказ Зощенко «Золотые слова» — это забавная и поучительная история о правильном воспитании детей. В центр повествования автор поставил детей Миньку и Лелю, они и являются главными героями произведения. Дети любили присутствовать на ужинах вместе со взрослыми, поскольку им было интересно принимать участие в беседах. Но вели себя дети плохо: перебивали старших, мешали общению взрослых и болтали, когда нужно было молчать.

Отец Миньки и Лели тоже является главным героем рассказа, именно этот человек придумал наказание для провинившихся за столом детей. Он запретил ребятам присутствовать на ужинах со взрослыми в течение двух месяцев. Папа — мудрый и справедливый человек, он пытается донести до отпрысков мысль, что нужно вести себя прилично и действовать, исходя из обстоятельств.

Главным героем можно назвать и начальника отца, которому здорово досталось от детей. Сначала они мешали ему излагать свои мысли, а затем Минька уронил в его чай кусочек масла. Но дети, обещавшие отцу молчать, не признались в содеянном, чем и вызвали праведный гнев гостя.

Мы видим, что ребята решили молчать в присутствии гостей, но они не сообразили, что в особых ситуациях говорить можно и нужно. Автор пытается донести читателям мысль, что в любых ситуациях нужно действовать обдуманно. Правила поведения нужно исполнять, но не слепо, а исходя из сложившихся обстоятельств.

Паустовский в своей сказке «Растрепанный воробей» описывает поведение и поступки людей и птиц, причем последних он наделяет человеческими чертами. К своим героям автор относится по-разному — одних поддерживает, других — осуждает.

Автор с любовью описывает семью, в которой отец внимательно и с нежностью относится к своей супруге. Он сочувствует маме, которая потеряла дорогую сердцу брошь и доброжелательно относится к отзывчивой и неравнодушной Маше. Ему нравится, что девочка проявляет сострадание и оказывает помощь несчастному воробьишке.

Паустовский сделал воробья Пашку героем, нарисовав его мужественным, верным и благородным. Он даже называет его «маленьким пушистым снарядом», отмечая его удаль, решительность и отвагу. Автору нравится находчивый и неунывающий воробей, который имеет доброе отзывчивое сердце.

И только ворона вызывает у автора отрицательные эмоции — он считает её коварной, скупой и бесцеремонной. Поведение птицы-разбойницы он осуждает, потому и придумывает для неё справедливый акт возмездия.

Этот рассказ Андрея Платонова посвящён детям войны, но не тем, кто испытывал невзгоды и голод в тылу, а тем, кто волею судьбы был на передовой и принимал непосредственное участие в боевых операциях.

Главный герой этого рассказа Сережа Лабков, десятилетний мальчуган, живший со своими родителями на фронте. Отец –полковник умер от ранений, да и мать – военный врач , тоже не долго прожила.

К главным персонажа относится и майор Бахичев, который пытался отправить Сережу в тыл, он же и поведал всю историю об этом пацане.

Третьим главным персонажем конечно же является сам рассказчик, который в прифронтовой зоне и встретил Сережу со своим провожатым.

Главной мыслью этого рассказа является то, что война, это горе, не щадящая никого. Очень плохо, что детям пришлось видеть все ужасы войны воочию и даже принимать участие. Дети, не видевшие настоявшего беззаботного детства, вынуждены очень рано становиться взрослыми.

Главные герои рассказа — 2 рыбака, сам автор и его друг Рувим. Так же в рассказе описываются дед по прозвищу 10 процентов и бабы, которые постоянно смеялись над рыбаками из-за того, что у них ничего не ловится. Автор рассказывает о главных врагах рыбака: комарах, мальчишках, которые или купаются и пугают рыбу, или просто стоят рядом и мешают, а также о стариках, которые любят поговорить и отвлекают, о корягах. Но в конце рассказа рыбакам удалось поймать огромного линя. Они гордо его несли по лугу и по деревне и с этого времени бабы перестали подшучивать над ними.

Рассказ Паустовского «Прощание с летом» представляет собой пейзажную зарисовку, поэтому нельзя в нем назвать кого-либо главным героем. Вернее, таким героем конечно же будет Природа, но природе бесполезно пытаться дать характеристику — она всегда разная.

