Его мороз льдом сковывает что это

Зимняя болотная сказка

Льдом мороз сковал болота.
Все ущелья, норы, гроты
Завалило снегопадом.
То-то Зимушке отрада.

Посылает злую вьюгу,
Пусть проверит всю округу:
Вдоволь снега в зимнем царстве?
Сколько в Зимушке коварства:

Заметает путь-дороги,
Не проедут сани, дроги.
Смех Зимы летит над лесом.
Всё во льду, не тронуть с места.

Тихо в поле, над болотом.
Слышит звуки. Плачет кто-то.
Видит мальчика с ладошку,
Лапти старые на ножках.

Сплетена из трав одежда.
— Кто такой? И где был прежде?
— Торфы мы, народ болотный.
Лёд сковал нам двери плотно.

Не открыть мне, нет силёнок,
Я ведь маленький торфёнок.
Мама милая, Торфея,
В лес послала к доброй фее,

Чтобы ярких взять игрушек.
Зимний праздник у торфушек.
Будем петь, плясать под елью,
Славить Зимушку и фею.

А потом в болотной тине
Сладко спать, как на перине.
Как проснёмся мы весной,
Уберём весь сор лесной.

Замерзать тут стал Торфунька,
Видит: слезы выжгли лунку.
— Не спеши, возьми подарки,
Шоколад торфишкам сладкий.

И, сказав Зиме спасибо,
Он нырнул на дно, как рыба.
Ночью вьюги и метели
С торфяным народом пели,

Возле ёлки танцевали,
Песней Зиму величали.
Я, Торфёкла, всё видала,
Вам про это написала.

Торфунька — гномик, живущий в торфяном болоте

Источник

Как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Славянский Морозко

Наши предки поклонялись богам, которые, как верили древние, помогали людям в земледелии, охоте, рыбалке. Многим прекрасно известно о древнегреческих, индийских, дальневосточных Богах. А какие же Боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз.

Еще в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам, полям, селам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.

У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами.

Бог Корочун

В древней Руси Деда Мороза называли Корочун (в некоторых вариантах Карачун). Были и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении его были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако считалось, что и Корочун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем — покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве.

Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, Боги Зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Корочун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза. А ведь и правда, смогли бы мы пройти достойно Великую отечественную войну, Ледовое побоище, войну с Наполеоном, не будь у нас таких суровых зим?

Обряды и традиции

На Руси существовал обряд кормления Бога Мороза. Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!». Затем перечисляли весь урожай, который Мороз не должен бить. Также задабривали его дарами и угощениями, которые выставляли на порог своего дома.

По славянским языческим традициям новый год наступал не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет нового года весной, когда земля просыпалась от зимней спячки, начинались новые сельскохозяйственные работы. Однако, с принятием христианства на Руси новый год начали отмечать осенью, так как, согласно Библии Бог создал наш мир в сентябре.

Жертвоприношения славянскому Богу

Во времена противостояния христианства и язычества славянских Богов очернили. Эта участь ждала и Бога Мороза. Все положительные рассказы о нем сменили на негативные, стали считать демоном, который ненавидит людей и хочет заморозить их до смерти, в общем требует жертв. Намек на это виден в горячо любимой советской сказке «Морозко». Помните, как чуть не заморозил он бедную Настеньку? Сколько раз он стучал своим посохом, чтоб мороз становился все крепче? Еще и спрашивая: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». Конечно там все закончилось хорошо, как и должно быть в сказках. А вот молодым девственницам не так везло. Их стали отправлять каждую зиму в лес, как жертвоприношение Богу зимы, где они действительно замерзали насмерть. Однако, эта смерть в язычестве считалась во благо, ведь если Мороз принял эту жертву, то в этот год он будет благосклонным и добрым. Христиане также уверяли, что Морозко ворует детей и кладет их в мешок. В некоторых источниках рассказывается, что отсюда и появился мешок у современного Дедушки Мороза, но, к счастью, уже с подарками.

Из Бога в фольклорного персонажа

В ХIХ веке Дед Мороз был больше фольклорным персонажем. Детям родители говорили, что подарки им приносит Иисус или же признавались, что подарки от них. Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись этого старика. После революции в 1917 году большевики решили убрать народные зимние гуляния. В 1929 году Рождество стало обычным рабочим днем.

