Что такое лед для школьников

Доклад-сообщение Лед. Свойства льда

Что такое лед? Если сказать просто — это вода в замерзшем состоянии. Лед без запаха, вкуса, на вид напоминает стекло. Прозрачный, но, если его много, имеет голубой оттенок. Наощупь холодный, твердый, но в то же время хрупкий.

Плавится он при температуре 0 0 Цельсия. Плотность льда — 0,92г/см 3 . Существует 11 кристаллических модификаций, а также аморфный лед. Удельный вес при температуре 0 0 Цельсия — 0, 9175.

Структура льда

Это удивительное вещество ученые стали изучать сотни лет тому назад. И было обнаружено, что лед — это сложное химическое соединение. Н2О — это его химическая формула. Молекула воды, из которой образуется лед, состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Где водород (Н) составляет 11,2%, а кислород (О2) — 88%. Молекула льда полярная. Один конец которой несет отрицательный заряд, а другой — положительный. Соединяясь, химические элементы образуют прочные водородные связи.

Свойства льда

Свойства льда определяется его химическим строением. Когда вода охлаждается, она сжимается. При этом ее плотность возрастает. Но в отличие от всех других жидкостей, когда ее температура достигает точки замерзания, происходит обратный процесс — вода начинает расширяться, и ее объем увеличивается. Когда вода превращается в лед, водородные связи между молекулами смыкаются и образуют решетку с большими промежутками, поэтому плотность льда меньше плотности воды, и он плавает на поверхности.

Кристаллы льда напоминают структуру алмаза. Каждую молекулу льда окружают 4 ближайшие к ней молекулы, находящиеся на равном расстоянии от нее. Так образуется тетраэдр правильной формы.

Читайте также:  Английская поговорка про зиму

Как образуется лед?

В природных условиях лед образуется, когда температура воздуха снижается ниже нулевой отметки. Сначала на поверхности воды появляется тонкая ледяная пленка, которая состоит из маленьких иголочек льда, а затем эта пленка снизу постепенно обрастает кристаллами льда удлиненной формы. Благодаря тому, что плотность льда меньше плотности воды, вода в океанах реках и озерах, никогда полностью не замерзает. Этот естественный изолятор защищает жизнь подо льдом.

Когда вода кристаллизуется, образуя лед, выделяется незначительное количество газа и соли. С помощью процесса заморозки очищают и структурируют воду.

В зависимости от места образования, лед бывает озерным, морским, речным, грунтовым, фирновым (многолетний плотно слежавшийся, зернистый лед), глетчерным (следующая после фирнового, конечная стадия превращения снежного покрова гор).

Замерзает вода в природных водоемах и реках неравномерно, поэтому толщина льда в разных местах отличается. Ближе к берегу – более толстый слой, а где активное течение — лед тоньше. Если температура замерзания неуклонно понижается, на ледовых пространствах могут образовываться огромные трещины.

Когда кристаллы льда образуются непосредственно из парообразного состояния они принимают форму снежинок, или вид инея и изморози.

Использование льда

Лед используют для охлаждения продуктов питания и напитков, для очистки питьевой воды. Также в медицинских целях, в косметологии, в искусстве (создают скульптуры и различные фигуры). Используют при создании искусственного катка и ледяных гор для спортивных мероприятий.

3 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Лед. Свойства льда

Популярные сегодня темы

Известняк чаще всего имеет органическое происхождение и относится к осадочным горным породам. Он образуется на морском дне вследствие отмирания различных морских животных, в чьих костях и пан

В клетках живого организма содержится информация как положительная, так и отрицательная. Отрицательной информацией как раз таки и является наследственная болезнь.

Пушкин Александр Сергеевич родился 26 мая 1799г (6 июня по новому стилю) в семье помещиков, в Москве. Его отец, Сергей Львович, вел праздный образ жизни, и мало жаловал и свою службу в Москов

Культура любого народа является отличительной чертой каждого государства. На протяжении многих веков, Россия запомнилась людям других стран, как гостеприимная, добрая, простая в быту земля.

Финиками называют съедобные плоды нескольких видов финиковых пальм, но в первую очередь плоды Пальчатого финика. Это дерево исторически произрастает на территории Ближнего Востока и Северной

В эпоху стремительного развития научно-технического прогресса, в пору инноваций и совершенно нового подхода к действительности, в цифровую эру невозможно не согласиться с тем фактом

Источник

Конспект занятия «Лед. Свойства льда»

Ирина Чичирова
Конспект занятия «Лед. Свойства льда»

Цель: Дети познакомятся с некоторыми свойствами льда.

– Продолжать знакомить детей со свойствами льда (холодный, скользкий, твёрдый, прозрачный, тает в тепле).

