- Движение по тротуару в ПДД
- Определение
- Какая должна быть минимальная и максимальная ширина
- Знаки, обозначающие тротуар
- Что разрешено и что запрещено для транспортных средств
- Движение
- Стоянка или парковка
- Погрузка и разгрузка
- Езда на велосипеде, мотоцикле или мопеде
- Какие предусмотрены штрафы за нарушения
- Видео: Тротуар или проезд? Стоять можно или нет?
- Парковка на тротуаре: зимой можно?
Движение по тротуару в ПДД
Пешеход – «слабое звено», самый незащищенный участник движения. В целях обеспечения безопасности тех, кто перемещается, не используя для этого транспортные средства, проезжие части оборудуются специальными коммуникациями: тротуарами.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Однако некоторые водители, пренебрегая законом, позволяют себе заезжать на эти сооружения, мешая движению людей, а иногда и создавая угрозу их здоровью и жизни.
Определение
Для большей ясности сначала следует рассмотреть основные термины:
- Дорога – полоса земли, приспособленная для езды транспортных средств, которая состоит из таких элементов, как проезжие части (одна или несколько), трамвайные рельсы, обочины, разделительные конструкции и тротуары.
- Тротуар – часть дороги, примыкающая к полотну проезжей части, специально созданная для передвижения пешеходов. Это инженерное сооружение отделяется от основной дороги бетонным бордюром либо узким газоном.
- Обочина – составная часть дороги, которая отличается от основного полотна видом покрытия или отделена от него специально нанесенной разметкой 1.2.
- Пешеходная дорожка – созданная для ходьбы полоса или поверхность одного из искусственных инженерных объектов (мост, путепровод), не соприкасающаяся с проезжей частью.
- Парковка – место, примыкающее к обочине, проезжей части либо тротуару, которое предназначено для стоянки механических средств передвижения.
Обочина отличается от тротуара тем, что она всегда находится на одном уровне с полотном для машин и никогда не отделяется от него газоном.
Тротуары могут иметь асфальтное, бетонное, деревянное покрытие. Они располагаются по бокам улиц, на которых осуществляется транспортное сообщение. Чаще всего конструкция несколько приподнята над остальными элементами дороги.
Какая должна быть минимальная и максимальная ширина
На территории нашей страны действуют специальные СНиПы и государственные стандарты, которые содержат геометрические нормативы дорожных сооружений.
Согласно ГОСТу 52766-2007 (п. 4.5.1.1) наличие тротуара обязательно на тех участках, которые пролегают через любой населенный пункт.
Количество полос для ходьбы связано с интенсивностью потока людей:
при общей (в обоих направлениях) напряженности движения пешеходов до 50 человек в час | допускается наличие одной полосы |
при интенсивности от 50 до 1000 чел./ч | тротуар должен состоять минимум из двух полос |
при количестве пешеходов более 1000 за 1 час | число полос увеличивается на одну с каждой тысячей |
Наименьшая допустимая ширина и тротуара, и пешеходной дорожки при однополосном движении – 1 метр. При большем количестве полос она должна составлять более 0,75 метра. Максимальная ширина данным ГОСТом не установлена.
По нормативу, которым, к сожалению, часто пренебрегают дорожные службы, в городах вдоль тротуара необходимо:
- устанавливать защитное ограждение в виде металлических конструкций;
- высаживать «живую изгородь» из кустарника высотой до 0,8 метра.
Знаки, обозначающие тротуар
Специальных графических символов, идентифицирующих тротуар, ПДД не предусматривают. Пешеходные дорожки обозначаются объектом 4.5.1, внешний вид которого представлен на фото ниже.
Часто установленный символ имеет сразу два назначения, указывая одновременно и на сектор для пешеходов, и на дорожку для движения велосипедного транспорта. В случае такого совмещения он выглядит немного иначе.
Если перемещение людей и велосипедистов раздельное, такая дорожная конструкция обозначается особым объектом, изображенным на следующем фото.
Что разрешено и что запрещено для транспортных средств
Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.
Нельзя безответственно относиться к безопасности других, объезжая, например, «затор» или место аварии по тротуару.
Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.
Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.
Движение
ПДД не разрешено передвигаться на автомобиле по тротуарам, пешеходным и велопешеходным секторам дороги (п. 9.9). По полосе для велосипедов допускается только перемещение на мопеде.
