- Сколько нужно прогревать машину летом, осенью и в другие сезоны.
- Для чего необходимо прогревать машину
- Сколько времени требуется летом, весной и осенью
- Сколько нужно прогревать машину зимой
- Что будет, если этого не делать
- Прогрев коробки автомат: сколько прогревать АКПП зимой
- Зачем нужно прогревать машину
- Как и сколько прогревать АКПП
- Полезные советы и рекомендации
- Что в итоге
- Нужно ли прогревать АКП зимой, почему и как это делать правильно?
- Правила прогрева
- Неправильные способы прогрева
Сколько нужно прогревать машину летом, осенью и в другие сезоны.
Прогревать машину перед началом движения или нет — извечный вопрос, вызывающий жаркие дискуссии в кругах автомобилистов с приходом холодов, особенно зимних морозов. На самом деле однозначный ответ — греть. Другое дело, сколько по времени и какими методами — тут уж решение принимается водителем индивидуально в зависимости от нескольких факторов.
Для чего необходимо прогревать машину
Во время морозов не забывайте проверять состояние аккумулятора и работоспособность генератора при помощи вольтметра
Эксплуатация авто по принципу «на ключ и поехал» даже при 40-градусной жаре не приведёт ни к чему хорошему. Большинство моторов рассчитаны на рабочую температуру +90 °C, так что знойные +40 °C, при которых мы изнываем от жажды, для двигателя недостаточны.
Главная причина, по которой необходимо прогревать машину, – работа мотора на сухую, без смазки, первые секунд 30 после пуска, независимо от времени года и температуры воздуха. Моторному маслу нужно время, чтобы подняться из картера и заполнить зазоры между трущимися деталями силовой установки. И чем холоднее на улице, тем оно гуще и, соответственно, медленнее поступает в двигатель. А работать начинает, нагревшись до тех самых + 40 °C.
Сколько времени требуется летом, весной и осенью
Двигатель во время езды прогревается быстрее, чем работая на холостом ходу
Чем ниже температура воздуха, тем дольше надо греть машину, даже самую современную. Соответственно, летом, а также тёплой весной или осенью достаточно будет 1 минуты, после чего можно начинать движение.
В целом ориентироваться следует не на время года, а на температуру воздуха на улице. Зависимость здесь следующая:
- выше + 15 °C — достаточно 1 минуты прогрева;
- +10…+15 °C — около 3 минут прогрева;
- 0…+10 °C — около 5 минут прогрева.
Вовсе необязательно тарахтеть мотором, стоя во дворе. При положительных температурах начинать движение можно после первой минуты работы двигателя, но на низких оборотах — до 2000. Не раскручивайте больше мотор, пока он не прогреется до рабочих +90 °C. В движении это произойдёт быстрее.
Сколько нужно прогревать машину зимой
Не забывайте, что стоянка с работающим двигателем в жилой зоне запрещена
Зимний прогрев — отдельная история. Начинается она с пуска двигателя, и здесь есть маленький секрет. В сильный мороз не пытайтесь стартануть с первого раза. Дайте только провернуться коленвалу и примерно на третьем обороте выключите зажигание. Так Вы, во-первых, «оживите» застывший на морозе аккумулятор, во-вторых, хоть немного поднимете масло из картера в мотор. Секунд через 10 пробуйте заводить машину, выжав сцепление.
Зимы всюду разные, даже в границах России юг от севера сильно отличается климатически, поэтому руководствоваться нужно температурой воздуха.
- на улице до -10 °C — греем авто около 7 минут;
- при -10…-30 °C — греем 10 минут;
- на морозе ниже -30 °C — греем до 15 минут.
Как и в тёплое время года, греть авто без движения можно первые 3–5 минут, а потом потихоньку начинать движение и давать мотору щадящую нагрузку (до 2000 оборотов), пока датчик температуры охлаждающей жидкости не установится на рабочей отметке.