– В процессе наблюдений и экспериментов со льдом развивать у дошкольников любознательность, внимание, активность.

– Воспитывать навыки безопасного поведения на прогулке весной (на горке, сосульки на крышах).

Образовательная область: познавательное развитие.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы узнать побольше о льде.

1. Дети трогают лёд. Какая льдинка?

Дети: холодная (2–3 ребенка)

Воспитатель: лёд холодный, что может произойти если долго держать в руках?

Дети: можем замёрзнуть и заболеть.

Воспитатель: значит мы не можем держать долго лёд в руках, чтоб растопить его, потому что он холодный. Один из детей ставит карточку на доску.

1. А теперь надавите на кусок льда. Какой лёд?

Дети: твёрдый (2–3 ребенка.)

Воспитатель: лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.

2. Возьмите ещё раз лёд в руки. Легко ли его удержать в руках? Что происходит?

Воспитатель: значит лёд какой?

Дети: скользкий (2–3 ребенка). Выставляем карточку на доску.

Лёд скользкий, его трудно удержать в руках.

3. А теперь посмотрите, какого цвета лёд?

Воспитатель: Давайте проверим на опыте. Перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на неё льдинку. Что вы видите?

Воспитатель: а почему её видно?

Дети: потому что лёд прозрачный (2–3 ребенка) ставим карточку на доску.

Воспитатель: Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.

4. Скажите, а что такое лёд?

Дети: это вода, которая замёрзла.

Воспитатель: Давайте это проверим. Положим свои льдинки в миску с тёплой водой и посмотрим. Что произойдёт? Пусть они плавают в воде. а я вам покажу картинки. Но, что же случилось, картинки кто-то перепутал. Вы хотите узнать, что нарисовано на этих картинках? Что же надо сделать?

Дети: сложить картинки.

1. Что вы видите?

Дети: дети катаются с горки.

Воспитатель: А как надо вести себя, когда катаешься с горки?

Дети: Не толкаться, не бегать по горке и т. д.

Воспитатель: А почему нельзя так себя вести?

Дети: Можно упасть, так как лёд скользкий

Воспитатель: Правильно, лёд скользкий, можно упасть и больно удариться

2. А что на этой картинке?

Дети: сосульки на крыше.

Воспитатель: Можно ли ходить весной под крышами, на которых весят сосульки? Почему?

Дети: Сосульки могут упасть и ударить нас.

Воспитатель: Молодцы, значит под крышами домов весной ходить нельзя, потому что сосульки могут упасть с крыши и ударить нас.

А давайте посмотрим, что произошло с нашими льдинками.

Дети: они растаяли.

Воспитатель: Как вы думаете. Почему?

Дети: Вода была тёплая. В группе тепло. Лёд боится тепла.

Воспитатель: Во что превратился лёд?

Дети: В воду. (2–3 ребенка)

Воспитатель: как вы думаете мы доказали, что лёд – это тоже вода?

Дети: ставят карточку на доску.

Воспитатель: В лаборатории мы узнали сегодня много интересного о льде. Назовите, какие свойства льда мы узнали?

Дети: Лёд холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, лёд тает в тепле.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Свойства воды, льда и пара» Образовательная область: познание Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода Программные задачи: Образовательные:.

«Секреты Зимы. Свойства снега и льда». Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ЗПР) Тема «Секреты Зимы. Свойства снега и льда». Задачи: 1. Закреплять знания детей о свойствах снега, льда, о переходе твердых веществ в жидкие.

Конспект занятия «Свойства снега и льда» Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы Тема: «Познакомить детей со свойствами снега и льда» Цели: Научить.

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Свойства льда» Цель: Развивать у младшего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности. Программные задачи: Образовательные: 1. Знакомить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Лед и снег. Их свойства» Задачи: 1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда. 2. Обучать.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

План конспект НОД «Захотела птичка пить. Лед и его свойства» в рамках экопроекта «Хочу все знать!» ГБОУ СОШ №3 СП «Д/сад №31 «Сказка» г. о. Чапаевск Самарской области План-конспект НОД с детьми II младшей группы Подготовила воспитатель.

«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный,.

Упражнение по формированию понятия «Лед и его свойства» (старший дошкольный возраст) Задачи: Закрепить свойства льда и воды. Формировать понятия лед и его свойства. Основание 1. Не стекло и не хрусталь, А блестит, как будто.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда» Цель: — продолжать формировать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментальной деятельности; — поддерживать стремления детей.

Источник

Что такое лёд и как он образуется?

Прозрачный, твёрдый, играющий в солнечных лучах лёд каждую зиму сковывает наши реки и озёра, намерзает на коньках крыш длинными сосульками, превращает осенние лужи в ровные, скользкие катки для детворы.