А вот действующими лицами этого рассказа оказываются автор-рассказчик и его друг Рувим, охотники, рыболовы, просто любители активного отдыха на природе, опытные наблюдатели-естество­ испытатели.

Так же в рассказе появляется дед Митрий, знаток не только природы, но и старинных обычаев.

Главную мысль этого рассказа можно охарактеризовать с помощью пословицы:

Автор вспоминает о красотах лета и понимает, что красоты зимы будут ничуть не хуже.

Источник

Исследовательская работа Белый цвет в рассказе К. Г. Паустовского «Снег»

У старика в частном доме стала жить Татьяна. А спустя тридцать дней женщина стала жить со своей дочерью Варей, а он умер.

Татьяне Петровне долго не привычно было в пустынном, не большом городе, после огромной Москвы. Здесь были низкие дома, скрипучие двери на заборе. По вечерам стояла тишина.

Она укоряла себя, что бросила своих друзей и театральные подмостки. «Нужно было Варю отправить в Пушкино!» — подумала она. Где не было налётов. В Москве проживать самой!» — думала она.

В Москву путь был закрыт. Талантливая солистка стала исполнять песни в лазаретах. И ей стало спокойней. Наступила зима и кругом лежало много снега. Отношение к окружающей обстановке её переменилось, всё стало устраивать.

Татьяна Петровна освоилась и в чужом жилом помещении. И к старому роялю, и старым фотоснимкам. Потапов раньше работал механиком кораблей. На рабочем находилась макет крейсера. Он на нём служил. Варе не разрешали брать его. А, впрочем, и всё остальное. Ей было известно, где-то служит сын. Его фотография казалось ей знакомой.

Зимой стали появляться письма на имя Потапова. Она сложила их на письменный стол. Как то она встала ночью. Кругом лежал снег. Кот Архип, личный кот старика, развалился на диване. Посмотрев назад, взяла письмо и стала читать.

Оказывается, сын был ранен. Из писем она поняла что нужно отремонтировать рояль и повесить звонкий металлический колокольчик.

Она нашла свечи и вставила в рояль. И зажгла их тихим вечерним часом и стала играть. Сын Николай Потапов подсчитал, что будет у отца только сутки. Поезд прибыл днём. От знакомого лейтенанту стало известно, что отец его мёртв. И в его доме проживает певичка. Он скромно, застенчиво вошёл в дом, где он родился. В нём всё было так, как он мечтал в посланных письмах. Хозяйка его скромно встретила. Военному не спалось. А спустя время он прислал письмо — признание в любви.

Надо дорожить близкими людьми и ценить каждую минуту проведённую друг с другом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Кара-Бугаз
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещёрская сторона
  • Михайловские рощи
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрёпанный воробей
  • Резиновая лодка
  • Рождение рассказа
  • Романтики
  • Северная повесть
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Стекольный мастер
  • Судьба Шарля Лонсевиля
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб
  • Шиповник

Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой.

Маленький дом — всего в три комнаты — стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка. За домом, за облетевшим садом, белела березовая роща. В ней с утра до сумерек кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье.

Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку, к его домишкам, скрипучим калиткам, к глухим вечерам, когда было слышно, как потрескивает в керосиновой лампе огонь.

«Какая я дура! — думала Татьяна Петровна. — Зачем уехала из Москвы, бросила театр, друзей! Надо было отвезти Варю к няньке в Пушкино — там не было никаких налетов, — а самой остаться в Москве. Боже мой, какая я дура!»

Но возвращаться в Москву было уже нельзя. Татьяна Петровна решила выступать в лазаретах — их было несколько в городке — и успокоилась. Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила его снегом. Дни стояли мягкие, серые.

Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар.

Татьяна Петровна привыкла и к городку и к чужому дому. Привыкла к расстроенному роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах, изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны. Старик Потапов был в прошлом корабельным механиком. На его письменном столе с выцветшим зеленым сукном стояла модель крейсера «Громобой», на котором он плавал. Варе не позволяли трогать эту модель. И вообще не позволяли ничего трогать.