Что будет, если этого не делать
Вязкостно-температурная характеристика моторного масла заметно влияет почти на все основные показатели двигателя
Начиная движение сразу после старта, вы просто-напросто в разы сокращаете жизнь двигателю, а то и рискуете убить его тут же:
- без смазки или с чрезмерно густым маслом износ трущихся деталей увеличивается многократно, они быстро выходят из строя;
- густое масло почти не фильтруется и идёт грязным в мотор через перепускной клапан, вместе с ним в двигатель попадает мусор, металлическая стружка и прочие ненужные мотору элементы;
- нагрузка на мотор без его прогрева приводит к повреждению как поршневых, маслосъёмных колец, так и цилиндров двигателя;
- если установлен датчик давления масла в пластмассовом корпусе (часто встречается на новых авто), он может выйти из строя, не выдержав давления чрезмерно густого холодного масла.
Непрогретый мотор на зимнем морозе может просто заклинить при большой нагрузке в первые 1–2 минуты работы.
Как видим, не греть машину себе дороже, особенно в холода. И чем «круче» ваш железный конь, тем большие потери вы можете понести, быстро убив мотор эксплуатацией без прогрева. Принцип работы силового агрегата одинаков для любой марки и модели авто: масло в любой машине находится в поддоне и в двигатель попадает не мгновенно. Поэтому рекомендации автопроизводителей начинать движение сразу после пуска мотора — не более чем соблюдение экологических требований.
Источник
Прогрев коробки автомат: сколько прогревать АКПП зимой
Как известно, езда на непрогретом автомобиле в холодное время года не только некомфортна и неэкономична, но и снижает срок службы отдельных узлов и агрегатов. В случае с АКПП это особенно актуально. Поэтому нередко у автовладельцев возникает вопрос о том, сколько нужно прогревать машину автомат зимой.
Зачем нужно прогревать машину
Большинство автомобилистов уверены в необходимости прогрева машины не только зимой, но даже летом. И температура воздуха играет здесь второстепенную роль. Прогрев проводится для того, чтобы привести масло в моторе, а также и в коробке передач в состояние, более подходящее для работы.
Оптимальная температура для функционирования большинства двигателей составляет 90 и выше градусов по Цельсию. В таких условиях узлы и детали воспринимают нагрузки с минимальным ущербом, что, в свою очередь, способствует продлению их срока службы.
Учитывая то, что автоматическая коробка передач – устройство сложное и также работает благодаря маслу (жидкость для коробок-автомат ATF), вопрос о том, нужно ли летом прогревать АКПП, как и зимой, отпадает сам по себе. Для нормальной и долговечной работы этого узла прогрев просто необходим.
Как и сколько прогревать АКПП
Существует множество взглядов на то, сколько прогревать машину с автоматом. Однако если следовать логике, то можно сделать простой вывод: до приведения масла в коробке до нужной рабочей температуры. Проблема заключается в том, чтобы этого добиться, коробку нужно немного нагружать.
Один из вариантов прогрева трансмиссионной жидкости выглядит так:
- запустить двигатель;
- выжать педаль тормоза;
- переключать рычаг в разные режимы, удерживая его в каждом положении от 15 до 30 секунд;
- после этих процедур можно начинать движение, но без перегрузок АКПП, как и самого двигателя;
С другой стороны, существует мнение, на котором часто настаивают мастера автосервиса, что переключение рычага коробки передач абсолютно бесполезно и становится причиной дополнительного износа (хотя этот способ описывается даже в инструкциях по эксплуатации к некоторым автомобилям).
Основной аргумент в пользу отказа от включения режимов — циркуляция жидкости в АКПП начинается вместе с запуском мотора. Вместо этого предлагается просто оставить машину работать на холостых на 10-20 минут (в зависимости от мороза), после чего можно начинать движение, избегая нагрузок.
Полезные советы и рекомендации
Вне зависимости от того, сколько будете прогревать машину-автомат, в холодное время года не стоит сразу после выезда давать большую нагрузку. Рекомендуется минут 15-20 ехать плавно, без резких ускорений. Избегайте пробуксовок и экстремальной езды. Это продлит срок службы коробки автомат и убережет от поломок.
Что в итоге
По большому счету, ответ на вопрос о том, сколько надо прогревать машину с коробкой-автомат, зависит от температуры воздуха на улице, а также от того, как долго машина простаивала. Главное, добиться нормальной рабочей температуры масла без значительного износа трансмиссии.
Напоследок отметим, несмотря на скептицизм некоторых мастеров и продавцов в автосалонах, привычка переключать селектор (рычаг) АКПП при прогреве зимой лишней не будет, хотя летом от такой манипуляции можно отказаться. Тем более, это нередко прописано в мануале, так что несколько переключений в зимний период не причинят особого вреда.
Источник
Нужно ли прогревать АКП зимой, почему и как это делать правильно?
С прогревом мотора большая часть автовладельцев вроде бы определилась и греет моторы правильно: немного на холостых и потом при малой нагрузке в движении. В целом понятно, зачем нужен прогрев и как на ресурсе двигателя сказываются нагрузки «на холодную». В отношении АКП общественного консенсуса ещё только предстоит достигнуть. Кто-то газует в «паркинге», кто-то перебирает все положения селектора, удерживая педаль тормоза, кто-то начинает движение на малой скорости… А как нужно на самом деле, да и нужно ли вообще?
Начнём с главного: прогревать – нужно. Причины этого даже очевиднее, чем в случае с мотором. С повышением температуры масла меняются вязкость и смазывающие свойства, причем зависимость эта нелинейная. Желающим посмотреть на графики посоветуем одну из наших предыдущих публикаций, посвященных вязкости моторного масла. Для трансмиссионных масел, включая ATF (масло для автоматов), зависимость та же самая: вязкость холодного масла в сотни раз больше вязкости при рабочей температуре, что многократно повышает нагрузки на ряд узлов коробок передач. В результате от работы «на холодную» страдают маслонасос, соленоиды, лопатки гидротрансформатора и многое другое.
Не углубляясь в подробности, подытожим: коробке на холодном масле в минусовую температуру работать крайне тяжело
Прогревать до рабочей температуры коробку не нужно – это можно сделать на ходу. А вот добиться температуры, при которой вязкость выше нужной не в сотни, а хотя бы в 10 раз, мы можем. Эта температура составляет около 30 градусов Цельсия.
Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором сама по себе – мощный источник тепла. В зависимости от режима работы КПД гидродинамического трансформатора (ГДТ) меняется в широком диапазоне. Нулевое значение – это когда ГДТ работает в качестве гидротормоза, полностью переводя всю энергию двигателя в тепло, до максимального КПД (оно никогда не доходит до единицы), которого ГДТ достигает перед отключением реактивного звена, то есть, перед переходом в режим работы гидромуфты..
До тех пор, пока электроника не заблокирует гидротрансформатор, часть мощности двигателя он будет превращать в тепло. А если машина стоит с включенным и заторможенным ГДТ, то все несколько киловатт мощности мотора на минимальных оборотах будут преобразованы в тепло.
Иногда дополнительным источником тепла выступает и двигатель. В зависимости от того, как реализована система охлаждения АКП, мотор может согревать коробку либо только после полного своего прогрева (когда используется схема охлаждения с теплообменником АКП в «холодном» бачке основного радиатора), либо одновременно, когда охлаждение коробки выполнено через отдельный теплообменник, включенный в «малый круг» системы охлаждения двигателя. Лишь при использовании независимого радиатора АКП будет довольствоваться только косвенным подогревом от мотора, за счет нагрева корпуса коробки от прогретого мотора и собственного радиатора от радиатора двигателя.
Впрочем, схема реализации охлаждения не так критична. Как показывает практика, АКП согревает себя за счет работы ГДТ очень быстро, теплообмен с двигателем вовсе не обязателен. Но в любом правиле есть исключения, и о них ниже.
Правила прогрева
Казалось бы, самый очевидный метод прогрева – это просто включить Drive, затормозить машину и позволить «грелке» на 3-8 киловатт, в которую в таком режиме превращается ГДТ, прогреть масло и всю коробку передач.
Попробуем проверить эту гипотезу с помощью несложной формулы. Удельная теплоемкость масла обычно лежит в диапазоне 1,5-2,5 кДж/кг на градус Цельсия. Стандартный объём масла в АКП – 8 литров, что составляет примерно 7 килограммов. Формула для расчёта времени прогрева при таких условиях выглядит так:
Здесь t – это время, которое нужно для прогрева, m – масса масла, с – теплоемкость масла, ΔТ – дельта температур, а W – мощность.
Учитывая, что нам нужно прогреть коробку хотя бы до 30 градусов, получаем примерно 90 секунд.
С учетом теплопотерь ГДТ, которые достаточно велики, и нагрева «железа» самой АКП реальное время прогрева больше раза в два-три.
Выходит, плюс-минус 3-4 минуты – именно таков минимум для прогрева АКП.
И даже если двигатель имеет заметно меньше мощности в таком режиме работы, то есть нам не хватает киловаттов в нашей формуле, то ничего страшного. У более современных авто и объем масла обычно поменьше, и масса «железа» АКП скромнее – разница оказывается более-менее скомпенсированной.
Перейдём к примерам. Мотор Saab 9-5 B205E – это 2,0 литра с турбонаддувом, на холостых оборотах при включенной передаче выдают (согласно прошивке OpenSID, которая разрешает доступ к инженерному меню через информационный дисплей) аккурат 6 киловатт после прогрева и 10, если обороты завышены до 1000 (в таком режиме он работает первые секунд 90 после холодного старта). Разница с обычной работой на холостых оборотах в «паркинге» составляет 5-8 киловатт. В общем, если слегка надавить на газ и приподнять обороты, прогрев пойдёт быстрее. Главное – не перестараться.
Именно такой режим – в «драйве», на тормозе и с оборотами в районе 1000 в минуту – и является рекомендуемым
Коробка плавно и равномерно разогревается, но при этом нет лишней нагрузки на ее узлы, подшипники скольжения не работают, но давление в них устанавливается, прогревается вся электроника АКП, выходя на рабочий режим, а за счет равномерного расширения металла и устойчивого потока жидкости тепловое напряжение между различными частями коробки минимально. Конусы и ремень вариатора находятся под нагрузкой, но не перемещаются.
После первичного прогрева можно потихоньку начинать движение. При повышении оборотов выше 1000 и, соответственно, нагрузки, потери в ГДТ могут значительно увеличиться, что позволит АКП быстро прогреться до рабочей температуры, уже без лишних рисков.
Неправильные способы прогрева
1) Переключение разных режимов
Тут есть два варианта. В первом «эксперты» советуют последовательно включать R-N-D и обратно, а при наличии “пониженных” режимов (на деле – исключения из диапазона высшей передачи) – и их тоже. Во втором варианте рекомендуется подержать в каждом режиме 15-20 секунд. Оба алгоритма вредны.
Каждое переключение в нейтраль – это скачок давления. Каждое включение реверса – ещё один, плюс воздействие на и без того загруженный фрикцион Drive/Reverse. Такие нагрузки «на холодную» нежелательны. А если переключать режимы один за другим очень быстро, то на современных машинах в результате вы можете получить не прогрев, а ошибку, так как бессмысленные переключения система самодиагностики АКП воспримет как замыкание или поломку селектора.
2) Поднять обороты повыше
Можно ли, удерживая тормоз и поднимая обороты до 2-3 тысяч, сделать прогрев ещё эффективнее? Нет. Конечно, ГДТ в этом случае преобразует в тепло свои 20-30 киловатт минимум, а мощными моторами и все 100, но кратное повышение мощности нагрева может быть опасно и для ГДТ, где нагрузки на лопатки в таком режиме превышают рабочие в несколько раз, и для коробки, куда приходит разогретое до более чем сотни градусов масло под большим давлением.
В итоге маслонасос работает с очень высокой нагрузкой, прогоняя смесь прогретого и непрогретого масла из картера по системе через холодные фильтры. Давление сжатия фрикционов высокое, но повышенная вязкость масла в зазоре может привести к их пробуксовке и подгоранию. Высокая нагрузка на соленоиды регулировки линейного давления тоже до добра не доведёт – тем более, что масло идет грязное, в обход фильтра. Короче, такой stall-test в мороз – гарантированный способ угробить АКП очень быстро.
3) Просто долго греть
На холостых оборотах мотор нагревается очень медленно. На месте имеет смысл «греться» минут 5, дальше нужно стартовать и ехать. Соответственно, плохо прогретый мотор вряд ли существенно поможет АКП (даже если у вас система охлаждения с теплообменником в малом контуре), а свободно вращающийся ГДТ обеспечит считанные сотни ватт. На машинах, где мотор начинает греть масло в коробке только после выхода на рабочую температуру, ждать придется минут 15-30. В общем, поработать с «драйвом» и оборотами в районе 1000 намного эффективнее.
Источник