При отсутствии иных вариантов, въезжать на указанные объекты могут:
- техника коммунальных либо дорожно-эксплуатационных организаций;
- машины, подвозящие товар к магазинам;
- автомобили, доставившие грузы к предприятиям (объектам), находящимся у обочины или тротуара.
При заезде водитель обязан обеспечить полную безопасность своего маневра для людей. Это означает, что ему предварительно необходимо выйти из автомобиля и убедиться в отсутствии приближающихся пешеходов, а если они есть – нужно предупредить их о своем намерении.
Следует дождаться, когда люди отойдут на безопасное расстояние, и только после этого можно аккуратно начинать заезд.
Что означает в ПДД термин «уступить дорогу», читайте здесь.
Стоянка или парковка
Совершать остановку или стоянку на тротуарах и дорожках для пешеходов также запрещено действующими нормами законодательства.
На краю тротуара, примыкающего к проезжей части, можно припарковать только:
При этом такое место должно быть обозначено специальным символом (6.4) и соответствующей табличкой, на которой изображен способ размещения транспортных средств.
Погрузка и разгрузка
Личный автомобиль часто используется для перевозки крупной бытовой техники, мебели, строительных материалов. При этом нередко появляется проблема переноса тяжестей от крыльца магазина до багажника машины.
Если водитель все-таки решится заехать на тротуар, прилегающий к торговому объекту, он совершит правонарушение. Здесь в ПДД имеется пробел, поскольку ими регулируется только подвоз грузов.
По закону водитель-экспедитор имеет право совершить заезд на пешеходный сектор дороги, если ему нужно передать привезенный товар, заказанный руководством магазина.
Однако на практике инспекторы все равно составляют в таких случаях протоколы и выносят постановления о назначении штрафов.
Если человек обжалует такой документ в суде, уложившись в десятидневный срок и представив документальные доказательства того, что он действительно разгружал товар, у него есть шанс избежать наказания.
Езда на велосипеде, мотоцикле или мопеде
Дети, возраст которых менее 7 лет, могут перемещаться на велосипеде исключительно по тротуарам или секторам велопешеходных дорожек, предназначенным для ходьбы.
Лицам, возраст которых более 14 лет, разрешается езда по данным инженерным объектам, если:
- дорога не оборудована специальным сектором для велосипедов, либо полотно на нем повреждено, что делает невозможным движение;
- велосипедист осуществляет перевозку ребенка младше 7 лет или сопровождает второго велосипедиста, который не достиг 14 лет.
Здесь, как мы видим, ситуация противоположная: в целях безопасности детей им как раз запрещено передвигаться по основному полотну.
В случае выезда ребенка на проезжую часть к ответственности будут привлечены его родители либо законный представитель, подобные протоколы рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних.
Для мотоциклистов в данном случае действуют те же запреты, что и для лиц, управляющих автомобилями и прочим четырехколесным транспортом.
Стоянка здесь также возможна:
- в специально отведенных местах;
- на правой обочине, а если она отсутствует – на краю проезжего полотна.
Разница лишь в том, что если мотоциклы не имеют боковых прицепов («люлек»), то расположить их можно в два ряда, а не в один.
Водитель мопеда может осуществлять езду по велосипедной дорожке, даже если у него имеется возможность перемещаться непосредственно по проезжей части. Заезжать на тротуар категорически нельзя, равно как и на дорожку для пешеходов.
Какие предусмотрены штрафы за нарушения
Размер взыскания будет зависеть от того, движется ли автомобиль или он припаркован:
Наказание за перемещение на механическом транспорте по частям дорожных коммуникаций, предназначенным только для ходьбы, предусмотрено ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ | Такое деяние повлечет для водителя наложение штрафа, сумма которого составит 2000 рублей |
Остановка средства на тротуаре или стоянка его карается в соответствии с ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ | За такое нарушение будет вынесено постановление о назначении штрафа размером 1000 рублей |
То же самое нарушение, совершенное на территории столицы или Санкт-Петербурга | Повлечет наложение более суровой штрафной санкции – 3000 рублей |
Если нарушитель уложится в 20 дней, он имеет право на своеобразную «скидку» в виде оплаты половины назначенной суммы. Этот срок рассчитывается со дня вынесения постановления, а не с момента обретения документом законной силы, как многие полагают.