Советский Дед Мороз

В 1935 году приняли решение устроить для детей праздничные новогодние елки, заменив всю религиозную атрибутику на советскую. Звезду Вифлеема заменили на красную советскую, традиционные ряженья — на карнавал, а Рождество стало тихим семейным праздником. Единственной проблемой была боязнь детей Деда Мороза. Для смягчения образа, ему придумали внучку Снегурочку. Чтобы усилить эффект их часто сопровождали лесные зверюшки. А, чтобы совсем реабилитировать Деда Мороза, придумали его противостояние со злыми персонажами, такими, как Кощей, Леший, Баба-Яга и другие. Со временем Дед Мороз стал положительным персонажем, как Санта-Клаус на западе. Единственное, что было неизменным, так это цвет шубы нашего Советского Дедушки Мороза. Она все так же была под цвет снега в сумерках — белая и синяя. Однако сейчас и тут произошли изменения, все чаще Дед Мороз является в красном наряде.

В итоге все, что осталось неизменным в нашей культуре и традициях, это новогодние елки — символ бессмертия (вечнозеленое дерево), вождение хороводов (обрядовый танец, символизирующий солнце) и, конечно, разыгрывание борьбы между добром и злом (как наши предки боролись с холодом за право пережить еще одну зиму).

Все-таки хорошо, что сейчас у нас есть такие сказочные, веселые, семейные праздники, как Новый год и Рождество Христово. И здорово, что у детей есть такой положительный герой, которого они все ждут с нетерпением. Ведь в любом возрасте нужно верить в чудеса и они обязательно сбудутся. Во многих семьях уже готовятся наряжать ёлку и разбирают новогодние игрушки. Тем, у кого новогодние украшения сохранились со старых времён, не стоит толропиться отправлять их на свалку. Сначала лучше узнать, почему советские ёлочные игрушки стоят сотни тысяч, и Как распознать сокровище в старом хламе .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Дед мороз и. Жарникова. Или сказочные перегибы.

Приветствую Вас, Уважаемые читатели! Вы знаете, кто такой Дед Мороз на самом деле? Оказывается это не просто мифологический добродушный старик с подарками для детей под Новогодний праздник. И даже не персонаж утверждённый в 1937 году Советской властью, как обязательный атрибут новогодних торжеств. Дед-то получается далеко не простой — родословная у старика что надо! Во всяком случае та, что составила для него С.В. Жарникова. Женщина учёная и уважаемая. Однако. Как там в поговорке — уважай, но проверяй! Так вот, Светлана Васильевна считает нашего дедушку Мороза прообразом далёкого Трояна. Правда, кто такой этот Троян, она точно не знает, но полагает, что он древний славянский Бог. Хотя большинство исследователей считает его Римским Императором, а меньшинство — легендарным сказителем Бояном. Ну, где Троян там и Боян, полторы буквы всего и делов! Дальше, по Жарниковой, Троян почему-то становится Велесом, а ещё позднее постепенно замещается христианским святым Николаем Угодником.

. » другие исследователи считают его древнеславянским божеством Луны, получившим свое имя от трех фаз, проходимых этим светилом. С Трояном в народной традиции связывались представления о зиме, снеге, сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами».

Но давайте по-порядку. При ближайшем рассмотрении не стыковки возникают сразу. Светлана Васильевна характеризует его как .. .» Владыка зимнего холода и прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев».

А ничего, что Троян — персонаж южнославянского фольклора! Тех что заселяли Балканы. А здесь мы имеем дело однозначно с традициями Севера. О чём, кстати, сама Жарникова неоднократно упоминает. А на Балканах какие к чёрту снега, холода и скованные льдом водоёмы? Высоко в горах если только, но определяющим фактором точно не является, как, например в Сибири. Нет уж, как хотите, но никаким Трояном от Деда Мороза и не пахнет. С Велесом сложнее. Велес как раз на Севере являлся Божеством наиболее почитаемым. Даже Перун был рангом ниже и подобным уважением не пользовался. Разве у воинов только. И в тёмную навь Велес мог перемещаться в отличие от прочих, но достаточное ли это основание чтобы из него Деда Мороза делать? Ведь последний сущность явно с зимой связанная (даже не с водой никакой), а Велес-батюшка изначально величался нашими предками как скотий Бог! И если уж рассуждать здраво — то скорее к лесу он отношение имеет или к природе вообще. И не зимой только, как Дед Мороз, а во все времена года. Велес божество очень серьёзное и всепогодное, и с Дедом Морозом сопоставлять его, прямо скажем опрометчиво. И даже если допустить, что со временем он измельчал, то не до такой же степени! Нет, ну правда — был практически первым в трёх мирах, а стал чуть ли не шутом праздничным. Не бывает так.