Татьяна Петровна знала, что у Потапова остался сын моряк, что он сейчас в Черноморском флоте. На столе рядом с моделью крейсера стояла его карточка. Иногда Татьяна Петровна брала ее, рассматривала и, нахмурив тонкие брови, задумывалась. Ей все казалось, что она где-то его встречала, но очень давно, еще до своего неудачного замужества. Но где? И когда?

Моряк смотрел на нее спокойными, чуть насмешливыми глазами, будто спрашивал: «Ну что ж? Неужели вы так и не припомните, где мы встречались?».

— Нет, не помню, — тихо отвечала Татьяна Петровна.

— Мама, с кем ты разговариваешь? — кричала из соседней комнаты Варя.

— С роялем, — смеялась в ответ Татьяна Петровна.

Среди зимы начали приходить письма на имя Потапова, написанные одной и той же рукой. Татьяна Петровна складывала их на письменном столе. Однажды ночью она проснулась. Снега тускло светили в окна. На диване всхрапывал серый кот Архип, оставшийся в наследство от Потапова.

Татьяна Петровна накинула халат, пошла в кабинет к Потапову, постояла у окна. С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла.

Татьяна Петровна зажгла свечу на столе, села в кресло, долго смотрела на язычок огня, — он даже не вздрагивал. Потом она осторожно взяла одно из писем, распечатала и, оглянувшись, начала читать.

«Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая. И вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!»

«Я часто вспоминаю тебя, папа, — читала дальше Татьяна Петровна, — и наш дом, и наш городок. Все1 это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи — те, что я привез из Ленинграда. И те же ноты лежат на рояле: увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов отчизны дальней». Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу опять? Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? Помнишь? Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок — и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой.

Может быть, когда выпишусь из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди».

Татьяна Петровна долго сидела у стола, смотрела широко открытыми глазами за окно, где в густой синеве начинался рассвет, думала, что вот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей и увидеть все совсем не таким, каким он хотел бы увидеть.

Утром Татьяна Петровна сказала Варе, чтобы она взяла деревянную лопату и расчистила дорожку к беседке над обрывом. Беседка была совсем ветхая. Деревянные ее колонки поседели, заросли лишаями. А сама Татьяна Петровна исправила колокольчик над дверью. На нем была отлита смешная надпись: «Я вишу у дверей — звони веселей!» Татьяна Петровна тронула колокольчик. Он зазвенел высоким голосом. Кот Архип недовольно задергал ушами, обиделся, ушел из прихожей- веселый звон колокольчика казался езду, очевидно, нахальным.

Днем Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика настройщика, обрусевшего чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармоник и настройкой роялей. Фамилия у настройщика была очень смешная: Невидаль. Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший. Татьяна Петровна и без него это знала.

Когда он ушел, Татьяна Петровна осторожно заглянула во все ящики письменного стола и нашла пачку витых толстых свечей Она вставила их в подсвечники на рояле. Вечером она зажгла свечи, села к роялю, и дом наполнился звоном.

Когда Татьяна Петровна перестала играть и погасила свечи, в комнатах запахло сладким дымом, как бывает на елке.

Варя не выдержала.

— Зачем ты трогаешь чужие вещи? — сказала она Татьяне Петровне. — Мне не позволяешь, а сама трогаешь И колокольчик, и свечи, и рояль — все трогаешь. И чужие ноты на рояль положила.

— Потому что я взрослая, — ответила Татьяна Петровна.

Варя, насупившись, недоверчиво взглянула на нее. Сейчас Татьяна Петровна меньше всего походила на взрослую. Она вся как будто светилась и была больше похожа на ту девушку с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю во дворце. Об этой девушке Татьяна Петровна сама рассказывала Варе.

Еще в поезде лейтенант Николай Потапов высчитал, что у отца ему придется пробыть не больше суток. Отпуск был очень короткий, и дорога отнимала все время.

Поезд пришел в городок днем. Тут же, на вокзале, от знакомого начальника станции лейтенант узнал, что отец его умер месяц назад и что в их доме поселилась с дочерью молодая певица из Москвы.