Как и в случае с любым другим административным штрафом, неуплата его в течение 60 дней будет караться удвоенной суммой, обязательными работами либо арестом.
Самым неприятным последствием заезда на тротуар может оказаться эвакуация автомобиля на специализированную стоянку.
Не соблюдая закон, водитель рискует не обнаружить свой транспорт на том месте, где он его оставил. Помимо этого, ему придется оплатить еще и услуги эвакуатора и хранение самой машины.
Если человек обнаружил, что его автомобиль эвакуирован, ему следует:
- позвонить в полицию и удостовериться в том, что это не угон, а действительно мера административного воздействия;
- узнать фамилию инспектора, оформившего задержание, а также адрес стоянки, на которую транспортирована машина;
Если все документы остались внутри, сначала придется доехать до стоянки. Сотрудник оформит процедуру вскрытия актом и снимет опломбирование двери водителя, после чего можно будет забрать документы и ехать в ГИБДД.
Если же удостоверение водителя и свидетельство о регистрации на руках, нужно сразу обратиться в полицию.
Некоторые владельцы транспорта имеют привычку оставлять под стеклом записку с номером телефона, по которой с ними можно связаться в случае возникновения подобной ситуации.
Однако не стоит рассчитывать на то, что работники эвакуационной службы станут звонить хозяину и предупреждать его о том, что автомобиль увезли. Эти люди заинтересованы в том, чтобы водитель заплатил за перемещение и обеспечение сохранности средства передвижения.
Вывод из вышесказанного прост: желание доехать побыстрее, нарушив при этом закон, может обернуться в итоге затратами на уплату выписанного инспектором штрафа.
Нужно раз и навсегда уяснить, что обжаловать постановление – трудно и долго, намного проще избежать его вынесения, соблюдая при вождении действующие правила.
Куда клеить знак «начинающий водитель» по ПДД, смотрите на странице.
Видео: Тротуар или проезд? Стоять можно или нет?
Источник
Парковка на тротуаре: зимой можно?
Юлия Плетенёва 10 февраля 2015 11:44
ГИБДД не может штрафовать водителей, оставивших авто на заcнеженном тротуаре
10 февраля 2014. Нарушение парковки в Кирове. Нехватка парковочных мест или личная беспечность заставляет некоторых водителей в Кирове оставлять автомобили прямо на тротуарах. В ситуации, когда тротуары в городе итак представлены узкой тропкой, данное проявление хамства, как принято называть в народе, раздражает многих. Но, оказывается, парковаться на тротуаре зимой можно, поскольку наказать вас за это не смогут.
Пример тому автомобиль BMW X6, припаркованный на улице Энгельса прямо напротив выхода к офису. Похоже, что водитель прекрасно знал о своей безнаказанности или вовсе не боялся получить штраф за парковку на тротуаре. «Явление» было зафиксировано жителем города Иваном Веревкиным, который направил фото в ГИБДД по городу Кирову. Инстанция отказала в возбуждении дела об административном правонарушении, состава которого не обнаружили в действиях водителя.
Сергей Лялин, врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Кировской области:
— При наличии снежного покрова, скрывающего бордюрный камень, определить границы проезжей части не представляется возможным.
В пресс-службе ГИБДД по городу Кирову пояснили, что сейчас штрафовать за такую парковку, действительно, нельзя, поскольку невозможно измерить ширину проезжей части. Но это касается только парковки, конечно, ездить по тротуарам водителям не разрешат.
Фото и ответ ГИБДД были опубликованы в кировской группе, где вызвали бурное обсуждение.
Отметим, что вначале прошлого года аналогичная парковка на тротуаре была отмечена нами на Октябрьском проспекте. Водитель автомобиля «Хёндай» припарковался напротив магазина, а водитель автомобиля «Фольксваген» — напротив кафе. Горожане считают, что вразумить таких автолюбителей можно лишь общественным резонансом.
Сейчас автолюбители вряд ли смогут припарковаться на положенном месте, поскольку все парковочные карманы или заметены, или завалены кучами снега. Автомобили оставляют на крае проезжей части, выездах во дворах и «пяточках», очищенных от снега.
Источник