Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Как зимуют рыбы?»
Ольга Волоснова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Как зимуют рыбы?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Аленушка» города Новочебоксарска
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Как зимуют рыбы?»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Волоснова Ольга Николаевна.
Г. Новочебоксарск, 2020 г.
Цель – Расширение представлений детей о зимовке рыб подо льдом.
Образовательные: Дать детям более полные представления о жизнедеятельности речных рыб зимой подо льдом.
Развивающие: Развивать умение самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.
Речевые: Приучать детей к самостоятельности суждений. Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитывающие: Поддерживать интерес детей к животному миру.
Материал: презентация, «лабиринты», цветные стеклянные камешки, математические планшеты, цветные резинки, пластиковые круги и треугольники.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Хочу вам загадать одну загадку. Попробуйте ее отгадать.
-Бывает золотая, бывает в серебре,
Махает плавниками и плавает в реке.
Рот свой открывает, но всегда молчит,
И с братьями своими никогда не говорит. (Рыба)
— А где живут рыбы? (в море, в реке) Сегодня мы будем говорить о рыбах, которые живут в реке. Как их называют? (речные). А какие виды речных рыб вам известны? (щука, окунь, налим, сом, лещ и т. д.) Они все живут в реке. Но сейчас – зима… Реки замерзли… А как же рыбы зимуют в реке?. Как вы думаете? (Слайды 2,3)
II. Основная часть.
1.Введение нового материала: беседа «Как зимуют рыбы?» (просмотр презентации).
— Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается специальной слизью, как шубой. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.
— Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.
— Лещ – плоская рыба с маленькой головкой. Лещи зимой впадают в спячку. Они ложатся на дно или зарываются в песок.
— Трудно рыбам подо льдом зимой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.
— Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.
— Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного.
На реке живет один
Очень странный господин.
Между рыбами чудак –
Все он делает не так:
В холода ему не спится
Ищет, чем бы поживиться,
А в жару как нелюдим,
Под корягой спит… налим.
— Щуку можно назвать речным доктором, потому что она нападает на больных и слабых рыб, и не дает распространиться болезням.
Стой, плотва и караси
И пощады не проси.
Я, хозяйка здесь в пруду,
— Вот сом. Что вы знаете про сома, расскажите, ребята. (Ответы детей) Сом – это крупная толстая рыба с длинными усами. Усы помогают ему найти корм на дне. Питается сом мелкими рыбешками, личинками.
Он в самом омуте живет
Имеет он огромный рот, усы,
А глазки чуть видны.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
— Окунь – это веселая и проворная рыбка, любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Зимой окуни тесно прижимаются друг к другу, опускают свои красные плавники и засыпают.
— Сейчас представим себе, как играют окуньки, и тоже поиграем.
— Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3. Самостоятельная работа (лабиринт «Покажем рыбке путь к водорослям»)
— Ребята, перед вами лабиринты. Поможем рыбке пробраться через лабиринт к водорослям, и спрятаться в них от хищников. Путь по лабиринту мы выстроим из цветных камешков. Приступаем к работе.
4. Работа с планшетом «Рыбка».
— А сейчас я вам раздам планшеты, мы с вами попробуем сделать рыбки из цветной резинки, натягивая ее на гвоздики. Посмотрите,как это у меня получается: захватываю резинкой один гвоздик, тяну ее, захватываю один гвоздик сверху, один снизу, еще один сверху и снизу, получается тельце рыбки. Далее поворачиваю резинку так, чтобы получился крестик, закрепляю резинку за два гвоздика – получился хвостик. Добавляю круг – это у нас глазик, треугольник – плавник. (Показ воспитателя). А теперь, ребята, вы попробуйте. Молодцы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
— Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? А что вам было интересно узнать?
Прикреплённые файлы:
ryby-a_r7t0a.pptx | 3919,47 Кб |
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия» Тема: «Осенняя фантазия» Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования – мятой бумагой. Программные задачи: Образовательные:.
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в младшей группе «Знакомство с пингвином» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Знакомство с пингвином». Аппликация Цель: научить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание:.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Игрушка из помпонов» Недавно мы с ребятами решили своими руками изготовить игрушки из помпонов и подарить их малышам и вот что из этого получилось Цель: продолжать.
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Лепка «Подсолнушки у плетня» Цель: Учить творчески составлять совместную композицию, используя знакомые приемы лепки. Закреплять умение сочетать в поделке пластилин,.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Овощи» Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Открытка ко Дню Матери» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 11 «Волшебники» (продуктивная деятельность). Тема: «Открытка ко.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в гости к Бабушке-яге» Цель: Формирование представления у детей о художественном образе Баба Яга; Устранение или частичное обесценивание детского страха перед.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.
Источник
Как зимуют рыбы?
С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается светлый период суток. Затем водоемы закрываются ледяным покровом, сверху его заваливает снег — освещенность падает еще сильнее. Долгие 4 месяца подводные обитатели существуют в условиях холода, дефицита кислорода и полутьмы. В период зимовки у рыб резко снижается активность, практически полностью прекращается потребление пищи, замедляются процессы роста, снижается частота сердечных сокращений, замедляются реакции на раздражители, скорость обмена веществ в организме замедляется и поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов.
Зимовальные ямы
Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе.
