Атомная подводная лодка всплытие во льдах

Синхронное подводное плавание в Арктике

Сразу три АПЛ проекта «Борей» совершили самое эффектное всплытие в истории ВМФ

Понятно, что уже практически все видели эти впечатляющие воображение кадры Минобороны РФ — среди белого безмолвия Арктики, ломая толщу льдов, поднимаются три огромных монстра. В них не сразу можно узнать российские подводные крейсера типа «Борей» (АПЛ проекта 955 и 955А, по классификации НАТО SSBN «Borei») — корпус этих гигантов длиной в 170 и шириной в 13,5 метров полностью не виден, возвышается лишь рубка, но и она покрыта ледяными пластинами толщиной в полтора метра как у доисторического динозавра. Это, действительно, очень эффектное зрелище.

Как доложил президенту Владимиру Путину главком ВМФ России адмирал Николай Евменов, подобное всплытие в Арктике трёх российских АПЛ произошло впервые в истории Военно-морского флота. Оно произошло одномоментно, в радиусе 300 метров, проломив при этом лёд толщиной 1,5 метра. Это какая же нужна слаженность действий, профессиональная подготовка подводников помноженные на смелость и отвагу, чтобы провести такую операцию? Это ведь не синхронное плавание в бассейне, это Северный Ледовитый океан, а подводные атомоходы вовсе не хрупкие спортсменки. Но как они это сделали!

Не откажешь организаторам комплексной арктической экспедиции, которая стартовала 20 марта и проходит до сих пор, в рамках которой и было произведено всплытие «Бореев» во льдах. Она получила милое название «Умка-2021». Можно предположить, что идея принадлежит Сергею Шойгу — экспедиция проходит под эгидой Минобороны РФ и Русского географического общества (РГО), которые он возглавляет и мог приложить руку к такому названию на правах руководителя. К слову, когда одноименный мультфильм «Умка» был создан на «Мосфильме» в 1969 году, школьнику Серёже Шойгу было тогда 14 лет и трогательная история про дружбу белого медвежонка и мальчика на Крайнем Севере могла будущему министру обороны и председателю РГО запасть в душу. Ну и враги вряд ли сейчас могли заранее раскрыть замысел «Умки-2021».

Читайте также:  Что такое бой зиму

Впрочем, нынешняя арктическая экспедиция не ограничилась лишь всплытием во льдах Арктики трёх атомных подводных лодок. Один из них попутно провёл практическую торпедную стрельбу из-подо льда с последующим приледлением торпеды, обнаружением её техническими средствами и подъёмом на поверхность. Также в ходе этих учений впервые в истории ВМФ два истребителя МиГ-31 (носители гиперзвуковых ракет «Кинжал») совершили полёт в приполярном районе с дозаправкой в воздухе, при этом они дважды прошли над географической точкой Северного полюса.

Учения проводились не только в море и воздухе, но и на суше. Тактические учения подразделения арктической мотострелковой бригады прошли на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земли Франца-Иосифа) и в прилегающей к нему акватории, покрытой льдом. Прошли они в сложных метеоусловиях (при температуре минус 35 градусов) с отрывом от основных баз на незнакомой местности. Всего в нынешнем «северном походе» было задействовано более 600 военнослужащих и гражданских участников, а также около 200 образцов вооружения, военной и специальной техники. Заметим, что учения тире экспедиция ещё продолжаются. По словам адмирала Евменова, Военно-морской флот и в будущем продолжит проводить комплексные арктические экспедиции, причём основным критерием для их организации будет освоение новых, неизведанных районов.

Понятно, что это такой «сигнальчик» от Путина, устами Главкома ВМФ Соединенным Штатам, которые не скрывают своих претензий на Арктику. И здесь всплытие трёх АПЛ вблизи Северного полюса да ещё с практической торпедной стрельбой из подо льда «посильнее Фауста будет». И если арктические учения для Вооруженных сил России стали уже привычным делом, то вот нынешний манёвр «Бореев», на вооружении которых стоят ракеты «Булава» с дальностью поражения свыше 9 тысяч километров, США понервничать Вашингтон заставит изрядно.

Читайте также:  Можно ли покупать земельный участок зимой

Как-то американский портал We Are The Mighty («Мы — могущественные») смоделировал ситуацию с одной только российской субмариной К-535 «Юрий Долгорукий» (проект 955), которая, даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк. Эксперты даже высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров (если точно — 9 300 000), местом которой оказался Мексиканский залив. Оттуда «Борей» сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США. Отмечается, что каждая из баллистических ракет несёт по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок достигли бы не одного десятка американских городов и военных объектов, а их суммарная мощность более чем в 9 тысяч килотонн уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки.

«Хищник медленно поднимается из глубин Мексиканского залива, как Годзилла, но ещё более разрушительный и смертоносный», — стращал американцев милитари-портал. Очень напоминает историю с радиопостановкой в 1938 году накануне Хэллоуина на основе фантастического произведения Герберта Уэллса «Война миров», вогнавшей в страх многих американцев и канадцев, и спровоцировавшей массовую панику. А ведь всего-то был радиоспектакль с цитатами из романа о высадке инопланетян и «свидетельствами очевидцев».

