Осторожно тонкий лед
В период понижения температуры воздуха (октябрь – ноябрь), а также под весенними лучами солнца лед на водоемах становится непрочным. В это время выходить на его поверхность крайне опасно. Однако многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий лед. А это ОПАСНОСТЬ для жизни!
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ
Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой.
В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша.
Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.
Что делать, если вы провалились в холодную воду?
Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.
Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.
Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
Ползите в ту сторону, откуда пришли — лед здесь уже проверен на прочность.
Если у вас на глазах человек провалился под лед?
вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду;
следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье;
остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест;
осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;
ползите в ту сторону, откуда пришли;
доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь — снимите мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) суконкой или руками, по возможности напоите пострадавшего горячим чаем.
ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь – в подобных случаях это может привести к летальному исходу.
Безопасность на льду во время зимней рыбалки: полезные и «вредные» советы
Ловля рыбы со льда привлекает всё возрастающее количество своих поклонников. Это и прекрасная возможность подышать свежим воздухом на бескрайних ледовых просторах, и очень подходящий повод дать своему организму хорошую физическую нагрузку, зарядить его положительными эмоциями на предстоящую рабочую неделю. Но для того, чтобы это очень эффективное, с точки зрения своего рекреационного эффекта, увлечение не повлекло неприятных последствий, нужно строго соблюдать на рыбалке меры безопасности. Вот только начались заморозки, и колонны машин потянутся к традиционным местам лова. Чтобы понять, какую опасность в себе таит первый, ещё тонкий лёд, можно пойти двумя путями.
Безопасные пути выхода на лед во время зимней рыбалки
Путь первый — относительно безопасный, но требующий очень большой выдержки и терпения. Он заключается в том, чтобы не спешить с первым выходом на лёд самому, как бы туда не тянуло желание почувствовать всю прелесть рыбалки по перволедью. Лучше терпеливо дождаться первых вестей с водоёмов от коллег, а в первую очередь информации о состоянии ледового покрова водоёмов. И только когда начнёт поступать достоверная информация, что лёд держит, начинать подготовку уже самому. А первый лёд начинает именно держать, а не предательски потрескивать при каждом шаге, когда он достигнет толщины 45-50 мм. Но даже при такой толщине льда есть риск, что он не выдержит веса человека, особенно в месте сверления лунки. Поэтому лучше проявить благоразумие и перенести первый выход ещё на один-два дня. Если стоят морозы, а точнее, даже относительно небольшой минус, то лёд за это время добавит ещё один-три сантиметра, что сделает любое передвижение пешком по льду безопасным.
Есть путь второй (вредный совет) : он для недоверчивых и рисковых, если не сказать больше — безбашенных. Тех, кто готов везде первым торить тропу, которым не достаточно слов посторонних о возможно таящейся опасности. Чтобы на личном опыте убедиться, какой лёд является опасным, достаточно не выезжать далеко за город, а прийти или подъехать к любому пруду или карьеру с водой, находящемуся в городской черте, лишь только на нём появятся ледовые закраины.
Для подобных экспериментов желательно экипироваться соответствующим образом:
во-первых, на вас должна быть ваша рыбацкая одежда — полный комплект. Для того чтобы минимизировать попадание воды к телу, манжеты на брюках и на рукавах должны быть хорошо затянуты;
для реальности происходящего с собой можно взять ледобур, рыболовный ящик или рюкзак;
ну, а чтобы при проваливании под лёд у вас были реальные шансы всё же выбраться из полыньи самостоятельно, не забудьте «спасалки» (это такие самодельные устройства, сделанные из гвоздей длиной 150-220 мм, с рукоятками из жёсткого пенопласта для плавучести и соединенные между собой тонкой и прочной синтетической верёвкой длиной полтора-два метра);
если вы всё же сомневаетесь в своих возможностях по выныриванию из-подо льда, то для подстраховки прикрепите себе к поясу синтетический прочный трос, а другой конец дайте в руки вашему товарищу, который в этот момент будет стоять на берегу и наблюдать за вашими экспериментами, руководить вашими действиями, подсказывать, что выбираться из полыньи следует не по ходу движения, а назад, на крепкий лёд. А по окончании теста он поможет быстро переодеться и даст согревающий напиток.
