- Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ГАЗ 12 ЗИМ
- Автомобиль ЗИМ. Описание конструкции и уход.
- Легковой автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ.
- Скидки от справочной
- ГАЗ-12 «ЗиМ» — между «сто десятым» и «Победой»
- Характеристика автомобиля ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
- Обзор конструкции ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
- Проекты модернизации ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
- Модификации ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
- ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в игровой и сувенирной индустрии
- Интересные факты
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ГАЗ 12 ЗИМ
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ.
- Автор: Л.Ф. Рудаков
- Издательство: Министерство коммунального хозяйства РСФСР
- Год издания: 1952
- Страниц: 283
- Формат: PDF
- Размер: 102,4 Mb
Автомобиль ЗИМ. Описание конструкции и уход.
Руководство по техническому обслуживанию автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: Государственное научно-техническое издательство
- Год издания: 1954
- Страниц: 166
- Формат: PDF
- Размер: 41,8 Mb
Легковой автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ.
Общие сведения и элементы конструкции автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 33
- Формат: PDF
- Размер: 20,5 Mb
Скидки от справочной
При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги
Автомобильная Справочная Служба: автоновости, запчасти в Красноярске для иномарок и отечественных автомобилей, машины в разборках, ремонт автомобилей, адреса и телефоны фирм, доска объявлений, каталоги запчастей, руководства по обслуживанию и ремонту.
Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Источник
ГАЗ-12 «ЗиМ» — между «сто десятым» и «Победой»
ГАЗ-М-12 «ЗиМ», иногда обозначался как «ЗиМ-12» — советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан», серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959. «ЗиМ» — первая представительская модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13.
Когда-то говорили, что в «клыках» на бампере «ЗиМа» спрятаны реактивные снаряды. Но на самом деле «ЗиМ» оказался весьма мирным автомобилем.
Панель приборов ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Салон ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Двигатель ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в производственном цеху
Работники завода трудятся над автомобилем ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Производство ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Капот ГАЗ-М-12 «ЗиМ» открывался как в левую так и в правую стороны
ГАЗ-М-12 «ЗиМ» поданный к трапу самолета. 1957 год, Лейпциг, ГДР
Чертежи ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
ГАЗ-12Б ЗиМ 1951–60 «Скорая помощь»
ГАЗ-М-12 «ЗиМ» на Парадах Ретромотор
В мае 1948 года Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на разработку шестиместного легкового автомобиля, которому по комфортабельности, экономичности и динамике предстояло занять промежуточное положение между престижным ЗиС-110 и «Победой».
Характеристика автомобиля ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в музее
Сборка ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
ЗиМ-12В — проект модернизации ЗиМ-а
Кузов ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Салон автомобиля ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Разработка была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки — на нее отпускалось 29 месяцев. Конструктор — А. А. Липгарт, ответственный художник-конструктор — Лев Еремеев. Отведенные коллективу ГАЗ-а сжатые сроки позволяли либо приблизительно скопировать иностранную модель, либо воспользоваться уже имеющимися наработками и спроектировать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. Перекликаясь по внешности с целым рядом американских моделей сегмента «fine car» (средний-высший класс), «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии.
«ЗиМ» мог стартовать с любой передачи из имеющихся трех — заводской инструкцией рекомендовалось трогаться со второй передачи, а первую использовать только в тяжелых дорожных условиях и на подъемах. Эластичность при движении на прямой-третьей передаче была просто удивительна. Автомобиль трогался с места плавно и безо всяких рывков. «ЗиМ» можно было затормозить до полной остановки, не выключая передачи. Решетка радиатора ГАЗ-М-12 на первый взгляд выглядит аналогичной решетке «Кадиллаков» 1948 модельного года; на самом деле, она похожа лишь поверхностно, но имеет другую конструкцию, другие пропорции, и при сравнении создает иное впечатление о передней части машины. Красный «гребень» на капоте ГАЗ-М-12 имел декоративную подсветку, которую включали ночью. У автомобиля был несущий кузов, редко встречавшийся среди легковых машин со столь значительной колесной базой.
