- «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: survival porn
- Станислав Зельвенский — о новом фильме режиссера Иньярриту и оператора Любецки, в котором Леонардо Ди Каприо больше двух часов борется со смертью, с медведицей и со всем миром за свой заветный «Оскар».
- Выжил на “Выжившем”
- Интересные подробности о съемках «Выжившего» (19 фото)
«Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: survival porn
Станислав Зельвенский — о новом фильме режиссера Иньярриту и оператора Любецки, в котором Леонардо Ди Каприо больше двух часов борется со смертью, с медведицей и со всем миром за свой заветный «Оскар».
Двадцатые годы XIX века, территория, которая когда-то станет Средним Западом США, а пока — фронтир, огромные дикие пространства, по которым со взаимной неприязнью бродят американцы, купившие эту землю у французов, французы, продавшие ее американцам, и индейцы, которых никто при этом не спросил. Хью Гласс (Леонардо Ди Каприо), проживший какое-то время в племени пауни с местной женщиной и вырастивший сына (Форрест Гудлак), — проводник в американской экспедиции за шкурами. На них нападают индейцы; среди выживших — Гласс с сыном, командующий экспедицией офицер (Доналл Глисон), сварливый наемник с частично отсутствующим скальпом (Том Харди), юнец (Уилл Полтер) и еще несколько человек. Пока они думают, что делать с собой и со спасенными шкурами, Гласс натыкается в лесу на медведицу с медвежатами.
Оглядываясь на минувший год — что придется делать все чаще в связи с грядущим «Оскаром», на котором о «Выжившем», конечно, не забудут, — трудно не заметить занятные рифмы. Во-первых, очередное возрождение вестерна: фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту разворачивается примерно в тех же местах, что и «Омерзительная восьмерка». На несколько десятилетий раньше — но погода там такая же ужасная, а режиссерский взгляд на романтический миф о покорении Дикого Запада такой же скептический. Во-вторых, неизбывная популярность кино о выживании: на том же «Оскаре» Ди Каприо, который ночует в выпотрошенных лошадях, обгладывает косточки гризли и врачует себя без анестезии, будет, очевидно, соперничать с Мэттом Деймоном и его марсианской картошкой.
Если Ридли Скотт, воспевая силу духа и интеллекта, не боялся уйти в комедию, то «Выживший» ближе к жанру, который в компьютерных играх называется survival horror (сценарист Марк Л.Смит прежде писал именно хорроры), хотя это можно было бы назвать и survival porn: смакование страданий, через которые теоретически может пройти человек. Особенно приятно, когда этот человек — кинозвезда; пиарщики фильма неспроста делают акцент на (наверняка невыдуманных) тяготах съемок — ура, Ди Каприо страдал не только на экране. Как и «Марсианин», «Выживший» основан на книге непрофессионального литератора-энтузиаста: поразительным образом он служит представителем Соединенных Штатов в ВТО, и правила сейчас запрещают ему как чиновнику даже давать интервью в связи с фильмом. Любопытно, что Хью Гласса он не выдумал — это реально существовавший, хотя и окутанный легендами человек. И если складный сюжет про месть — все-таки во многом плод фантазии, то физические подвиги Гласса Иньярриту, кажется, не преувеличил, а даже наоборот: «Википедия» утверждает, что Хью лежал на гнилом пне, чтобы червяки его поели и тем самым спасли от гангрены.
Так или иначе, было бы несправедливо сводить этот поразительный фильм к истории выживания в экстремальных условиях: кадры с Ди Каприо, который, кряхтя, ползет по снегу, занимают относительно малую часть двух с половиной часового хронометража. Иньярриту мыслит глобальными масштабами, неподъемными темами, это его дар и — на протяжении всей карьеры — его проклятие. Подлинный конфликт «Выжившего» не между человеком и природой и даже не между людьми, он проходит не там, где кажется на первый (да и на второй) взгляд: главный антагонист, Том Харди, в сущности, не больший злодей, чем пресловутая медведица, которую инстинкт заставляет защищать своих детенышей голой агрессией; он действует в соответствии с логикой, продиктованной местом, временем и цивилизацией, которую он представляет. Эта цивилизация — наша, можно уточнить, победившая цивилизация — и есть единственный злодей в фильме, а ее сомнительный этический кодекс — то, с чем Ди Каприо приходится бороться, в том числе в самом себе.