Рекомендации по выходу на первый лёд
Подобные эксперименты обычно надолго закрепляют полученный личный опыт. Слух оттачивается, орган слуха, как и у кузнечика, плавно перемещается в ноги. Ухо начнёт улавливать треск льда, который уже может быть опасен, но который, в отличие от весеннего шипения льда в момент проваливания, всё же за некоторое время до того, как вы провалитесь, своим треском предупреждает о последствиях следующего, уже не разумного шага.
Именно личный опыт даёт возможность всё прочувствовать и осознать, что одно дело выбраться на лёд, когда ноги нашли опору под водой и глубина в пределах метра-полутора, и совсем другое, когда глубина превышает рост. Поэтому, если вы вышли на первый лёд и он у вас вызывает некоторые подозрения, сидите у прибрежного тростника, ловите свою рыбу и наблюдайте за происходящим вокруг.
Если же вам не терпится уйти от тростника в глубину (это продолжение вредных советов), постарайтесь по первому льду не делать этого в одиночку — только с товарищами и только гуськом, постоянно контролируя толщину льда контрольными отверстиями или пешней. В подобный путь не стоит пускаться в сумерках, в туман, в снег и вообще при плохой видимости — надо чётко ориентироваться на акватории. В том числе представлять себе её участки, где возможны размывы льда из-за течений или подводных ключей, вблизи устьев рек или различных проток. И не стоит торить тропу в перволедье, когда на лёд уже выпал первый снег и льда не видно. Если на пути в глубину встречается участок, на котором лёд уже тоньше 40-50 мм, то не стоит идти дальше и продолжать испытывать судьбу — двигайтесь только назад по своим же следам.
При передвижении в группе старайтесь держать дистанцию между рыболовами хотя бы 7-8 метров. Такая дистанция, с одной стороны, не позволит двоим влететь в одну и ту же полынью, а с другой — позволит кинуть провалившемуся спасательную верёвку. Передвигаясь в подобном режиме, совершенно оправданным будет разместить ящик или рюкзак со снаряжением не(!) на плече, а на лыжах или в рыболовном пластиковом корыте. Это позволит уменьшить удельную нагрузку на лёд, рассредоточив её, а в случае форс-мажора даст возможность товарищам для оперативной помощи.
Ещё больше рассредоточить нагрузку позволит дополнительное оснащение для передвижения по льду. Это могут быть и финские сани, поставленные на лыжи (желательно горные), и монолыжа — ледовый самокат. Но единственное, что можно порекомендовать использующим подобную технику, — особенно не злоупотреблять её проходимостью. Подобная конструкция за счёт значительного распределения веса по поверхности льда позволяет спокойно двигаться по льду толщиной значительно менее 40-50 миллиметров. Но следует особо помнить, что остановка на льду такой толщины или сход со своего самоката или финок на лёд чреваты серьёзными последствиями.
Особенно осторожным нужно быть, приближаясь к видимым промоинам во льду. Издалека их можно заметить по характерному «парению». Подобные «парящие» открытой воды следует обходить минимум за 20-30 метров. Подмытый или просто тонкий лёд может быть с любой стороны от подобной проплешины.
Также внимательным и осторожным нужно быть, приближаясь к трещинам, особенно если трещины «живые» или около них заметна вода на льду. Прежде, чем переходить через трещину, убедитесь, что за ней крепкий, прочный и достаточно толстый лёд. Это можно сделать пешней или просверлив отверстие ледобуром, не переходя при этом пограничный рубеж.