Особого упоминания заслуживает дизайн автомобиля. Ему при разработке уделялось особое внимание. «ЗиМ» приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам, обилием хрома в отделке как экстерьера, так и интерьера. Автомобиль был окрашен с лучшим доступным для ГАЗ-а качеством нитроэмалями в 7 слоев с полировкой каждого. Автомобили красились в черный, редко — белый и темно-зеленый цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». На экспорт предлагались также вишневые, зеленые и серые автомобили, а так же двухцветные комбинации. Для Китая была выполнена партия автомобилей популярного там синего цвета, традиционно символизирующего удачу и успех. Шины с белыми боковинами закупались в США и устанавливались только на выставочные образцы. Интерьер автомобиля имел многие роскошные, по меркам тех лет, элементы — широкие подлокотники для задних пассажиров, четыре пепельницы, мягкие поручни в спинке заднего дивана и по бокам, дополнительную подсветку, отдельный прикуриватель в пассажирском отделении, и так далее.
Этот автомобиль проектировался с целью удовлетворения потребности в транспортных средствах руководителей среднего ранга правящей «верхушки» СССР. И в то время, когда выпустили ЗИМ, он по внешнему виду даже был несколько привлекательней, а самое главное—современней, элитарного «ЗИС-110». ГАЗ-12 обладал неповторимым обликом с крупноячеистой радиаторной решеткой, как у «Кадиллак», и наполовину скрытыми задними колесами, как у «Крайслер».
Обзор конструкции ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Один из опытных образцов ГАЗ-12 «ЗИМ»
Вариант модернизации ГАЗ-12 «ЗИМ»
ГАЗ-12 «ЗИМ» в сборочном цеху
Сборка ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Носитель агрегатов ГАЗ-12 «ЗиМ» с удлиненным кузовом «Победы»
ГАЗ-М-12 «ЗИМ» (1950-1959гг)
В этом сборочном цехе собирали ГАЗ-12 «ЗИМ»
Силовой агрегат. Из-за сжатых сроков проектирования, с самого начала ставка была сделана на высокую унификацию. Соображения топливной экономии, соблюдение сложившегося типажа отечественных легковых автомобилей и наличие в производстве неплохого шестицилиндрового рядного двигателя ГАЗ-11 заставили конструкторов использовать шестицилиндровый двигатель.
Двигатель был конструктивно аналогичен ГАЗ-11, который использовался на ГАЗ-51, но имел повышенную степень сжатия, алюминиевую головку цилиндров и сдвоенный карбюратор. В двигателе «ЗиМ» был устранен главный недостаток моторов ГАЗ-51 — выход из строя шатунных вкладышей при больших оборотах, посредством установки симметричных шатунов.
Модификации двигателя «ЗиМ» использовались впоследствии на автобусе ПАЗ-652Б, гусеничном вездеходе ГАЗ-47 и колесном бронетранспортере БТР-60П, где использовался сдвоенный агрегат.
Силовая передача. Для «ЗиМ»-а была разработана новая коробка передач, впервые в истории завода имевшая синхронизаторы (на II и III передачах) и переключение рычагом, расположенным на рулевой колонке — такой была тогдашняя американская мода. С 1950 года новую коробку передач стали ставить и на «Победу», позднее еe варианты использовались на автомобилях ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-69, РАФ-977, ЕрАЗ-762 и других. Это обеспечивало высочайшую степень унификации деталей и очень сильно облегчало обслуживание автомобилей. Оригинальным конструктивным решением, примененным на ГАЗ-М-12 и не имеющем аналогов в отечественном легковом автомобилестроении, была гидромуфта — агрегат трансмиссии, располагавшийся между двигателем и сцеплением, и представлявший из себя картер, заполненный специальным маслом, в котором вращались не связанные друг с другом механически два ротора в форме половины тороида, разделенные лопатками на 48 отсеков.
При работе двигатель крутил насосное колесо, которое создавало в картере движение жидкости, приводившее во вращение турбинное колесо, при этом допускалось их взаимное проскальзывание. Гидромуфта не была аналогом автоматической трансмиссии, в те времена уже появившейся в Америке, и не увеличивала крутящий момент, подобно гидротрансформатору; но и она давала автомобилю немало эксплуатационных преимуществ. «ЗиМ» мог стартовать с любой передачи из имеющихся трех — заводской инструкцией рекомендовалось трогаться со второй передачи, а первую использовать только в тяжелых дорожных условиях и на подъемах. Автомобиль трогался с места плавно и безо всяких рывков. «ЗиМ» можно было затормозить до полной остановки, не выключая передачи, после чего начать движение можно было просто отпустив тормоз и нажав на акселератор — гидромуфта не образовывала постоянной жесткой связи между трансмиссией и двигателем, не давая двигателю заглохнуть при остановке — роторы гидромуфты начинали проскальзывать друг относительно друга.