Источник
Выжил на “Выжившем”
Что говорят о нашумевшем фильме с Ди Каприо.
Последний фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» — одно из самых заметных событий в кинематографе последнего года, даже если просто судить по количеству публикаций в СМИ. Англоязычная пресса рассматривает работу мексиканца под лупой и раскрывает секреты изнурительных съемок, которые проходили в экстремальных условиях.
Киноакадемики оценили эти усилия: картина — один из фаворитов оскаровской гонки. Она получила 12 номинаций на «Оскар», в том числе как лучший фильм и лучшая работа режиссера. Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль — траппера Хью Гласса, также выдвинут на премию, и это уже пятая попытка актера выиграть «Оскар». Кажется, уже весь Голливуд искренне желает Лео удачи. Партнер Ди Каприо Том Харди — главный антагонист в фильме — тоже претендует на награду.
«Медуза» изучила, что пишут о картине, что больше всего обсуждают и над чем смеются. Осторожно: в тексте возможны незначительные спойлеры. Если вы не хотите знать о «Выжившем» ничего, посмотрите, как зиме радуются американцы.
Реакция на «Выжившего»
Картина Иньярриту в основном получила положительные отзывы, отдельные были даже восторженными. Больше всего хвалили Ди Каприо, который натерпелся во время съемок, и оператора Эммануэля Любецки.
Фильм, снимавшийся в Канаде и Аргентине, действительно получился невероятно красивым: возможно, главный герой этой истории — это величественная и опасная природа. Иньярриту хотел, чтобы в каждом кадре была правда, поэтому съемки велись «вживую», а не в павильонах. И ему это явно удалось: критик The Guardian захлебывается от восторга, во время просмотра ему кажется, что слюни медведя капают прямо на него.
Правда, все достоинства легко оборачиваются и в недостатки: слишком красиво, а сюжет в напряжении не держит; слишком реалистично и оттого даже тошно; слишком претенциозно, а потому неестественно. Суть «Выжившего» в постоянном преодолении себя и демонстрации силы воли — и неважно, речь здесь идет о Хью Глассе (реальном траппере, прошедшем и проползшем более 300 километров по дикой местности после схватки с гризли), самом Леонардо Ди Каприо, Иньярриту, всей съемочной команде или зрителе.
Как проходили съемки
Об актерском подвиге Леонардо Ди Каприо стоит сказать отдельно: он сам сделал многое из того, что пережил его герой. Ди Каприо лежал в очень холодной грязи, плыл в ледяной воде, полз по снегу, ловил голыми руками рыбу и сразу ее ел, жевал сырую печень бизона. Забирался голым в свежевыпотрошенную лошадь (точнее, в ее модель).
А еще актер ежедневно проводил по пять часов с гримерами, рисовавшими ему раны и кровь. В ключевой и очень кровавой сцене схватки с гризли, например, Ди Каприо снимался, обвешанный тюбиками бутафорской крови и устройством для ее вспенивания.
Впрочем, натерпеться пришлось не только исполнителю главной роли, но и всем членам съемочной группы. Проблемы принесла и переменчивая погода, из-за которой, например, пришлось переносить съемки из Канады в Аргентину, и своенравие Иньярриту — режиссер решил снимать все сцены последовательно. Учитывая, что Любецки все съемки проводил при естественном свете, на них оставалось только несколько часов в день. Из-за этого фильм снимался гораздо дольше, чем планировалось; его бюджет тоже заметно увеличился (до 135 миллионов долларов).