Если вы выехали на лёд на каком-то вспомогательном транспортном средстве (типа финских саней или ледового самоката), то для передвижения на нём у вас на ногах должна быть одета шипованная обувь, что уже хорошо. Но лучше, если это будут специальные кошки. Первый лёд особенно скользок, поэтому мощные шипы позволят крепко стоять на ногах при перемещении и, что особенно важно, при сверлении льда.
Ну и, пожалуй, самое главное. Пока создателем не придумана рыба, стоимость которой была бы равна или хотя бы приближалась к стоимости человеческой жизни. Если об этом постоянно помнить, то тогда удастся избежать многих неприятных случаев. А перед рыбалкой полезно залезть в Интернет и на специальных сайтах посмотреть, есть ли всё-таки лёд в том месте, которое вы выбрали для предстоящей рыбалки.
Источник
Тонкий лёд и его опасности
Наступление весны и потепление приводит к таянию снежного покрова и льда. Тонкий лед является одной из самых распространенный опасностей, которые приводят к гибели людей. Обычно жертвами становятся рыбаки, автомобилисты и дети. Избежать трагедии можно только в том случае, если соблюдать установленные правила безопасного поведения на льду водоема.
Статистика гибели на воде
Для того чтобы избежать неприятностей следует знать, какая толщина льда является наиболее оптимальной для той или иной нагрузки:
- Для веса 1-2 человек вполне будет достаточно 7 и более см. (морозная погода сохраняется в течение недели круглосуточно)
- Для сооружения катка нагрузка увеличивается, поэтому необходимо уже 12 см.
- Пешая переправа может быть организована при 15 см и более.
- По правилам безопасности ледовой переправы для автомобилей толщина льда должна составлять не менее 30 см.
Кроме того, полезно знать, что человек оказавшись в холодной воде с температурой -2°С способен продержать до гипертермии максимум 10 минут. Рассмотрим, как можно определить толщину льда, и какие признаки могут указать на опасные участки замершего водоема.
Как распознать тонкий лед
Определить тонкий лед
О прочности и безопасной толщине льда говорит его зеленоватый или слегка синеватый цвет. Кроме того, на таких участках обычно не бывает снежного покрова.
О тонком льде сигнализирует его пористость, серые и грязновато-мутные оттенки. Покрытые снегом участки могут представлять опасность, так как он прекрасно маскирует полыньи и водянистые места. Обычно толщина гораздо меньше в местах произрастания таких водных растений, как камыш и тростник.
Наличие торфяного дна, болотистых берегов, быстрых подводных течений или ключей также характеризуют места с тонким и ненадежным ледовым покрытием. Следует помнить о температуре воздуха, если она на протяжении нескольких дней не опускается ниже 0 градусов, то прочность льда снижается примерно на 25%.
Основные правила поведения
- Запрещается находиться на замершем водоеме в темное время суток или при плохой видимости из-за погодных условий (метель).
- Если вам нужно перебраться на другой берег безопаснее будет воспользоваться специально оборудованными переправами. В случаи их отсутствия, придерживайтесь уже проложенной тропы или лыжни. Если Вы их не видите, то заранее проложите маршрут и внимательно оглядите местность на предмет обнаружения опасных участков с тонким льдом.
- Никогда для проверки надежности и прочности льда не топайте по нему ногой. Воспользуйтесь специальной палкой. При обнаружении воды или мокрых заснеженных участков отходите по своим же следам обратно к берегу.
- Во время движения по водоему в зимний период следует придерживаться скользящего шага, т.е. подошва не должна отрываться от поверхности, идите, как на лыжах. Так давление на лед распределяется более равномерно и на большую площадь.
- Кроме того обратите внимание на возможное потрескивание. Это опасный признак того, что во льду стали образовываться трещины. Не бегите, не паникуйте и не ускоряйте шаг. Делайте шаги более широкими и плавными.
- При запланированном походе приготовьте веревку с уже заранее сделанной петлей на конце. Оптимальная длина будет около 25 м.
- Идя по льду в составе группы, соблюдайте дистанцию примерно 5-6 м.