В морозильной камере холодильника лёд можно приготовить и в разгар жаркого лета. Он может быть похож на прозрачное стекло и на мутно-белый пластик. Практически все знают, что такое лёд и как он образуется – это всего лишь замёрзшая вода. Но что мы на самом деле знаем об этом удивительном веществе?

Что такое лёд?

Прежде всего, следует сказать, что утверждение, будто лёд образуется из воды, не совсем точное. Помимо водяного, существует ещё аммиачный, метановый, а также так называемый «сухой» лёд, который образуется при замораживании углекислоты. Сухим его назвали, так как при таянии он не образует луж: углекислый газ моментально испаряется в атмосферу прямо из замороженного состояния.

Но мы будем говорить только о том льде, который образуется из воды. Его кристаллы характеризуются так называемой гексагональной сингонией, когда все молекулы воды выстраиваются в правильную объёмную решётку, причём одна молекула связана с четырьмя ближайшими. Это строение свойственно многим драгоценным камням и минералам – алмазу, кварцу, турмалину, корунду, бериллу и т.д. Кристаллическая решётка удерживает молекулы на расстоянии друг от друга, поэтому плотность льда меньше, чем плотность воды, из которой он образован. Куски льда плавают на поверхности воды, а не тонут на дне.

Согласно исследованиям, на нашей планете сейчас имеется около 30 миллионов квадратных километров льда. Основное количество сосредоточено на полярных шапках – там толщина ледяного слоя в некоторых местах достигает 4 километров.

Как образуется лёд?

Получить лёд очень просто: нужно всего лишь понизить температуру воды, опустив её ниже нуля градусов. При этом в воде начинается процесс кристаллизации: её молекулы выстраиваются в упорядоченную структуру, называемую кристаллической решёткой. Этот процесс одинаково происходит в морозильной камере, в луже и в океане.

Замерзание всегда начинается с верхнего слоя воды. Вначале в нём образуются микроскопические ледяные иголочки, которые затем смерзаются между собой, образуя своеобразную плёнку на поверхности водяной толщи. В крупных водоёмах ветер колеблет поверхность воды, образуя на ней волны, поэтому замерзание идёт дольше, чем при неподвижной воде.

Если волнение продолжается, плёнки сбиваются в ледяные блины диаметром до 30 сантиметров, которые затем смерзаются в единый слой толщиной не меньше 10 сантиметров. На этот слой, называемый молодиком, впоследствии снизу, а иногда и сверху намерзает новый лёд, образуя достаточн прочный и толстый покров.

Прочность льда зависит от его вида: прозрачный в полтора раза прочнее мутно-белого. Считается, что 5-сантиметровый слой льда уже может выдержать вес человека, а 10-сантимертовый – вес легковой машины. Но всё же нежелательно выходить на лёд водоёма, пока его толщина не достигнет 12-15 сантиметров.

Свойства льда

Самое известное и важное для нас свойство льда – способность относительно легко таять, превращаясь в воду при нулевой температуре. С точки зрения науки, он обладает и другими качествами:

прозрачностью, способностью хорошо пропускать свет;

бесцветностью – сам по себе лёд не имеет цвета, но может быть окрашен цветными добавками;

твердостью, способностью сохранять свою форму без наружной оболочки;

текучестью – но это свойство присуще ему лишь в некоторых модификациях;

хрупкостью – кусок льда раскалывается даже при незначительном усилии;

спайностью, т.е. способностью раскалываться по кристаллографическим линиям.

Состав льда отличается высокой степенью чистоты, поскольку в кристаллической решётке нет места посторонним молекулам. Замерзая, вода вытесняет примеси, которые были в ней растворены. Но многие растворённые в воде вещества тормозят замерзание – так, в морской воде лёд образуется при более низкой температуре, чем обычно, соль же при замерзании вытесняется из воды, образуя мелкие солевые кристаллы. При таянии они опять растворяются в воде. По сути, процесс ежегодного замерзания воды поддерживает её самоочищение от различных примесей в течение миллионов лет подряд.

Где лёд встречается в природе?

На нашей планете лёд можно встретить везде, где температура окружающей среды опускается ниже нуля градусов (по Цельсию):

– в атмосфере в виде мелких кристалликов – снега либо инея, а также более крупных гранул – града;

– на поверхности планеты в виде ледников – многовековых скоплений, располагающихся на Северном и Южном полюсах, а также на вершинах самых высоких горных хребтов;

– под землёй в виде вечной мерзлоты – в верхнем слое земной коры вокруг Северного полюса.

Кроме того, согласно исследованиям астрономов, лёд, т.е. замороженную воду, обнаружили на многих планетах Солнечной системы. В незначительных количествах он имеется на Марсе и на ряде карликовых планет, а также на спутниках Юпитера и Сатурна.

Источник

Оцените статью