Если вам хочется подробнее узнать о процессе съемок «Выжившего», можете посмотреть 40-минутный фильм о фильме:
Либо прочитать пару подробных материалов, посвященных съемкам фильма: например, на «Титре» или на Tvkinoradio.ru.
Медведь-насильник
Еще до выхода «Выжившего» отдельно прославился медведь, который в одной из сцен дерется с героем Ди Каприо. В Сети появились слухи, что в этой сцене медведь не просто избивает героя, но и насилует его.
Это неправда (по сюжету это вообще медведица) — режиссер до такого просто «не додумался». Иньярриту в комментарии The Wrap заявил со смехом: «Должен сказать, моей первой мыслью было: „Боже мой, это же отличная идея, почему я не снял эту сцену так?“ Это была бы одна из самых запоминающихся сцен в истории. Думаю, это было бы блестяще. Почему я не додумался до такого?»
Гленн Эннис, канадский каскадер, который играл в «Выжившем» медведицу, тоже посмеялся над этими слухами. «Полагаю, их запустили люди, у которых нет своей жизни. Я много времени прокувыркался с Лео, но все было по взаимному согласию», — рассказал он Global News. Эннис снимался в огромном синем костюме — вместо него потом нарисовали медведя.
В этом же интервью каскадер рассказал, как он исполнил мечту многих фанатов Ди Каприо, оказавшись в непосредственной близости от ягодиц актера. По сценарию медведь должен был схватить главного героя за самый низ спины. «Мое лицо было в заднице Лео довольно продолжительное время. Я понимаю, что это может быть чьей-то фантазией, но моей не было!»
«Выживший» основан на реальных событиях
Правда, при просмотре фильма в это верится с трудом. И тем не менее, существовал реальный траппер Хью Гласс (1783-1833), который после схватки с гризли прошел и прополз более 300 километров по фронтиру. Ориентироваться на дикой местности его обучили индейцы пауни, у которых он жил до этого несколько лет и даже успел там жениться на индианке. В 1822 году Гласс вместе с другими трапперами примкнул к отряду, собиравшемуся исследовать Миссури, и во время этого похода на него как раз напал медведь-гризли. Раненого Гласса товарищи оставили умирать, решив, что он не выживет (они пошли дальше, опасаясь нападения индейцев арикара), но ошиблись. Гласс — без оружия и еды — дополз до ближайшего форта.
Можно ли выжить после того, как ты упал со скалы на ель и почти без сознания барахтался в ледяной реке с сильным течением? В фильме — да, в действительности — такого, видимо, не было. Но это не единственные отличия: авторы фильма ввели нового персонажа, сына Гласса, важного для драматургии; именно он заставляет героя двигаться дальше весь фильм.
Сюжет в целом стал более драматическим, давящим. Для этого же изменили время действия: в реальности Гласс «выживал» летом, на экране — морозной зимой.
The Independent, посмотрев на все выкрутасы Ди Каприо, поговорила с британским путешественником, телеведущим и специалистом по выживанию в дикой природе Рэем Миром. По его словам, люди действительно спали (и грелись) внутри мертвой лошади, но после ночи на морозе человек все равно должен был бы замерзнуть. Сырую печень тоже ели и делали правильно — так можно согреться и подавить чувство голода.
Еще одна претензия к реализму
The Telegraph выступил со статьей, содержащей только одну претензию к «Выжившему»: в фильме главный герой ни разу не ходит в туалет. Автор статьи Ребекка Хокс объясняет, что дело не в нездоровом интересе к тому, как испражняется Ди Каприо — просто в условиях холода этот процесс особенно труден.
Журналистка отмечает, что для дефекации главному герою пришлось бы снять с себя медвежью шкуру, в которой он ходит основную часть фильма, — а значит, оказаться голым в зимний мороз. Не говоря уже о том, что в холод желательно найти защищенное от ветра место и случайно не испачкать свою одежду и обувь. Да и туалетной бумаги тогда не было, героям фильма пришлось бы использовать листья.
