- Особенности чистки моторного отсека сухим льдом
- Механизм действия
- Плюсы и минусы метода
- Оборудование для чистки сухим льдом
- Меры предосторожности при работе
- Чистка авто сухим льдом – особенности и достоинства криобластинга
- 1 Криогенный бластинг – особенности современного способа очистки машин
- 2 Достоинства и недостатки очистки авто с помощью сухого льда
- 3 Необходимое оборудование для очистки автомобиля двуокисью углерода
Особенности чистки моторного отсека сухим льдом
При постоянном использовании автомобиля двигатель и всё подкапотное пространство неизбежно подвергаются различным загрязнениям. Это проливы эксплуатационных жидкостей, смазочных масел, оседание дорожной пыли.
Со временем такие наслоения настолько прочно прикипают к деталям двигателя благодаря высокой температуре, что становится серьёзной проблемой чистка моторного отсека. Сухой лёд, или двуокись углерода, сможет помочь автовладельцу решить этот вопрос быстро и качественно. Способ очистки с помощью бомбардировки загрязнённой поверхности мелкими частицами двуокиси углерода под высоким давлением называется криобластингом.
Механизм действия
Эффективность процедуры основывается на свойстве сухого льда переходить при комнатной температуре из твёрдого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое. Частицы льда подаются из специального пистолета-распылителя под давлением 8−15 бар и разгоняются при этом до околозвуковой скорости. Температура микрогранул составляет -80 градусов по Цельсию.
Попадая на слой загрязнения, частицы моментально замораживают его поверхность и, отдавая свою кинетическую энергию, эффективно разрушают. Слой грязи при замораживании становится хрупким и непрочным, легко ломается и отделяется от очищаемой поверхности.
Контактируя с поверхностью, льдинки нагреваются, увеличивая свой размер в сотни раз, и моментально испаряются.
Такие микровзрывы значительно усиливают эффект очистки. Разрушительное воздействие на грязь не приводит к повреждению лакокрасочных покрытий, так как гранулы льда не обладают абразивными свойствами. Совершенно безопасна обработка для электропроводки и пластмассовых деталей.
Плюсы и минусы метода
Впервые чистку мотора сухим льдом применили на Западе в начале XXI века. С тех пор эта методика широко распространилась повсюду благодаря неоспоримым достоинствам:
- Высокая проникающая способность. Поверхности сложных технических объектов можно эффективно очищать без предварительной разборки. При использовании разнообразных насадок мельчайшие частицы способны попасть во многие места, которые малодоступны для других ручных методов мойки.
- Максимальная экологическая чистота обработки. Не образуется вредных жидких отходов, требующих утилизации.
Метод универсально применим и эффективен для большого количества очищаемых материалов: металлов, пластика, проводов, тканевых поверхностей, обивки салона.
- Безопасность для обрабатываемых изделий. Сухая мойка не образует влаги и неспособна повредить электрическую проводку и приборы. Полностью исключается риск короткого замыкания.
- В процессе очистки не задействуются абразивные элементы. Ледяные гранулы неспособны повредить и поцарапать лакокрасочное покрытие.
- Время обработки моторного отсека примерно в два раза меньше, чем у традиционных методов мойки двигателя, так как не требуется разборки перед процедурой и окончательной просушки после неё.
При очевидных достоинствах у чистки двигателя льдом существуют и недостатки. Их количество значительно меньше:
- относительно высокая стоимость;
- недостаточная распространённость пунктов оказания услуги.
Оборудование для чистки сухим льдом
Дополнительное достоинство использования криобластинга — это возможность применения мобильного оборудования, генерирующего ледяные гранулы и подающего их под давлением в зону обработки. Такое оборудование называется бластером и по размеру не превышает стандартную мойку. Весит оно не более 100 кг и имеет ручки и колёса для удобства перемещения при работе. Эта установка использует уже приготовленный сухой лёд, заранее загруженный в приёмный контейнер.
Некоторые бластеры используют для работы только сжатый воздух, другие дополнительно требуют соединения с электрической сетью. Обязательно необходимо приобрести довольно мощный компрессор, соответствующий установке по характеристикам.
Приёмные контейнеры небольших бластеров вмещают до 30 кг сухого льда, более мощные промышленные варианты принимают до 200 кг.
Рабочее давление, применяемое при стандартной мойке, приблизительно 8 бар, но при возникновении сложных случаев при очистке используют максимальный предел — 18 бар. В состав установки входит большое количество разнообразных насадок и пистолетов, которые помогают оператору провести чистку в самых труднодоступных местах.
Сухой лёд генерируют в виде гранул из газообразной двуокиси углерода специальные установки, называемые пеллетайзерами.
