Для чего топят снег

От реки до теплосети: как работают снегоплавильные пункты

С начала зимы с городских улиц вывезли около восьми миллионов кубометров снега. Его отвозят на 56 стационарных и 145 мобильных снегосплавных пунктов, перерабатывающих до 550 тысяч кубометров снега в сутки.

Снег плавится круглосуточно. За 12 часов смены такие пункты могут принять около 200 машин. «Снег сгружается в резервуар с тёплой водой, после чего талая вода попадает в следующий резервуар, где проходит очистку, и только после того, как очистка проведена и собраны все экологические пробы, вода попадает в водоприёмные коллекторы», — рассказали в пресс-службе ГУП «Мосводосток».

В ведении Мосводостока находится 13 снегосплавных пунктов, которые находятся в восьми округах города. В среднем за день в них может поступить более 30 тысяч кубометров снега.

Снегосплавные пункты делятся на четыре группы по типу теплоносителя, за счёт которого осуществляется процесс плавления снега: на дизельном теплогенераторе, тепле стока природных рек, тепле сбрасываемых вод ТЭЦ или на энергии тепловых сетей.

На энергии теплогенератора

На таких снегосплавных пунктах снег тает из-за контакта с горячей водой, нагретой в теплообменнике до 20 градусов. В качестве теплоносителя используется пар от транспортабельных котельных установок, работающих на дизельном топливе. На выходе из снегосплавной камеры температура воды составляет пять градусов.

На тепле природных рек

Снег сваливается в резервуар и растапливается там речной водой из распределительной камеры при температуре около шести градусов. В конце каждого резервуара закреплена решётка с отверстием в 16 миллиметров, дырчатое корыто для отбросов с решётки и два щитовых затвора для отключения снегосплавной камеры.

На тепле ТЭЦ

Такие пункты расположены вблизи коллекторов ТЭЦ. Снегосплавная камера представляет собой трапециевидную подземную ёмкость, покрытую изнутри гидроизоляцией.

Сбрасываемая ТЭЦ вода при температуре 12–28 градусов топит снег, а решётки и фильтры задерживают мусор и примеси, оставшиеся после таяния снега.

На энергии теплосетей

Снег при таком методе выгружается непосредственно на поверхность воды. Камера представляет собой глубокий прямоугольный резервуар, сделанный из железобетона. Температура воды в нём поддерживается системой подогрева в пределах 15–20 градусов. Для поддержания температуры используется пар котельной. Талая вода проходит через решётку для очистки от мусора, поступает в тонкослойный отстойник и отводится в водосток.

Источник

Рассказываю, почему снегом нельзя утолить жажду. Выживальщикам на заметку

Из снега и льда можно получить чистейшую воду. Не зря многие марки бутилированной воды бравируют тем, что их вода из ледника. Так почему же снегом и льдом невозможно напиться? Понимание этого поможет многим охотникам, а также людям, попавшим в безвыходное положение в условиях дикой природы.

Казалось бы, на улице зима, по пояс снега и помереть от жажды при всём желании не выйдет. Вот только снегом не напьёшься, не утоляет он жажду. Более того, употребление чистого снега грозит обезвоживанием. Тому есть несколько причин.

Физика и ничего личного

Во-первых, человеческому организму для поддержания жизнедеятельности в условиях повышенных физических нагрузок (а других зимой в дикой природе и не будет) требуется больше 2 литров жидкости в сутки, а снег имеет весьма малую плотность. Это означает, что для получения 2 литров воды потребуется употребить внутрь не менее 6-7 литров снега.

Подумаешь, —скажете вы, — всего одно ведро снега, жуй себе помаленьку в течение дня. Чего такого?

Во-вторых, не следует забывать о затраченной на растапливание снега энергии. Например, если за бортом минус 45 градусов, то на растапливание 6 -7 литров снега, которые на выходе дадут заветные 2 литра воды, у вас уйдет не менее 400 ккал. Не уверен, что в условиях повышенной физической нагрузки и ограниченном количестве еды они будут лишними.

Кстати эскимосы, например, обходятся теплом собственного тела, заполняя кожаные фляги снегом и надевая их под теплую меховую одежды. Для современного человека способ довольно спорный — как бы чего лишнего не застудить при такой растопке снега.

Да, можно развести костер и натопить воды, это не сложно и позволит нивелировать указанные выше причины. Казалось бы, физика побеждена, но тогда выходит на передний план биология.

Биология и ничего личного

Для того, чтобы понять, почему даже растопленный на костре снег не даст достаточного эффекта в утолении жажды, следует вспомнить, чем он является. Снег, это сконденсировавшаяся на мельчайших частичках пыли и замершая вода. Конденсат, по сути своей, являющийся дистиллированной водой. Не содержит солей и микроэлементов.