«Иными словами, если бы „Выживший“ действительно хотел быть как можно более реалистичным и захватывающим, он мог добиться этого чуть меньшим количеством трюков — и гораздо большим числом туалетных сцен», — подводит итог Хокс.
Ди Каприо ползет к «Оскару»
На «Оскаре» очень ценят, когда актер страдает физически, идет на кардинальные изменения внешности, раскрывает в себе новые (неожиданные) таланты. Поэтому сейчас все шутят, что Ди Каприо в «Выжившем» настрадался на «Оскар» — которого у него почему-то при обилии прекрасных ролей так и не было.
В одном из шуточных роликов актер наконец получает своего «Оскара», но, к сожалению, выясняет, что это был лишь сон.
В другом он мчит к заветной награде на коне, отбиваясь от соперников.
Российские хоккеисты решили по-своему поддержать Ди Каприо: Даниил Апальков с табличкой «L. Di Caprio» атаковал ворота финского голкипера Юхи Метсолы, после чего последний вручил ему статуэтку «Оскара». Правда, поддержка получилась своеобразной: табличка с именем актера отлетела еще на пути к воротам, а Апальков не смог забить. Да и «Оскар» у хоккеиста после игры отобрали.
Татьяна Ершова, Султан Сулейманов
Источник
Интересные подробности о съемках «Выжившего» (19 фото)
Фильм «Выживший» стал одной из самых ожидаемых премьер года и уже представлен в 12 номинациях на «Оскар». В связи с такой популярностью этой киноленты предлагаем узнать немного больше о том, как проходили съемки киноленты, какие приемы использовала съемочная группа, и что пришлось перенести актерам.
Создание: 10 лет запуска, год съемок, сюрпризы натуры, перфекционизм и увольнения
«Выжившего» можно назвать одним из самых многострадальных голливудских проектов начала века. Экранизацию романа Майкла Панке об охотнике, пережившем нападение гризли, ещё в 2001 году задумал сценарист и продюсер Акива Голдсман (в его фильмографии – «Я — легенда» и «Хэнкок»). В силу разных причин производство картины затягивалось больше десяти лет. За это время сценарий был полностью переписан несколько раз, пришли новые продюсеры Стив Голин («Вечное сияние чистого разума») и Арнон Милчен («Бойцовский клуб»), ушли режиссеры Пак Чхан Ук и Джон Хилкоут, а также актеры Сэмюэл Л. Джексон и Кристиан Бэйл. Лишь в 2011 году к фильму были прикреплены Алехандро Гонсалес Иньярриту, Леонардо ДиКаприо и Шон Пенн. Тогда же начался и препродакшн. Однако из-за других проектов (в том числе «Бёрдмэна» и поисков финансирования запуск картины откладывался. В результате Пенн работы не дождался, а его место занял Том Харди.
Стартовавшие в сентябре 2014 года съемки планировалось завершить за семь месяцев. Но не тут-то было. Экранизация истории испытаний одного человека стала едва ли не столь же суровым испытанием для всей группы. На скорости рабочего процесса прежде всего сказывался выбранный авторами метод съемок в хронологическом порядке (это к тому же автоматически прибавляло $7 млн к смете). Подход, по мнению Иньярриту, должен был соответствовать плавному переходу природы от осени к зиме, а кроме того, помочь актерам передать эволюцию пограничного психического состояния своих героев. Однако погодные условия оказались непредсказуемыми: там, где авторы ожидали застать осень, их встречали снежные бури с лютыми морозами, но когда нужна была зима, повсюду появлялись бабочки и распускались цветы. Из-за этого команде несколько раз приходилось сворачивать съемки и искать другие локации.
Кстати, в интервью авторы часто называют самой большой проблемой перемещение группы и оборудования на место съемок. Подходящие локации находились в глуши, и только на доставку вертолетами ежедневно тратилось не менее 40% времени. С учетом отказа от использования осветительных приборов и короткого светового дня непосредственно на съемки оставалось не более 5-6 часов. А когда требовался режимный свет, то и вовсе снимали час-полтора («магический час», как называет это время Любецки). Впрочем, остальное время Иньярриту даром не терял, уделяя большое внимание подготовке и репетициям. При этом режиссер-перфекционист не ограничивал себя количеством дублей, а некоторые сцены, например, сражение охотников и индейцев, снимал по две недели.
Ещё одним препятствием стали разногласия в команде. Из-за тяжелых условий, постоянно менявшегося графика и требовательности Иньярриту на проекте была большая текучка. Неудачная организация работы привела к отстранению одного из продюсеров Джеймса Скотчдопоула. Возник конфликт и с Томом Харди, который отказывался самостоятельно выполнять трюки, как настаивал Иньярриту. Поэтому съемки несколько раз прерывались и вместо мая 2015 года закончилась лишь в августе. Бюджет тем временем увеличился более чем вдвое (с $60 млн до $135 млн). Награда за испытания, как мы знаем, — набор «Золотых глобусов» и рекорд этого года по числу номинаций на «Оскар».
Драматургия: анти-вестерн и немое кино
Сценарий «Выжившего», который многие считают слабым звеном, начал разрабатываться Марком Смитом в 2007 году. Текст был закончен лишь в 2012 году в соавторстве с Иньярриту, претерпев, по меньшей мере, дюжину драфтов от 105 до 110 страниц. Авторы создавали историю на стыке нескольких жанров. Прежде всего, это survival film, поджанр приключенческого кино с историей в духе Джека Лондона об испытаниях героя-одиночки в суровых условиях дикой природы. Вместе с тем это ещё и анти-вестерн, то есть картина, в которой перевернуты каноны классического вестерна: хотя действие и происходит на американском Западе, первопроходцы оказываются вовсе не носителями цивилизации, индейцы не обязательно отрицательные персонажи, нет таких характерных типажей, как шериф или роковая женщина и так далее.
По словам Смита, ключевая сложность в разработке драматургии состояла в том, что создавался «практически немой фильм» — автор намеренно избегал реплик и диалогов, вместо слов использовал действие и старался «писать очень визуально». По этой причине некоторые сцены, например, стычка с индейцами или нападение медведя, хоть и не требовали особого количества диалогов, занимали в сценарии по 5-6 страниц.
Другая сложность состояла в том, что при большом количестве событий, экшна и действующих лиц, автор стремился сохранить концентрацию на одной сюжетной линии. Причем, по мнению Смита, это не столько линия мести, сколько линия любви отца к сыну, являющейся ключевым побудительным мотивом для главного героя. Чтобы сократить и без того обширную фабулу, Смит и Иньярриту использовали флэшбеки и сны, с помощью которых можно было в сжатой и поэтической форме передать предысторию. Другой важный момент — Смит писал, периодически обращаясь к Панке. Тот подсказывал, какие животные или природные явления уместны, какие были отношения между индейцами и охотниками, и другие детали, необходимые для достоверного воссоздания эпохи.
Актерский подвиг: сплав по реке, печень бизона и борода
Главная интрига нынешней премии «Оскар» — принесет ли «Выживший» долгожданную награду Леонарду ДиКаприо. Не будем углубляться в вопрос, заслуживает ли именно эта роль статуэтки, — пусть решают академики. Тем не менее, очевидно, что иначе как актерским подвигом работу ДиКаприо в картине не назовешь. Собственно, этим лента его и привлекла: «Возможностью исследования пределов человеческой выносливости». Иньярриту хотел от исполнителей максимальной достоверности, реального проживания, а ДиКаприо был только рад испытать всё то же самое, что и его герой. В итоге актера разве что не драл медведь, да внутри лошади спать не пришлось (об этом скажем чуть позже). Всё остальное он проделывал на самом деле: прогуливался в мокром тряпье при -25°, привыкал к гипотермии, ездил верхом, ел сырую рыбу и печень бизона, разжигал огонь без спичек, стрелял из оружия двухсотлетней давности, заучивал реплики на языке индейцев. Также ДиКаприо настоял на том, чтобы сниматься в одной из самых опасных сцен фильма — сплаве по ледяной горной реке. Пять дублеров подменяли актера только в моменты прохождения порогов.