Сырьё доступно как для покупки, так и для аренды и поставляется в обычных газовых баллонах. Производительность стандартного пеллетайзера доходит до 200 кг микрогранул за час, в то время как средний бластер расходует в 1 час около 100 кг.
Возможно приобретение гранулированного льда у поставщиков для обеспечения работы бластера. В этом случае для продолжительного хранения гранул потребуются специальные контейнеры с термоизоляцией. Они позволяют поддерживать плотность ледяных микрочастиц в рабочем состоянии до 7 суток.
Меры предосторожности при работе
Криобластинг превосходит все остальные виды мойки по экологической безопасности. Но при производстве работ оператором возникают опасные для его здоровья условия.
Для защиты человека необходимо предпринять следующие меры:
Для защиты органов слуха при высоком уровне шума, возникающем при работе станции, необходимо применять защитные наушники.
- Рекомендуется применение перчаток для предохранения рук от обморожения при контакте с микрогранулами.
- Для недопущения травм глаз обязательно применение предохранительных очков.
- Может возникнуть необходимость в использовании респиратора при высокой концентрации пыли.
- Необходимо заземлять металлические обрабатываемые поверхности для предохранения от накопления на них электростатического заряда.
Перспективный способ очистки находит дополнительные варианты применения у автовладельцев. Водителей заинтересует очистка и освежение салона машины, так как лёд при этом хорошо и надолго удаляет пятна плесени и грибок. Любители мастерить могут воспользоваться тем, что после криоочистки металлические поверхности полностью обезжирены и идеально подготовлены к нанесению на них грунтовки и окрашиванию.
Постоянно возникают всё новые возможности задействования метода. Большое количество сфер применения во всех отраслях промышленности и отсутствие заявленных ограничений для использования обеспечивают криобластингу хорошие перспективы дальнейшего развития.
Источник
Чистка авто сухим льдом – особенности и достоинства криобластинга
С каждым годом появляются новые средства для ухода за автомобилем, одно из недавних изобретений – криогенные бластеры, позволяющие чистить авто сухим льдом. Бластинг позволяет бороться с самыми сильными и старыми загрязнениями. Сегодня мы расскажем об особенностях этого способа очистки, рассмотрим его преимущества и недостатки, а также необходимое для этого оборудование.
1 Криогенный бластинг – особенности современного способа очистки машин
Чистка автомобиля сухим льдом предполагает струйное распыление гранул сухого льда. Из-за этого криогенный бластинг во многом напоминает пескоструйную обработку, с тем лишь различием, что вместо песка при очистке используют лед. Сухим льдом называют твердое состояние двуокиси углерода, который застывает при температуре около –80 °С.
В нормальном состоянии СО2 представляет собой газ, потому при попадании льда на очищаемую поверхность он быстро нагревается и испаряется. Благодаря этому при очистке автомобиля не приходится заботиться о наличии стоков для моющих веществ. Такая чистка превосходит по ряду параметров и пескоструйную обработку. Главное преимущество льда заключается в том, что он не является абразивом, а значит, не причиняет никакого вреда обрабатываемым поверхностям.
СО2 является нетоксичным веществом, оно не проводит электричество, не горит, не имеет вкуса, цвета и запаха, а потому абсолютно безопасно для человека. Используемое для бластигна оборудование отличается по характеристикам. Лед из сопла бластера распыляется под разным давлением. В разных устройствах давление может составлять от 8 до 15 бар. Из-за высокого давления гранулы на выходе из бластера имеют очень большую скорость. При ударе гранул о поверхность загрязнение быстро охлаждается, становится хрупким и легко отходит от основания.
Сами гранулы при ударе почти моментально расширяются в несколько сотен раз. Так как в момент удара микрочастицы льда пробивают грязь и попадают внутрь нее, при расширении загрязнение просто отделяется от основания. Эксперты уверены, что само основание (элементы автомобиля, подвергающиеся обработке) не подвергается сильному охлаждению и характеристики узлов авто не ухудшаются.
2 Достоинства и недостатки очистки авто с помощью сухого льда
Криогенный бластинг впервые использовали около 20 лет назад. Благодаря тому, что чистка показала очень хорошие результаты, методику стали активно внедрять в различных промышленных сферах, а также на рынке услуг, в частности на автомобильных мойках и в профессиональных автосервисах.
Главные достоинства криобластинга:
- Экологическая чистота. При очистке не используется никаких химических веществ, только сухой лед, который практически сразу испаряется и не требует дополнительной утилизации.
- Простота и скорость обработки поверхностей. Автомобиль для очистки не нужно предварительно готовить и демонтировать отдельные его части, на что в обычных условиях может уходить много времени. После обработки машину не приходится сушить, ее сразу можно использовать. Такая очистка выполняется как минимум в 2 раза быстрее, чем более традиционные и привычные методы, в частности потому, что выполняемые работы выполняются быстро и их не приходится делить на этапы.