— Эвакуированная,- сказал начальник станции. Потапов молчал, смотрел за окно, где бежали с чайниками пассажиры в ватниках, в валенках. Голова у него кружилась.

— Да, — сказал начальник станции, — хорошей души был человек. Так и не довелось ему повидать сына.

— Когда обратный поезд э — спросил Потапов.

— Ночью, в пять часов, — ответил начальник станции, помолчал, потом добавил: — Вы у меня перебудьте. Старуха моя вас напоит чайком, накормит. Домой вам идти незачем

— Спасибо, — ответил Потапов и вышел

Начальник посмотрел ему вслед, покачал головой.

Потапов прошел через город, к реке. Над ней висело сизое небо. Между небом и землей наискось летел редкий снежок. По унавоженной дороге ходили галки. Темнело. Ветер дул с того берега, из лесов, выдувал из глаз слезы.

«Ну что ж! — сказал Потапов — Опоздал. И теперь это все для меня будто чужое — и городок этот, и река, и дом».

Он оглянулся, посмотрел на обрыв за городом. Там стоял в инее сад, темнел дом. Из трубы его поднимался дым. Ветер уносил дым в березовую рощу.

Потапов медленно пошел в сторону дома. Он решил в дом не заходить, а только пройти мимо, быть может заглянуть в сад, постоять в старой беседке. Мысль о том, что в отцовском доме живут чужие, равнодушные люди, была невыносима. Лучше ничего не видеть, не растравлять себе сердце, уехать и забыть о прошлом!

«Ну что же, — подумал Потапов, — с каждым днем делаешься взрослее, все строже смотришь вокруг».

Потапов подошел к дому в сумерки. Он осторожно открыл калитку, но все же она скрипнула. Сад как

бы вздрогнул. С веток сорвался снег, зашуршал. Потапов оглянулся. К беседке вела расчищенная в снегу дорожка. Потапов прошел в беседку, положил руки на старенькие перила. Вдали, за лесом, мутно розовело небо — должно быть, за облаками подымалась луна. Потапов снял фуражку, провел рукой по волосам. Было очень тихо, только внизу, под горой, бренчали пустыми ведрами женщины — шли к проруби за водой.

Потапов облокотился о перила, тихо сказал:

Кто-то осторожно тронул Потапова за плечо. Он` оглянулся. Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом, в накинутом на голову теплом платке. Она молча смотрела на Потапова темными внимательными глазами. На ее ресницах и щеках таял снег, осыпавшийся, должно быть, с веток.

— Наденьте фуражку, — тихо сказала женщина,- вы простудитесь. И пойдемте в дом. Не надо здесь стоять.

Потапов молчал. Женщина взяла его за рукав и повела по расчищенной дорожке. Около крыльца Потапов остановился. Судорога сжала ему горло, он не мог вздохнуть. Женщина так же тихо сказала:

— Это ничего. И вы, пожалуйста, меня не стесняйтесь. Сейчас это пройдет.

Она постучала ногами, чтобы сбить снег с ботиков. Тотчас в сенях отозвался, зазвенел колокольчик. Потапов глубоко вздохнул, перевел дыхание.

Он вошел в дом, что-то смущенно бормоча, снял в прихожей шинель, почувствовал слабый запах березового дыма и увидел Архипа. Архип сидел на диване и зевал. Около дивана стояла девочка с косичками и радостными глазами смотрела на Потапова, но не на его лицо, а на золотые нашивки на рукаве.

— Пойдемте! — сказала Татьяна Петровна и провела Потапова в кухню.

Там в кувшине стояла холодная колодезная вода, висело знакомое льняное полотенце с вышитыми дубовыми листьями.

Татьяна Петровна вышла. Девочка принесла Потапову мыло и смотрела, как он мылся, сняв китель. Смущение Потапова еще не прошло.

— Кто же твоя мама? — спросил он девочку и покраснел.

Вопрос этот он задал, лишь бы что-нибудь спросить.

— Она думает, что она взрослая, — таинственно прошептала девочка. — А она совсем не взрослая. Она хуже девочка, чем я.