- По правилам безопасного поведения на льду водоема, лучше всего преодолевать его на лыжах. Однако крепления заранее необходимо расстегнуть, и петли палок снимите с запястий рук.
- Избегайте прибрежных участков, рядом с которыми находятся промышленные предприятия.
- Туристическое снаряжение или ручную кладь лучше нести на одном плече или тащить на санях. Так Вы быстрее сможете избавиться от лишнего груза в случае провала льда, а так же снимите нагрузку.
- В случае зимней рыбалки при прорубании лунок необходимо соблюдать рекомендуемое расстояние между ними в 5-6 м. Также не следует игнорировать спасательный жилет. В некоторых случаях его может заменить нагрудник.
Опасность тонкого льда заключается в том, что он может внезапно и почти мгновенно проломиться под человеком. Таким образом, запрещается собираться большому количеству людей на одном небольшом участке водоема, находиться на нем в состоянии алкогольного опьянения, а также бегать, прыгать или организовывать подвижные игры.
Правила поведения на тонком льду
Что делать если провалился под лед
Опасность ледовой переправы
Ледовые переправы организовываются для безопасного переправления людей и автотранспорта через замерший водоем. Для этого существуют различные способы ее организации. На озерах и небольших водоемах (озерах) или через реки, применяют настил из крепкого пиломатериала либо прокладывают лежневую дорогу из деревянных брусьев. Такой способ прокладывания переправы значительно увеличивает ее срок эксплуатации.
Однако в большинстве случаев очищают ледовую поверхность водоема от снега и прибегают к дополнительному наращиванию толщины льда. Наиболее надежными автомобильными ледовыми переправами считаются с толщиной ледового покрова от 50 до 70 см. Их можно эксплуатировать вплоть до апреля. Выезд на ледовую переправу возможен только после успешного прохождения технического освидетельствования, а также проверки на прочность и безопасность.
Крайне редко, но возможны ситуации затопления иили ухода автомобиля под воду. Для того чтобы избежать несчастных случаев следует внимательно ознакомиться с информацией, которая вывешивается на специальных стендах перед въездом на переправу. Кроме того соблюдайте требования дорожных знаков, расположенных по всей ее длине.
Правила безопасности на ледовой переправе
Тонкий лед: что можно, а что нельзя
Заключаются в следующем:
- Въезжая на ледовую дорогу не делайте резких толчков, ограничьте скоростной режим. Резко тормозить также не рекомендуется.
- Ремни безопасности должны быть расстегнуты.
- Остановки, повороты, обгоны на ледовой переправе запрещены. Кроме того ехать Вы должны плавно, без рывков. Заранее позаботьтесь о необходимом количестве горючего.
- Соблюдайте рекомендованную для данного участка грузоподъемность.
- При плохой видимости рекомендуется отложить поездку.
Несмотря на безопасность ледовой переправы, необходимо знать действия в случае затопления автомобиля и ухода его под воду. При возникновении такой ситуации следует действовать быстро, пока машина держится на плаву. Покидать салон необходимо через боковые окна. Не пытайтесь открыть двери. Их может заклинить, и вы потеряете драгоценное время. Кроме того, с открытыми дверями затопление автомобиля ускориться.
Если Вы не успели выбраться до погружения машины под воду, то предварительно сделайте пару глубоких вдохов и выплывайте. Попытайтесь снять обувь и верхнюю одежду. При наличии детей, их спасать нужно в первую очередь. Прижмите ребенка к себе спиной, закрыв плотно нос и рот ладонью, и покидайте тонущий автомобиль.
Обязательно следует доставить пострадавших в теплое место, снять мокрую одежду и накрыть полиэтиленом, а сверху одеялом или шерстяным пледом. Даже если особых повреждений нет, врачебный осмотр обязателен. Более подробную информацию о действиях при получении обморожения и оказания первой помощи пострадавшему Вы можете прочитать в нашей статье.
Источник