- Хорошее качество очистки. Гранулы под давлением проникают в различные труднодоступные места (углы, щели и т. д.), в которые в обычных условиях практически невозможно добраться щеткой или тряпкой.
- Возможность очистки любых узлов авто. Обрабатываемые поверхности не намокают, потому с помощью криобластинга можно чистить электрическое оборудование и другие детали транспортного средства, которые не переносят контакта с жидкостями.
- Антибактериальные характеристики. Из-за низкой температуры двуокиси углерода при контакте с обрабатываемой поверхностью она может уничтожать бактерии, грибок и плесень. Благодаря этому в салоне пропадут практически все опасные для человека микроорганизмы.
При криобластинге поверхности автомобиля не контактируют с элементами, способными повредить металл или другие материалы. Лед моментально испаряется, а потому вы можете не беспокоиться о коррозии и других неблагоприятных эффектах.
К положительным качествам этого способа очистки можно отнести и высокую рентабельность метода для владельцев СТО и автомоек. Самое дорогое, на что приходится тратиться – это оборудование для криогенного бластинга. Сам же процесс очистки отличается очень низкой себестоимостью, благодаря чему можно предлагать своим клиентам услуги по очень выгодным ценам.
Все эти достоинства привели к широкому применению криобластинга в самых разных областях промышленности. В пищевой промышленности криогенный бластинг используют для очистки оборудования, в производстве металлоконструкций – для эффективной очистки сварочных швов и подготовки поверхностей к нанесению краски и т. д.
Сухой лед позволяет эффективно бороться с самыми сложными загрязнениями. Он поможет очистить авто от жировых и масляных пятен, от гудрона и смолы, смазки и нагара.
После криогенного бластинга поверхности полностью обезжириваются, потому отдельные узлы машины можно сразу обрабатывать антикоррозийными составами и лакокрасочными материалами.
Единственным минусом этого способа очистки является необходимость приобретения специализированного оборудования. Мало кто готов потратить необходимые средства для покупки установки, чтобы пользоваться ею дома. А тряпки и чистящие средства всегда под рукой, потому автолюбители в домашних условиях чистят свои транспортные средства по старинке.
К недостаткам криогенного бластинга можно отнести еще и то, что далеко не всегда можно полностью очистить автомобиль без демонтажа отдельных его элементов. Кроме того, профессионалы рекомендуют обесточивать электрические устройства при обработке, хоть сами гранулы сухого льда не проводят электричество. Дело в том, что при мойке на электрооборудование могут попасть частицы грязи и другие элементы, способные подвергнуть здоровье и жизнь человека опасности.
3 Необходимое оборудование для очистки автомобиля двуокисью углерода
Важным достоинством криогенного бластинга являются и индивидуальные особенности оборудования, используемого для генерации и подачи гранул сухого льда. Такие устройства очень мобильны, сами бластеры не больше традиционных моечных установок. В зависимости от модели и мощности, вес такого устройства может составлять от 30 до 100 кг. Для удобства использования бластеры комплектуются ручками и колесами. Оборудование использует уже готовый сухой лед, предварительно загружаемый в специальный контейнер.
Существуют модели бластеров, которые работают только от сжатого воздуха, хотя некоторые устройства предназначены для подключения к электрической сети. Вне зависимости от модели, для нее придется приобрести и компрессор, соответствующий индивидуальным характеристикам самого бластера.
Вместительность устройств очистки может сильно отличаться. Простые и доступные модели позволяют загружать от 10 до 20 кг готового льда, тогда как в некоторых промышленных бластерах возможна загрузка и нескольких сотен килограммов расходного материала. Естественно, чем больше материала можно загрузить, тем тяжелее и габаритнее будет устройство.
Бластеры различаются также по давлению сжатого воздуха, который распыляет замороженную двуокись углерода. В небольших устройствах давление может составлять всего 7-8 бар, тогда как в промышленных оно может достигать 18 бар. Чем больше давление, тем быстрее будут двигаться гранулы льда, потому для сложных загрязнений необходимо использовать устройства с максимальным давлением. Для облегчения процедуры очистки, производители бластеров разработали множество различных пистолетов и насадок, позволяющих до максимума улучшить подачу ледяных частиц и добираться даже до самых труднодоступных мест.
Одновременно с бластерами для чистки авто требуются и специальные пеллетайзеры – установки, позволяющие производить сухой лед из двуокиси углерода. Источником СО2 являются обычные баллоны. Средние по мощности бластеры потребляют около 100 кг замороженного газа в час, потому для нормальной эксплуатации устройства требуется пеллетайзер, способный производить материал в необходимом объеме.
Источник