Помимо преимуществ, этот трансмиссионный агрегат сообщал автомобилю и отдельные недостатки. Главным было то, что для удержания машины на месте при остановке на уклоне можно было использовать только стояночный тормоз — без этого даже при включённой передаче «ЗиМ» легко начинал катиться. Это предъявляло высокие требования к техническому состоянию ручного тормозного механизма, а в мороз включение стояночного тормоза на длительное время могло привести к примораживанию тормозных колодок к барабанам.
Впервые в отрасли на ГАЗ-М-12 был применен гипоидный задний мост с неразрезным картером, что в сочетании с двухзвенным карданным валом позволило сильно понизить уровень пола и практически убрать туннель для карданного вала, а также значительно снизить уровень шума от работы главной пары моста по сравнению с конической передачей ГАЗ-М-20. Были у этого решения и минусы — гипоидный задний мост выходит из строя после нескольких минут работы на обычном трансмиссионном масле, так как для него требуется особое, довольно редкое тогда, гипоидное, ввиду того, что особенности работы гипоидных шестерен требуют очень высоких противозадирных характеристик масла; увеличилось количество точек смазки за счёт введения дополнительного сочленения карданного вала, усложнилась его балансировка.
Шасси. Независимая пружинная шкворневая передняя подвеска была выполнена по типу подвески ГАЗ-М-20 и принципиально не отличалась от неё. Задняя подвеска отличалась от «Победы» также лишь в деталях. Амортизаторы по-прежнему были рычажными. Рулевая трапеция была разработана заново при сохранении общей схемы. Среди новинок так же были: 15-дюймовые обода колeс, тормоза с двумя ведущими колодками, гнутое заднее стекло, масляный радиатор в системе смазки двигателя, полуоси фланцевого типа, и так далее.
Анализ дизайна. Ему при разработке уделялось особое внимание. По сравнению с простоватой «Победой», с минимумом хромированного декора и обобщёнными формами, «ЗиМ» приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам, обилием хрома в отделке как экстерьера, так и интерьера. Автомобиль был окрашен нитроэмалями в 7 слоев с ручной полировкой каждого. Цветовая гамма была не богата: автомобили красились в основном в чeрный, редко — белый и темно-зелrный цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». Автомобиль выглядел для 1950 года вполне в рамках тогдашней автомобильной моды, внешне перекликаясь со многими американскими моделями среднего-высшего класса, и превосходил по новизне дизайна американские автомобили отдельных марок. К окончанию своего выпуска в 1959 году, «ЗиМ» успел окончательно устареть и технически, и внешне. Кареты скорой помощи на его базе с кузовом «эмбюлэнс-хэтчбек» выпускались ещё до 1960 года.
Оборудование кузова. Салон автомобиля «ЗиМ» был оборудован и отделан с наилучшим доступным на серийной модели ГАЗ-а тщанием и качеством. Все металлические части были покрыты декоративным покрытием, вполне реалистично имитирующим лакированные деревянные панели. Обилие хромированных элементов и блестящего светлого пластика «под слоновую кость» придавало салону положенную автомобилю этого класса атмосферу роскоши, а отделка «под дерево», плотные ковры на полу и обивочные ткани — домашнего уюта, однако вариантов с отделкой более высокого класса «ЗиМ»-у определённо не хватало.
Проекты модернизации ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
ГАЗ-12 ЗиМ 1950–1959гг
ЗиМ-12В — проект модернизации «ЗиМ»-а. В 1956 году, уже в ходе работ над «Чайкой» ГАЗ-13, был разработан проект модернизации «ЗиМ»-а под обозначением «ЗиМ-12В». Изменения в дизайне предполагали быть в основном косметическими — цельное лобовое стекло, более изящные ободки фар, окрашенные под цвет кузова, более обобщённая клетчатая решётка радиатора, другие колпаки, молдинги на боковине, изменённое оформление задка и так далее. Вместе с тем, планировалось увеличить мощность двигателя, улучшить тормозные свойства автомобиля и внедрить автоматическую трансмиссию от «Волги». Вскоре стало ясно, что стиль автомобиля устарел, внешняя модернизация существенно осовременить его уже не сможет, и расходовать ресурсы на модернизацию, когда до начала выпуска новой модели оставалось всего несколько лет, посчитали нерациональным.