При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе и большими скоплениями. Если яма небольшая, то в ней устраиваются абсолютно одинаковые особи! Ученые-ихтиологи объясняют эту загадку природы тем, что массовое скопление рыб одного вида и возраста обеспечивает им оптимальные условия для зимовки, потому что процессы обмена в организме рыбы при этом менее интенсивны, чем было бы, если бы рыбы зимовали в одиночку. Кроме того, так рациональнее используется слизь, которую рыбы выделяют в качестве изолирующего средства.
А вот сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям – на выходах из глубин, границах ям и повышений дна. Это объясняется тем, что в самой яме уже спустя месяц после образования ледяного покрова кислородный режим резко изменяется в худшую сторону, что сомы не переносят.
Как зимуют хищные рыбы
Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытое существование. В большинстве своем щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочем и они не уходят на зиму с привычных мест обитания — это окунь, плотва, уклейка, верховка и ерш.
С появлением ледового покрова меняется поведение хищных рыб. Хищных рыб разделяют по отношению к свету: так, окунь — это сумеречно-дневной хищник, щука – сумеречный, судак – глубокосумеречный.
В начале зимы подо льдом создается полутьма, которая “на руку” сумеречным хищникам. И тогда они в первые дни установления ледового покрова устраивают своим жертвам кровавую бойню. Этот жор хищника называют “перволедок”.
А вот для налима именно зима является благоприятным временем года. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16°С налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги, а при температуре 27°С погибает. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. Охотиться налимы предпочитают ночью. Молодые налимы питаются зоопланктоном, а годовалые переходят на «рыбную диету». Когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда (в ноябре-декабре на севере или в декабре-феврале — в умеренной зоне), налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.
Миграция рыб
Некоторые рыбы умеренных и арктических широт не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более теплые воды. Хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м. Именно во время зимовальной миграции азовской хамсы начинается промысел этой рыбы. Каспийская сельдь зимой откочевывает на юг, где вода теплее.
«Замороженная рыба»
А если водоем мелкий, непроточный и зимой промерзает насквозь? Такие озера есть в Арктике. Их обитатели — обыкновенный карась и черная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоемы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Но их выносливость к низким температурам поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы не погибают — если только не промерзнут жабры и жидкие среды организма. Весной, когда водоемы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство.
Бывает и такое.
В экваториальных водоемах, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние месяцы тоже начинаются проблемы. Только связаны они, конечно, не с похолоданием, а, наоборот, с невыносимой жарой и засухой. Некоторые тропические рыбы зарываются в ил и засыпают. Это помогает им переносить жару и связанный с ней недостаток кислорода.
Если карась и даллия — самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка из рода карпозубиков — Cyprinodon macularius (ципринодон макулярис), обитающая на юге Северной Америки, — рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Она обитает и умудряется не свариться в горячих источниках Калифорнии, температура воды которых — 52°С! Для справки: в воде с такой температурой невозможно сколько-нибудь длительное время удержать руку.
Источник
КАК ЗИМУЮТ РЫБЫ?
Кандидат биологических наук Е. ЦЕПКИН, старший научный сотрудник кафедры ихтиологии МГУ.
С. Михайлова (г. Ставрополь).
Зимовка — это такой сезонный период в жизни рыб, когда резко снижается их активность, практически полностью прекращается потребление пищи, а обмен веществ в организме поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов. Далеко не все рыбы, обитающие в умеренных и арктических широтах, зимой меняют образ жизни. Например, в наших дальневосточных морях камбалы арктического происхождения зимой откармливаются в прибрежной зоне, в то время как теплолюбивые камбалы, живущие в этих же морях, на зиму отходят от берегов на глубины до 300 м, где образуют скопления и, почти не питаясь, проводят всю зиму. Хамса, обитающая в Азов-ском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море, где зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м.
Некоторые представители семейства осетровых (белуга, русский осетр, севрюга, шип) из Азовского и Каспийского морей осенью заходят в реки и коротают зиму на дне глубоких участков русла. Многие речные рыбы зиму проводят в ямах на дне реки, объединяясь в большие группы.
Труднее всего приходится рыбам, постоянно живущим в мелких непроточных озерах арктической области, — обыкновенному карасю и черной рыбе — даллии. С наступлением зимы они зарываются в ил. Но в крайне суровых условиях севера такие водоемы промерзают до самого дна, и рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Их выносливость к низким температурам просто поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы остаются живыми, разумеется, при условии, что их полостные жидкости и кровь в сосудах не перейдут в твердое состояние. Известен случай, когда голодная собака проглотила покрытую ледяным панцирем даллию, а потом отрыгнула ее. Оттаявшая в собачьем желудке рыбка оказалась живой.
Если для большинства наших пресноводных рыб самым благодатным временем года является лето, то для широко распространенного в реках России налима благоприятный период — зима. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16 о налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. А уж когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда, налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна. Не любят теплую воду и сиги, широко распространенные у нас в северных областях европейской территории, в Сибири и на Дальнем Востоке. Они мечут икру поздней осенью или в начале зимы, подо льдом, и всю зиму живут активной жизнью.
В водоемах экваториальной зоны, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние по календарю месяцы тоже бывают проблемы, связанные, конечно, не с похолоданием, а с невыносимой жарой и засухой. Так, обитающий в пресных водах тропической Африки протоптерус из-за полного высыхания водоемов вынужден «зимовать», зарывшись в ил на несколько месяцев.
Если карась и даллия — самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка ципринодон макулярис, обитающая на юге Северо-Американского континента, — рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Ведь ей приходится постоянно жить в воде температурой выше 50 о , поступающей из горячих подземных источников.
Источник