Ну и последнее. Да, процесс замещения славянских богов христианскими святыми имел место быть. Также как и праздников. Я об этом уже писал, но критиковали меня за такие крамольные выводы со всех сторон. Тем не менее это было именно так. Вот и Жарникова тоже решила, что Славянский Бог Велес и Христианский Николай Угодник — суть одно и то же. Потому что Николая на Руси почитали больше других святых. Ну, а коль скоро почитали его больше других, стало быть он и есть Велес, поскольку и его почитали больше других. И, значит, оба они — Деды Морозы. Железная логика! Однако, тут Светлана Васильевна немного лукавит, по моему мнению, отдавая дань западным аналогиям. В Европе и Северной Америке укоренился обычай дарить детям подарки на рождество от имени Санта Клауса. Причём первоначально, в конце 18 начале 19 века дарителем считался общехристианский святой Николай Угодник. Он пользовался одинаковым уважением и у католиков и у православных. И значительно позже, благодаря детским писателям, превратился в рождественского Санта Клауса.

В конце 19 века были единичные попытки внедрения западного Клауса и в России, под именем «Старого Рупрехта» на немецкий манер, но не удачные. Таким образом в объединении Святого Николая с образом Деда Мороза прослеживается скорее западная тематика, но никак не русская. Что же касается Нашего Деда, то здесь по-видимому стоит согласиться с мнением митрополита Воронежского Сергия, который в 2000 году высказался по этому поводу следующим образом:

«… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».

Вот так! Уж если Высший духовный сановник признаёт Деда Мороза персонажем светским , не стремясь набрать лишние очки в свою религиозную копилку, то видимо, нам и подавно — сам Бог велел! Что же касается мнения Светланы Васильевны Жарниковой по данному вопросу. Будем считать, что здесь она немного погорячилась. Или пережарила. Совсем чуть-чуть.

Источник

Русские зимние персонажи: Батюшка-Мороз

Начну я статью с известного всем со школьной скамьи стихотворения «Мороз-воевода» К.А. Некрасова: в нём самая полная характеристика нашему Батюшке Морозу.

Николай Некрасов

Мороз- Воевода

….Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Обходит владенья свои.

К. Андрианов «Мороз-воевода»

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

«…Метели, снега и туманы

Покорны Морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли —

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро.

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

История Деда Мороза очень и очень непростая, но интересная.

  • Считается, что первым на свете новогодним, а точнее рождественским, дедом был святой Николай, родившийся в конце III века в городе Патары, что на берегу Средиземного моря.
  • Став священником, а затем архиепископом города Миры, столицы Ликийской земли, он занимался благотворительностью и совершил много чудесных дел.
  • На Рождество Христово, по преданию, архиепископ Николай любил раздавать подарки детям. Но только послушным и добрым! Делал он это тайно, путешествуя по городу в рождественскую ночь с мешком гостинцев, которые раскладывал в яркие чулки на пороге домов, где жили бедные люди.
  • Так и остался бы секрет секретом, но однажды архиепископа Николая поймал. ночной патруль, обходивший улицы и следивший за порядком. В мешке у «ночного деда» нашли много яблок, игрушек и сладостей. И стали жители города называть своего архиепископа Рождественским Отцом.

  • После смерти архиепископ Николай был причислен к лику святых и очень почитается в России. Пожалуй, ни одному святому в нашей стране не воздвигнуто столько храмов, как угоднику Николаю. «Николай — второй после Бога заступник», — говорили, да и сейчас говорят, в народе.

У Батюшки Мороза есть и другие имена — Дед Студенец, Мороз Иванович, Дед Трескун, Морозко, Мороз Красный Нос.

И наш Дед Мороз — это не повторение Санта Клауса на русский манер, как считают некоторые: у нашего Деда Мороза тысячелетняя история поклонения народов, населяющих Русь.