— Почему? — спросил Потапов.

Но девочка не ответила, засмеялась и выбежала из кухни.

Потапов весь вечер не мог избавиться от странного ощущения, будто он живет в легком, но очень прочном сне. Все в доме было таким, каким он хотел его видеть. Те же ноты лежали на рояле, те же витые свечи горели, потрескивая, и освещали маленький отцовский кабинет. Даже на столе лежали его письма из госпиталя — лежали под тем же старым компасом, под который отец всегда клал письма.

После чая Татьяна Петровна провела Потапова на могилу отца, за рощу. Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени.

А потом, поздним вечером, Татьяна Петровна, сидя у рояля и осторожно перебирая клавиши, обернулась к Потапову и сказала:

— Мне все кажется, что где-то я уже видела вас.

— Да, пожалуй, — ответил Потапов.

Он посмотрел на нее. Свет свечей падал сбоку, освещал половину ее лица. Потапов встал, прошел по комнате из угла в угол, остановился.

— Нет, не могу припомнить, — сказал он глухим голосом.

Татьяна Петровна обернулась, испуганно посмотрела на Потапова, но ничего не ответила.

Потапову постелили в кабинете на диване, но он не мог уснуть. Каждая минута в этом доме казалась ему драгоценной, и он не хотел терять ее.

Он лежал, прислушивался к воровским шагам Архипа, к дребезжанию часов, к шепоту Татьяны Петровны, — она о чем-то говорила с нянькой за закрытой дверью Потом голоса затихли, нянька ушла, но полоска света под дверью не погасла. Потапов слышал, как шелестят страницы, — Татьяна Петровна, должно быть, читала Потапов догадывался: она не ложится, чтобы разбудить его к поезду. Ему хотелось сказать ей, что он тоже не спит, по он не решился окликнуть Татьяну Петровну

В четыре часа Татьяна Петровна тихо открыла дверь и позвала Потапова. Он зашевелился.

— Пора, вам надо вставать, — сказала она. — Очень жалко мне вас будить!

Татьяна Петровна проводила Потапова на станцию через ночной город. После второго звонка они попрощались. Татьяна Петровна протянула Потапову обе руки, сказала

— Пишите. Мы теперь как родственники. Правда? Потапов ничего не ответил, только кивнул головой. Через несколько дней Татьяна Петровна получила от Потапова письмо с дороги.

«Я вспомнил, конечно, где мы встречались, — писал Потапов, — но не хотел говорить вам об этом там, дома. Помните Крым в двадцать седьмом году Осень. Старые платаны в Ливадийском парке. Меркнущее небо, бледное море. Я шел по тропе в Ореанду. На скамейке около тропы сидела девушка. Ей было, должно быть, лет шестнадцать. Она увидела меня, встала и пошла навстречу. Когда мы поравнялись, я взглянул на нее. Она прошла мимо меня быстро, легко, держа в руке раскрытую книгу Я остановился, долго смотрел ей вслед. Этой девушкой были вы. Я не мог ошибиться. Я смотрел вам вслед и почувствовал тогда, что мимо меня прошла женщина, которая могла бы и разрушить всю мою жизнь и дать мне огромное счастье. Я понял, что могу полюбить эту женщину до полного отречения от себя. Тогда я уже знал, что должен найти вас, чего бы это ни стоило. Так я думал тогда, но все же не двинулся с места. Почему — не знаю. С тех пор я полюбил Крым и эту тропу, где я видел вас только мгновение и потерял навсегда. Но жизнь оказалась милостивой ко мне, я встретил вас. И если все окончится хорошо и вам понадобится моя жизнь, она, конечно, будет ваша. Да, я нашел на столе у отца свое распечатанное письмо. Я понял все и могу только благодарить вас издали».

Татьяна Петровна отложила письмо, туманными глазами посмотрела па снежный сад за окном, сказала.

— Боже мой, я никогда не была в Крыму! Никогда! Но разве теперь это может иметь хоть какое-нибудь значение И стоит ли разуверять его? И себя!

Она засмеялась, закрыла глаза ладонью. За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий закат.

Источник

Оцените статью