Модификации ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
ГАЗ-12 «ЗиМ» 1950 год
ГАЗ-12 «ЗиМ» активно используется в свадебных церемониях
Серийные
ГАЗ-М-12А — такси с отделкой салона искусственной кожей. Ввиду высокой стоимости — в полтора раза большей по сравнению с «Победой» — было выпущено относительно немного. ГАЗ-12А использовались преимущественно в качестве маршрутных такси, в том числе на междугородных линиях.
ГАЗ-М-12Б — санитарный вариант, выпускался с 1951 по 1960 год. Машины окрашивались в светло-бежевый цвет, кроме того, внешне отличались от обычного седана внешними петлями крышки багажника, которая раскрывалась на большой угол и позволяла вкатывать в салон автомобиля носилки.
Опытные и несерийные
ГАЗ-М-12 с кузовом «фаэтон» — в 1949 году были изготовлены два экспериментальных образца, но до серийного производства доведен не был ввиду трудностей с обеспечением требуемой жесткости открытого несущего кузова.
ГАЗ-М-12 «ЗиМ» в игровой и сувенирной индустрии
ГАЗ-М-12 «ЗиМ» на съемках фильма
Сегодня можно встретить множество масштабных моделей-копий ГАЗ-12, среди которых можно отметить ЗиМ от Херсон-Моделс (Украина) в масштабе 1:43, а также аналог от ИСТ-моделс (Китай). В рамках журнальной серии «Автолегенды СССР» , эту модель можно приобрести за доступную цену. С мая 2010 года в рамках проекта «Наш автопром» выпускаются модели «ЗиМ» в двух цветах черный и слоновая кость. Также ограниченным тиражом в Китае выпущена копия, выполненная в масштабе 1:12, превосходно имитирующая экстерьер, интерьер и техническую часть машины. Также 20 августа в рамках новой журнальной серии Автомобиль на службе вышла ГАЗ 12Б медицинская бежевого цвета.
Интересные факты
— Даже в период налаженного производства выпускалось максимально 6 автомобилей «ЗиМ» в день. Всего за десятилетний период с 1950—1960 годы было выпущено около 21 000 штук.
— Аллигаторный капот ГАЗ-М-12 благодаря особой конструкции петель открывался как налево, так и направо; его можно было даже просто снять.
— Машина могла трогаться с места на любой из имеющихся трех передач трансмиссии. Со временем в гидромуфте открывалась течь вследствие износа гофрированного медного уплотнения с графитовыми кольцами. Ремонт был весьма непростым делом — гофрированное уплотнение было в разряде большого дефицита.
Автовладелец Н. Фарафонов из Алма-Аты придумал эффективный метод устранения этого недостатка — вместо турбинного масла в гидромуфту закачивается смазочным шприцем 6,5 килограмма тугоплавкой смазки (Литол24) — узел надежно и долговечно работает даже при дефектном уплотнении. На работе гидромуфты это никак не отражается, разве что зимой несколько уменьшается плавность хода.
— Дизайну ГАЗ-М-12 уделялось в процессе разработки такое большое внимание, что Андрей Липгарт временно перенёс свое рабочее место в группу художников-конструкторов; надо заметить, что успех такого подхода был полным — даже сегодня стиль «ЗиМ»-а выглядит впечатляюще.
— Решетка радиатора ГАЗ-М-12 на первый взгляд выглядит аналогичной решетке «Кадиллаков» 1948 модельного года; на самом деле, она похожа лишь поверхностно, но имеет другую конструкцию и другие пропорции.
— Красный «гребень» на капоте ГАЗ-М-12 имел декоративную подсветку, которую включали ночью.
— Плавные обводы кузова давались нелегко, сопрягаемые поверхности на конвейере выравнивали легкосплавным припоем, а потом доводили шпаклевкой. По некоторым данным на каждый кузов расходовалось до 4 кг олова. Поэтому при ремонтных кузовных работах приходилось подставлять емкость для стекания расплавленного электросваркой олова.
— Некоторыми авторемонтными предприятиями в 60-х строились грузовые пикапы на базе ЗИМа, предположительно их грузоподъемность могла составлять до 750 кг и возможно больше. Кроме того в Риге в 1971 году был изготовлен катафалк путем превращения ЗИМа в пикап.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник