Чтобы лед был крепче

Как определить прочность льда?

В Центральном регионе настоящая зима обычно наступает как раз сейчас, в начале – середине декабря. В этом году погода характеризуется неустойчивыми температурами, а это значит, что, когда в средней полосе на водоемах появляется первый лед, его прочность может часто меняться

В Центральном регионе настоящая зима обычно наступает как раз сейчас, в начале – середине декабря. В этом году погода характеризуется неустойчивыми температурами, а это значит, что, когда в средней полосе на водоемах появляется первый лед, его прочность может часто меняться.

Если температура повышается даже на несколько градусов, плотность льда сразу же уменьшается. Это опасно. Чтобы лед выдержал человека, необходимо, чтобы его толщина достигала хотя бы 10–15 сантиметров. Безопасным лед считается при толщине 25 сантиметров.

Можно ли проверить, каков лед на озере или реке, не опасно ли на него вступать? Прежде всего любой человек, совершающий даже короткий переход по замерзшему водоему, должен иметь при себе палку. Ни в коем случае не проверяйте плотность льда ударами ногой – это может привести к моментальному провалу! Постучите по льду палкой: если под ней образовалась лужица воды, значит, лед недостаточно крепок. При появлении влаги сразу же покиньте место, на котором стоите, соблюдая меры предосторожности: скользя, не отрывая ступни ног от поверхности.

Прочность льда можно определить по его цвету. Если он имеет синеватый или зеленоватый оттенок, то это хороший, крепкий лед. Самый прочный лед – прозрачный. Если же он матово-белый или желтоватый, такой лед крайне ненадежен. Если подо льдом яма, то он будет казаться синим, прогибаться, но рушиться не будет.

Читайте также:  Снег как покрывало для растений

Если вы идете по озеру или реке и видите участок льда без каких-либо следов – как будто до вас на этом участке никто не ходил, – стоит задуматься, почему так. Самое вероятное – в этом месте бьют родники, а следовательно, лед тонкий.

Однако лучше всего помогает определить прочность льда текущий прогноз погоды. Сотрудники МЧС России получают его от Гидрометцентра ежедневно и на его основе составляют свою картину по опасным ситуациям.

Следить за интересующими вас регионами можно на сайте МЧС, там мы даем информацию, которой не найти у синоптиков, – о толщине льда и об организованных ледовых переправах, то есть «коридорах» льда для пешеходов на водных поверхностях, по которым ходить можно со стопроцентной безопасностью.

Александр СОРОКИН, начальник отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Московской области, главный государственный инспектор по маломерным судам

Источник

Подготовка льда — отдельный вид искусства: заливают 7 дней, красят под требования вещателей, важнейшая роль у бетонной плиты

Хоккей с каждым годом меняется: площадки становятся меньше, игра быстрее, спортсмены атлетичнее. В связи с этим повышаются и требования к качеству площадки. Даже в 2020-м нам регулярно приходится слышать жалобы игроков на плохой лед. Трудно понять — о чем идет речь, ведь по телекартинке он весь одинаковый.

В нашем сознании процесс заливки льда ассоциируется с добрым сотрудником ЖЭКа, который холодной ночью затаскивает пожарный гидрант на дворовую коробку и открывает горячую воду, которая кристаллизуется под воздействием отрицательных температур. Но это не имеет никакого отношения к тому, как готовят или «варят» ледовую поверхность в профессиональных дворцах.

Там все начинается с высокотехнологичного базового уровня, а именно — с бетонной плиты, которая представляет из себя многослойный пирог с системой подогрева грунта, несколькими уровнями теплоизоляции и верхним слоем, прошитым трассами с хладагентом, с помощью которого ведется регулирование ее температуры. Все основание напичкано различными датчиками, которое позволяет в круглосуточном режиме отслеживать его состояние.

Температура плиты — важнейший аспект. С ее помощью можно менять свойства льда. Для разных видов спорта существуют свои требования. Хоккеисты любят лед пожестче, фигуристы — помягче, чтобы было проще отталкиваться и выезжать с прыжков.

Самое важное перед заливкой льда — правильно подготовить помещение. Огромное количество специальных установок на арене работает на создание и поддержание нужного микроклимата. На начальном этапе бетонная плита тщательно отмывается и охлаждается до -4 градусов. Температура плиты имеет критически важное значение. Достаточно опустить ее на полградуса ниже установленных требований, вода схватится быстрее, но лед получится ломким и хрупким. Важно придерживаться всех стандартов.

После правильного охлаждения плита готова к нанесению основы — тончайшего слоя воды, порядка двух-трех миллиметров. Чаще всего это делается при помощи специального оборудования — рамки, которая равномерно распыляет воду по поверхности. При этом к качеству жидкости предъявляются особые требования. Из воды, которая течет в обычном городском водопроводе, никогда не получится хороший лед, соответствующий всем стандартам. Поэтому перед нанесением она проходит несколько стадий очистки при помощи оборудования, которое, как правило, всегда установлено на больших ледовых аренах.

Процесс заливки первого слоя льда занимает порядка шести-семи часов. В этом процессе принимают участие несколько человек — один несет рамку, распыляющую воду, другие держат шланг, по которому она поступает. Каждый из них в таком случае надевает на обувь антислайдеры, которые позволяют не скользить и не пачкать первоначальный слой ледового покрытия. Главное в этом процессе — равномерное нанесение воды. Любая ошибка может сказаться на конечном результате. Основа должна быть максимально ровной и глянцевой.

На следующем этапе первоначальный слой льда красят специальной белой краской на меловой основе. Это делается для того, чтобы хоккеисты и зрители лучше видели шайбу.

Белый — самый сложный цвет, у него невероятное количество оттенков. Поэтому на топовых ледовых аренах его подбирают с учетом освещения, а также требований каналов-вещателей и даже фотографов.

Как и первоначальный слой льда, краска наносится с помощью специальных рамок-распылителей. Технологии нанесения отработаны годами. Специально обученные люди ходят по заранее продуманным траекториям, чтобы краска наносилась равномерно. При этом сохнет она практически моментально. После окончания покраски поверхность покрывается мелкодисперсным раствором воды для закрепления и выравнивания.

На следующем этапе работники арены приступают к разметке. Есть несколько способов ее нанесения: окрашивание или укладка специализированной ткани.

Параметры разметки прописаны в правилах IIHF и соблюдаются максимально строго. На первоначальном этапе площадку размечают четко по установленным предписаниям. И только потом приступают к раскатыванию ткани. На большинстве ледовых арен используют именно такой способ нанесения. Окрашивание — слишком сложный и трудоемкий процесс.

В процессе укладки разметки, как правило, задействованы четыре-пять человек. Двое раскатывают рулон с разметкой, один поливает ее сверху водой, двое раскатывают валиками, выгоняя воздух, чтобы она ложилась максимально ровно. Цена ошибки в этом процессе велика. Если разметка уйдет в сторону хотя бы на несколько сантиметров, комиссары лиги просто не допустят арену к проведению соревнований.

С красной и синей линиями все более-менее понятно — они прямые. Куда сложнее наносить разметку кругов вбрасывания и вратарской площади. Для этого на всех продвинутых аренах существуют специальные устройства и свои наработанные годами лайфхаки.

На следующем этапе работники приступают к укладке рекламных баннеров и эмблем на основание. Они делаются на перфорированной пластиковой основе для ровной раскладки и последующего вмерзания.

Ну а дальше начинается отработанный процесс наращивания ледовой поверхности с помощью рамок-распылителей и шлангов. Но не таких, как мы привыкли видеть в своих дворах. После укладки рекламы сверху заливается еще около трех сантиметров льда. И на финальном этапе — обновляемый слой, с которым ведется работа на ежедневной основе. Он полируется и обновляется с помощью ледовых комбайнов. Весь процесс заливки льда в топовых дворцах занимает шесть-семь дней.

Обслуживание ледовой поверхности — отдельный процесс, в котором многое зависит от опыта бригады, работающей во дворце. Это только кажется, что быть оператором ледового комбайна легко. На деле же — это процесс, требующий максимального уровня внимательности и аккуратности. Важно поддержание стабильной скорости, следование определенным траекториям, чтобы равномерно снять слой поврежденного льда и залить его 40-50-градусной водой.

От качества работы заливщика в перерыве многое зависит. Плохо залитый лед может стать причиной травм. Поэтому на топовых ледовых аренах чаще всего работают крепкие профессионалы с большим опытом.

Лед обслуживают не только с помощью комбайнов. Некоторые трещины сотрудники арен заливают вручную. После каждого матча ледовая поверхность, как правило, тщательно инспектируется. В некоторых случаях на торможениях и резких виражах коньки хоккеистов могут уходить в глубину льда на восемь миллиметров. Такое не всегда удается исправить заливкой.

Что касается жалоб на лед, то чаще всего их приходится слышать в начале сезона. В сентябре молодая поверхность не набирает нужную плотность, поэтому может казаться вязкой. На мягком льду сложнее отталкиваться, быстрее забиваются мышцы. На большинстве ледовых арен по всему миру существует журнал наблюдений, в котором хоккеисты базирующейся команды пишут свои отзывы о качестве льда. В том числе на их основе строится работа бригады, которая обслуживает поверхность.

Источник

Как узнать, когда лед безопасен

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 37 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 50 536.

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение. Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
  • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
  • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
  • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
  • Трещины, разломы или полыньи
  • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
  • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
  • Запомните эту песенку: «Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий — путь слишком рискован.»
  • Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется, но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 — 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
    • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – «ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
    • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
    • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
    • 8 – 12 дюймов (20 — 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 — 2000 фунтов (600-800кг))
    • 12 – 15 дюймов (30 — 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
  • Эти нормы считаются общепринятыми.
    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого — опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать—а вы иногда получаете повторное предупреждение—положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 — 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.
    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
    • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
    • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины—будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик—давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
    • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
  • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
  • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
  • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
  • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
  • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.
  • Источник

    Оцените статью