Он пришёл к нам из русских легенд и сказок, как повелитель снега, ветра, зимней стужи, замёрзших рек и сугробов.

МОРОЗ как природное явление издревле был одушевлён восточными славянами, населявшими русскую землю.

Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который ходит по полям и вызывает стуком своего посоха трескучие морозы. Заморозить беспечного путника было для этого божества делом обычным. Именно поэтому славяне пытались задобрить сердитого духа Трескуна и приносили ему нехитрые дары.

Первый прообраз современного Деда Мороза

Еще одним прообразом Деда Мороза считают Позвизда — славянского бога бурь и непогод.

Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник.

Следующий и последний прообраз Деда Мороза — это Карачун.

Карачун — повелитель морозов, холода и мрака.

Чаще всего Карачун изображается седобородым стариком с суровым выражением лица и леденящим взглядом. Ходит одетым в длинный кафтан или тулуп синего цвета с белой оторочкой и зимнюю шапку (или в белую шубу и с непокрытой головой), почти не выпускает из рук морозящий посох.

Древние славяне почитали Карачуна как божество, повелевающее морозами. Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны и стаи волков-метелей.

После того, как народы, населяющие Русь, приняли христианство и началась замена языческих божеств на христианских святых, прошло и время древних богов Мороза.

  • И так как период чествования бога Карачуна совпадал с днём святителя Николая, именно с этим святым и стал отождествляться Карачун.
  • Так что, можно сказать, что современный Дед Мороз — это воплощение Карачуна.
  • Только характером Карачун значительно помягчел, подобрел и уже не вселяет страх и ужас, а наоборот — надежду на чудо и помощь в делах.
  • Образ Деда Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках.
  • К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя.
    («Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»© к\ф «Морозко»)
  • Обычно наш Дедушка Мороз передвигается на тройке белых лошадей, которых зовут Декабрь, Январь и Февраль.

Вам никогда не приходила в голову мысль, почему у Деда Мороза шуба бывает разного цвета — либо красная, либо синяя или белая?

Вот он в синей шубе:

А вот в красной:

А вот и в белой, отдающей слегка голубым:

Экий у нас Батюшка Мороз модник!

Так в чем же дело? Вот Санта, например, всё время в колпаке да в курточке красной? А наш-то, наш-то — щёголь одним словом!

  • И тут не всё так просто, а традиции наши русские в основу заложены:

Синий цвет — традиционный, связан с холодом и морозами.

Белый — зимние цвета Русской Зимы.

Красный — красивый, богатый. Помните наши выражения: «Красна девица. «, «Красный угол. » и так далее?

Современные толкователи, любители всего западного, и в цвете красной шубы нашего Дедушки Мороза углядели желание повторить образ Санты, который всегда в красном. Но истина дороже — у нас свои есть традиции и в одежде, и в быту, и нам нет смысла что-то у кого-то перенимать, когда у самих так этого всего богато — не счесть!

Наш Батюшка Мороз:

1.Носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. У Деда Мороза борода до самого пола. Белая и пушистая, как снег.

3. Он носит длинную толстую шубу на меху.

4. А руки Дед Мороз прячет в тёплые рукавицы.

5. Наш Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

6. Ходить наш Дед Мороз предпочитает исключительно в валенках.

7. С собой всегда носит волшебный посох.

8. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Мешок это тоже не простой — он бездонный: подарки в нём никогда не заканчиваются! Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

9. Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы на лыжах.

10. И самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка.

Но об этом уже другая история!

  • Надеюсь, что вам было интересна история нашего Батюшки Мороза-Деда Мороза.
  • А впереди ещё несколько историй о зимних персонажах — это и Снегурочка, и даже Снежная Королева, и резиденция Деда Мороза в Великом Устюге.

Кстати. внучка Лиза в этом году, в январе месяце, навестила Дедушку Мороза в его резиденции, ехала к нему из Екатеринбурга целые сутки в Новогоднем экспрессе с кучей таких же как она детишек, верящих в чудо. Целые сутки их развлекали многочисленные помощники и помощницы Деда Мороза, а потом была сама Резиденция и Дед Мороз! И волшебные впечатления.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Читайте также:  Как обработать картофель перед зимой
Оцените статью