Дистиллированной водой практически нельзя напиться. Она вымывает из организма необходимые человеку соли и соединения.

Поэтому снег даже в растопленном на костре виде подходит лишь для поддержания жизнедеятельности организма в короткий период преодоления трудностей, но ни в коем случае не как долгосрочная перспектива. Чай на охоте заварить можно, а пить перетопленный снег в течение всей зимы нельзя.

А как же дикие звери?

Вы можете возмутиться, мол, как же дикие звери зимой выживают, если жажду жеванным снегом утолить невозможно?

Во-первых, они не выживают, а живут. Они приспособлены к этому изначально. Печальнее всего для них, когда зима наступает в полном бесснежьи. Замерзли реки и озера, снег не выпал и зверю негде утолить жажду.

Во-вторых, звери сталкиваются с той же проблемой вымывания солей из организма, когда утоляют жажду снегом в течение всей зимы. Не зря же лоси грызут кору и выходят на дорогу соль лизать.

Кстати, самый простой солонец для зайца — желтый снег после человека. Солей там в достатке!

Источник

Сугробы на переплавку: как утилизируют снег в других городах

В Новосибирске на полную мощность заработала вторая снегоплавильная станция, а кое-где в российских городах еще отвозят снег на окраину и оставляют таять природным способом. «Новосибирские новости» выяснили, как утилизируют снег в России и за границей и узнали про новые способы — электрические снеготаялки, снежные стены и подземные батареи.

Вторая снегоплавильная станция заработала на полную мощность в Новосибирске в минувшие выходные. Площадку по утилизации снега построили на деньги инвесторов, также в софинансировани проекта принимал участие городской бюджет. Всего было потрачено 240 миллионов рублей. В перспективе власти Новосибирска планируют построить в городе еще 5-6 таких сооружений. Успешный опыт Новосибирска намерены внедрять в других городах.

Как это работает

факт В России снегоплавильные машины начали применять одними из первых в Европе еще в 20-х годах прошлого века, причем топили эти чудо-механизмы обычными дровами. Принцип работы снегоплавильных станций достаточно прост. Работники загружают в специальную камеру снег, там его доводят до определенной температуры с помощью турбин, после чего снег тает.

Полученная вода попадает в камеру, где её очищают от мусора и отправляют в канализацию.

Рабочая температура при плавке снега +2 градуса. За три минуты установка способна переработать содержимое одного КамАЗа с высокими бортами — это примерно 10 тонн замёрзших осадков.

Санкт-Петербург

Нынешний сезон стал рекордным за всю историю работы местных снегоплавильных и снегоприемных пунктов. На этой неделе на снегоплавильный пункт на Октябрьской набережной привезли миллионный (с начала сезона) кубометр снега.

Снегоплавилки в Питере работают круглосуточно, а в особо снежные дни даже с превышением производительности. Подвиги снегоплавильщиков регулярно выкладывают на YouTube.

#Плавимснег и #помогаемзимеуйти — такими хештегами питерцы делятся этой зимой в социальных сетях.


Скриншот https://vk.com/wall-91135910_858

Ханты-Мансийск

В 2016 году в вопросах утилизации снега с улиц Ханты-Мансийска произошёл настоящий прорыв. Теперь кубометры зимних осадков здесь не только складируют, но и бесследно уничтожают.

«В рамках эксперимента была закуплена отечественная снегоплавильная машина, которая утилизирует от трети до половины вывезенного с улиц города снега», — отметил глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин. читайте также У кого снега больше: жители сибирских городов жалуются в соцсетях С начала зимнего сезона через снегоплавилку прошло столько снега, что уместилось бы в поезд из 820 вагонов, говорят специалисты. Если эффект и дальше будет положительным, то городские власти намерены рассматривать вопрос о выделении бюджетных средств для приобретения ещё 2-3 снегоплавильных машин.

Томск

А вот в соседнем Томске снегоплавильные машины невыгодны. Утилизация снега в такой установке минимум в два раза дороже, чем вывоз его на полигон, рассказал на днях мэр Томска Иван Кляйн.

«Мы еще раз со специалистами просчитали рентабельность. Стоимость канадской (снегоплавильной) установки — более 200 миллионов рублей, стоимость российской — более 50 миллионов рублей, но к ней дополнительно нужно ставить очистные сооружения, защиту и так далее. Получается, что от 100 до 200 миллионов рублей нужно потратить только на установку», — рассказал Кляйн в интервью РИА Томск.

Томский мэр также отметил, что снегоплавильные машины незаменимы в мегаполисах, где слишком большие расстояния.

«Томск город небольшой, у нас рентабельнее работать со снегоотвалами», — подытожил градоначальник.

Екатеринбург

Екатеринбург тоже не намерен пока внедрять технологию плавления снега. По данным главы администрации города Александра Якоба, такой подход несет большую нагрузку на бюджет.