Впрочем, по словам ДиКаприо, самым большим испытанием для него стал внешний вид — на пластический грим, передающий ранения, ежедневно уходило по 4-5 часов. А борода, которую пришлось отращивать полгода, ужасно мешала при плохой погоде и требовала тщательного ухода. Ещё одним вызовом для себя ДиКаприо называет малое количество диалогов. Если обычно актеру достаются образы довольно болтливых персонажей, то тут он произносит лишь полтора десятка фраз. Интересно, что изначально их было больше, но, прочитав текст, ДиКаприо сам попросил сократить его слова — это подчеркивало характер героя и усложняло передачу его эмоционального состояния.
География и антураж: два континента, гора черепов и древнерусская живопись
Съемки «Выжившего» было решено проводить исключительно на реальных локациях без павильонов и использования хромакея. Только так, в экстремальных условиях, близких к тем, в которых находились герои истории, по мнению Иньярриту, можно добиться достоверности. Съемки проходили на двенадцати основных площадках в трех странах на двух континентах. Обширная география оказалась вынужденной.
Изначально снимать планировалось целиком в Канаде — в высокогорных провинциях Альберта и Британская Колумбия. Однако случилась аномально теплая погода. Там, где авторы ожидали увидеть бескрайние снега, всё таяло. Даже искусственный снег не всегда спасал положение. Тем не менее, большую часть сцен удалось отснять в Канаде, а в кадр благополучно попали Скалистые горы, гора Фортресс (там, кстати, ДиКаприо уже снимался в фильме «Начало»), вулкан Касл Рок, река Боуэ, долина Скуамиш с дождевыми лесами и канадские пустоши. Для экстремальных речных съемок группа переместилась в США, штат Монтана, на реку Кутеней. Течение у нее не такое опасное, как было в канадских реках, а вода теплее.
Поскольку время шло к лету, и в Северной Америке негде было найти необходимые зимние условия, группа переместилась в Южную Америку — на Огненную землю на самом юге Аргентины. Там снимались финальные сцены с поединком главных героев.
Специально для фильма было построено несколько декораций: форт, лагерь охотников, несколько индейских деревень и разрушенная церковь. Создавая их, художник-постановщик Джек Фиск («Новый Свет» и «Нефть») отталкивался от чертежей, рисунков и описаний начала XIX века. При строительстве даже использовались аутентичные материалы и технологии той эпохи. Отдельной задачей было состаривание декораций, на что, по словам Фиска, ушло столько же времени и сил, сколько и на их возведение. Кроме того, надо было учитывать, что съемки пойдут при естественном свете, — авторы наперед продумывали, каким будет освещение в разное время суток. Фиску в этом плане помогало приложение Sun Seeker, позволяющее определять и прогнозировать световые условия. Также, по просьбе Любецки, Фиск сделал окна в зданиях несколько больше, чем они были обычно в фортах XIX века, и использовал освинцованное стекло, обладающее повышенной прозрачностью. Шлюпка охотников тоже создавалась с прицелом на максимальную достоверность. Тем не менее, под аутентичной оболочкой судно имело алюминиевый каркас и современный мотор.
Фото XIX века и кадр из фильма «Выживший»
Декорация разрушенной церкви в сценах сна была сделана на территории склада под Калгари. Она была вдохновлена романским стилем и церквями из «Андрея Рублева» Тарковского. С учетом ограниченного времени постройку возвели из больших блоков пенополистирола. Из этого же материала был сделан колокол. Стиль фресок базируется на древнерусской живописи и перемешан с сюжетами эпохи конкисты.
Отдельно стоит сказать об одном из самых необычных объектов, созданных для «Выжившего», — это гора из бизоньих черепов. Этот символ уничтожения коренных культур Америки и шире — гибели природы под давлением человека, возник лишь на поздних этапах подготовки. Причем Иньярриту хотел сделать гору человеческих черепов, но Фиск показал ему фотографию с черепами бизонов, и режиссер счел, что это не менее жуткий образ. Правда, из-за сжатых сроков пришлось отказаться от идеи о горе из 10 тысяч реальных черепов и ограничиться деревянным каркасом, обложенным 150 муляжами из пенополистирола. Кстати, на всякий случай успокоим зоозащитников: при съемках ни одно животное не пострадало, а все мертвые звери в кадре ненастоящие и были сделаны вручную. Это касается и съеденного бизона, и пятнистой лошади, внутри которой спал ДиКаприо. Последнюю в действительности «играли» две «лошади»: на одной герой уходит от преследующих его индейцев, в другую укладывается на ночлег. Животное и его внутренности были сделаны из латекса.
Костюмы, создававшиеся художницей Жаклин Уэст («Новый Свет»), также разрабатывались в полном соответствии эпохе. Каждый элемент – от мокасин и шапок до мундиров и шуб – был пошит и зафактурен по историческим рисункам и описаниям. При этом из-за сильного износа в тяжелых условиях большинству актеров делалось по шесть копий каждого костюма, а у ДиКаприо было и вовсе по двадцать, в том числе несколько вариантов промокших шуб, которые в принципе не высыхали.
Визуальное решение: естественный свет, широкоугольная оптика, сверхкрупные планы и дух Тарковского
«Выживший» стал вторым опытом совместной работы Иньярриту и дважды оскароносного оператора Эммануэля Любецки. Последний признается, что съемки фильма изменили его жизнь, став «самым суровым и тяжелым испытанием, с которым когда-либо приходилось сталкиваться». Впрочем, сложности во многом были следствием максимализма авторов. Видимо, следуя примеру «Барри Линдона» Стэнли Кубрика, Иньярриту и Любецки решили снимать картину о жизни в доэлектрическую эпоху, ограничившись только естественным светом: солнце, костры, свечи. Кроме того, хронологический порядок работы не позволял снимать одну сцену при разных световых условиях — кадры просто не смонтировались бы. Впрочем, Любецки считает, что отказ от прожекторов отчасти упростил жизнь команде, поскольку избавил от необходимости таскать соответствующее оборудование, что, учитывая отдаленность локаций, было бы действительно непросто.
Изначально «Выжившего» планировалось снимать как на «цифру», так и на пленку. Любецки хотел сделать некую комбинацию 35-мм и 65-мм форматов. Но по ходу работы из-за логистических проблем от пленки отказались. Оператор в основном использовал три камеры ARRI: Alexa XT, Alexa XT M и Alexa 65. Первая модель применялась с телескопическим краном и стедикамом. XT M была основной при съемках с рук. Широкоформатную Alexa 65, вышедшую как раз в разгар съемок, думали использовать лишь для общих панорамных планов, но в итоге ею отработана примерно десятая часть картины.
Референсами для Иньярриту и Любецки служили эпические полотна, тоже сделанные в диких условиях, такие как «Фицкарральдо» Вернера Херцога, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Дерсу Узала» Акиры Куросавы и «Андрей Рублев» Тарковского. Творчество последнего, очевидно, было в целом важным ориентиром для Иньярриту, что ощущается и в плавном ритме повествования, и в созерцательности камеры, и в поэтизации природы, и в обилии христианской символики, и в ряде буквальных цитат.
Визуальное решение картины выполнено в характерном для Любецки стиле, хорошо знакомом любому, кто видел «Бёрдмэна» или его совместные работы с Альфонсо Куароном («Дитя человеческое», «Гравитация») и Терренсом Маликом («Древо жизни», «Рыцарь кубков»). Оператор часто делает длинные панорамирующие кадры, снятые широкоугольной оптикой (обычно 14 мм, реже — 12 мм и 16 мм с Alexa XT и Alexa XT M; 24 мм и 28 мм — с Alexa 65), что придает изображению реалистичность и одновременно масштабность. При этом камера постоянно балансирует между объективной и субъективной. Например, в сцене нападения индейцев на лагерь охотников зритель попеременно оказывается то бесстрастным сторонним наблюдателем, то невольным участником.
Визуальные рефрены фильма, подчеркивающие один из ключевых конфликтов, — общие планы природы и сверхкрупные планы актеров. Порой общий и крупный план нарочито сталкиваются. Особенно примечателен один из таких переходов, получившийся отчасти случайно. Камера оказалась настолько близко к лицу ДиКаприо, что оптика запотела от его дыхания. На монтаже за этим планом поставлен видовой кадр с облаками. Также интересны переходы от крупных планов к общим и наоборот в рамках одного кадра. Яркий пример – сцена бегства героя ДиКаприо от индейцев по реке.
Случайным образом получились самые крупные планы, в которых камера приближается к актеру на сверхблизкое расстояние в 10 см. Любецки в качестве эксперимента использовал 14-мм оптику с двумя диоптрами, исказившими изображение по краям. Эффект настолько понравился оператору, что его в итоге повторили в фильме трижды, когда было нужно показать пограничные состояния героя: когда он обнаруживает погибшего сына, когда вылезает из лошади (метафорически перерождается), и в финале, когда ДиКаприо, нарушая «четвертую стену», обращается к зрителю.
Эффекты: борьба с медведем, падение с обрыва и сход лавины
Хотя Иньярриту принципиально декларировал отказ от использования хромакея и визуальных эффектов, некоторые сцены были бы просто невозможны без графики. Прежде всего, это касается эпизода с нападением медведя-гризли. Для её создания авторы пообщались с зоологами и отсмотрели десятки жутких видео сражений медведей и людей. Остановились на ролике, в котором животное в зоопарке нападает на угодившего к нему в вольер бедолагу. Эта документальная съемка лишний раз убедила авторов, что сцена должна быть снята как бы единым кадром (имитированным как в «Бёрдмэне»). Во-первых, это обеспечивает реалистичность. По мнению Эммануэля Любецки, подобные эпизоды в других фильмах создаются с использованием аниматроники и склеек, показывающих лишь фрагменты реальных животных, что снижает степень убедительности. Во-вторых, единый кадр, создающий ощущение непрерывности, усиливает напряжение.
На изучение, постановку и отработку хореографии хищника и жертвы у каскадеров ушло несколько месяцев. На площадке сцена делалась с помощью тросов, которыми перемещали ДиКаприо, и каскадеров, которые хватали актера там, где предполагались ранения лапами и укусы. Деревья, в которые с размаху влетает актер, были сделаны из резины и зафактурены. На постпродакшне специалисты студии ILM убрали тросы и заменили каскадера анимированным зверем. Здесь пригодились разработки компании в области фактур, а именно изображение меха, использовавшиеся в «Варкрафте» Дункана Джонса. При этом следовало учесть, как меняется на свету мокрая шерсть. Если говорить о программном обеспечении, то ILM работали с Zeno для моделирования, Maya для анимации и RenderMan Pixar для рендеринга. Помимо медведя, с помощью графики были созданы стадо несущихся бизонов, падение героя и лошади с обрыва и пролетающая комета.
Наконец, ещё один эпизод, мимо которого нельзя пройти, — сход лавины за спиной ДиКаприо. Здесь не использовалась графика, как можно было бы подумать. Чтобы вызвать лавину, на склон с вертолета была сброшена взрывчатка. Разумеется, проделать это можно было лишь раз, то есть в распоряжении группы был только один дубль. Сложность состояла в том, чтобы добиться синхронности действий большого количества людей, удаленных друг от друга: съемочной группы, актера в кадре и команды в вертолете.
Источник