По данным муниципалитета, на содержание городских дорог в зимний период в Екатеринбурге расходуется порядка 700 млн бюджетных рублей. Примерно 400 млн идет на вывоз снега.


Фото Михаила Перикова

Мэрия ранее сообщала, что намерена внедрять систему утилизации снега с помощью специальных установок, действующих на базе крупных канализационных коллекторов. Специалисты взялись за проект снегоплавильного пункта, но в условиях дефицита бюджета от идеи пришлось отказаться.

Иркутск

Альтернативу дорогостоящему оборудованию видит изобретатель ИрГТУ Юрий Матосов. Он предложил властям Иркутска свой метод плавки снега. Молодой ученый предлагает утилизировать снег с помощью мобильной плавильной установки, которая работает на солнечных батареях и от автономных источников электроэнергии. читайте также Сэкономить на отоплении и горячей воде новосибирцам помогут солнечные батареи «В отличие от подобных устройств, сделанных на базе прицепа, разработанный в ИрГТУ аппарат может перемещаться без помощи автотранспорта на собственных колесах», — отмечают в пресс-службе вуза.

Аспирант уже подсчитал, что использование мобильной снегоплавильной машины обойдется городу на 60 % дешевле, чем уборка и вывоз снега при помощи транспорта. При этом скорость очистки территории от снежного покрова увеличится в 2-3 раза, считает ученый.

По предварительной оценке разработчика, стоимость такой снегоплавильной установки составит в среднем 150 тыс. руб.

Тюмень

Электрическая «снеготаялка» — еще одна находка ученых. Инноваторы из Тюмени предлагают облегчить уборку снега своим изобретением, над которым трудятся с 80-х годов.

Снегоплавильная машина — не уникальное изобретение, аналоги существуют и в других странах. Но тюменские ученые говорят, что «учатся на ошибках» иностранных коллег и приспосабливают «таялку» к погодным условиям Тюмени. Сейчас в Тюмени снег собирают в грузовики и по старинке отвозят таять на окраину города.

Москва

Все снегосплавные пункты в Москве устроены почти одинаково. Технология похожа на ту, что используют и в Новосибирске. Снежную массу либо сваливают в дробилки, либо вываливают на стальную сетку и давят бульдозером. Измельченный снег попадает в резервуары, где он быстро тает за счет естественных источников тепла.

Современная снегоплавильная машина поедает до 100 кубов снега в час. Возможно, именно поэтому столичные коммунальщики окрестили подобные агрегаты «Горынычами».

Сегодня их в столице около четырех десятков, а производительность каждого из них вызывает искреннее восхищение — КПД составляет 90%. Есть в Москве и мобильные таялки, но они принадлежат дорожникам и частникам, и по производительности слабее.

А как у них

Канада является пионером в современной технологии плавления снега — именно в Торонто в 1970-х годах впервые начали применять мобильные снегоплавильные установки.

В Исландии дома отапливаются водой из геотермальных источников, которая течет под землей. Трубы с природным кипятком проложены таким образом, что захватывают пространство городских улиц, в результате чего снег на поверхности моментально тает и дороги с тротуарами остаются чистыми. Трудно придумать более экологически чистый способ уборки снега. читайте также Октябрь и декабрь 2016 года вошли в тройку снежных лидеров за всю историю наблюдений в Новосибирске Этот же способ используется и в японском городе Саппоро. Там за год выпадает до 5 метров снега, а это в 4,5 раза больше, чем в Новосибирске. Местные власти устали от бесконечной расчистки тротуаров, поэтому установили подобные обогревающие дороги батареи, правда, только в центре города.

Кроме этого, жители Саппоро по закону обязаны расчищать от снега пространство перед своими домами, посыпать дорожки реагентами у них запрещено законом. Многие горожане, не желая махать лопатами, устанавливают перед домом подземные батареи — за свой счет. Стоят они около 10 тысяч долларов.

На междугородних трассах в Японии дорожники освобождают от снега проезжую часть с помощью специальной техники лишь вдоль разметки, оставляя по бокам высокие снежные стены. В результате получается впечатляющий снежный коридор, посмотреть на который ездят даже туристы из других стран.

В США и в Канаде собранный снег также свозят на стандартные снегоплавильные площадки, откуда он поступает в стоки канализации.

Было предложение вместо асфальта покрыть дороги солнечными батареями и сверху выложить сверхпрочным стеклом. Авторы проекта утверждали, будто это решит сразу две задачи: растопят снег и обеспечат жителей города дешевой электроэнергией. Но солнечных дней в году оказалось мало, а батареи обошлись бы в копеечку. Поэтому от инновационного проекта решили отказаться.

Источник

Читайте также:  Пуля летит горизонтально со скоростью поверхности льда брусок
Оцените статью