И вот теперь сразу три «хищника» поднимаются из-подо льдов Арктики… Здесь поводов для опасений в три раза больше. Тем более, что появляются они совершенно незаметно и неожиданно. Незаметность российских АПЛ, проекта «Борей» в том числе, заключается в том, что российские экипажи всплытие во льдах осуществляют практически самостоятельно. В отличии от субмарин ВМС США, которые задействуют вертолёты для разведки, готовят площадку для всплытия, а это демаскировка и возможность нанесения превентивного удара ещё до всплытия.

Какой именно была троица «Бореев», проломившая льды Северного Ледовитого океана, Минобороны не уточняет. Впрочем, можно примерно догадаться, что это именно были за лодки. Из действующих их в составе ВМФ РФ пока четыре. Помимо упомянутого стратегического подводного ракетоносца К-535 «Юрий Долгорукий», на Северном флоте с 2020 года стоит на вооружении подлодка К-549 «Князь Владимир» (проект 955А). Тихоокеанский флот представлен атомоходами К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах» (обе проекта 955). Ещё одна, «Князь Олег» (пр. 955А) должна войти в состав ТОФ в 2021 году (ещё три строятся и две готовятся к закладке — к 2027 году «Бореев» в составе ВМФ будет десять). То есть вычислить нынешних «полярниц» можно, но, собственно, какая разница — задачу свою они выполнили, продемонстрировав отличный боевой потенциал.

Преимущество в Арктике — ключевое слово. Оно не подразумевает агрессии и желания доминировать, а уж тем более нападать. Это в высшей степени элемент сдерживания, который позволяет сейчас России проводить собственную независимую политику во всем мире. И наш подводный флот, такой невидимый на глубине, стал именно тем весомым аргументом, который позволяет не просто обезопасить страну, но и чувствовать себя равноправным партнером, в том числе и с такой непредсказуемой страной, как США. Как говорится, крыть наши «Бореи» вам нечем.

Источник

Как атомные подлодки «рубят» лед в Арктике: рассказываю и показываю

Вот уже более полувека ВМС США проводят в Арктике учения Ice Exercise (ICEX) , что означает «Ледовое учение» или «Учение во льдах» .

Официально считается, что первый раз они прошли в 1958 году, но в более широком плане ВМС ведут отсчет «арктическим операциям» с 1947 года.

«ICEX 2020 дает подводным силам возможность продемонстрировать боевую и тактическую готовность для осуществления продолжительных операций в Арктике», – подчеркивает командующий подводными силами ВМС США вице-адмирал Дэрил Кодл .

Одним из ключевых элементов учений ICEX всегда выступает всплытие во льдах атомных подлодок — иногда даже групповое. Задача эта не из легких, но зато эффектные кадры такого «действа» американские военные пиарщики с удовольствием используют для поднятия престижа ВМС США.

Вот так процесс всплытия во льдах выглядит изнутри субмарины:

А вот так его могут увидеть те, кто находится снаружи — на льду и в воздухе. Причем обратите внимание на кадры с воздуха: американские подводники все же несколько промахнулись — всплыли чуть в стороне от назначенном им точки, которая обозначена на снежном покрове ледяного поля. Что ж, с каждым бывает.

Впрочем, как показывает история, суровая реальность войны зачастую не имеет ничего общего с элементами военно-морского пиара. Но, согласитесь, на видео и фото все выглядит красиво.

На представленных видео запечатлено всплытие во льдах американской многоцелевой подводной лодки «Хартфорд» (USS Hartford, SSN-768) типа «Лос-Анджелес» (видео с официального аккаунта ВМС США на Youtube).

Более подробно о действиях американского флота в Арктике, в том числе и об учениях ICEX, я расскажу в последующих публикациях.

Источник

Топ-5 самых известных атомных подлодок «Севмаша», которые всплывали во льдах Арктики

В пресс-службе северодвинской судоверфи «Севмаш» ТАСС рассказали, как толстые арктические льды в разные годы разламывали атомоходы — предшественники современных героев-подводников

Впервые в истории российского Военно-морского флота (ВМФ) три атомные подводные лодки (АПЛ) выполнили одновременное всплытие из-подо льда в ограниченном районе радиусом 300 м. Также впервые в истории российского флота была выполнена практическая торпедная стрельба атомной подлодки из-подо льда с последующим оборудованием полыньи в точке всплытия торпеды и ее подъем на поверхность. Это состоялось в ходе арктической экспедиции «Умка-​​​​2021» при участии Русского географического общества. Об этом 26 марта доложил президенту РФ Владимиру Путину главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов.

Как подчеркнул глава государства, нынешние комплексные учения в Арктике продемонстрировали способность российского флота действовать в суровых северных широтах, а арктическая экспедиция не имеет аналогов как в истории советского периода, так и в современной истории Российской Федерации. Проведение подобных экспедиций ВМФ будет продолжено и в дальнейшем.

В соответствии с опубликованной Минобороны РФ на YouTube видеозаписью во всплытии принимали участие, предположительно, подлодки проекта 667БДРМ и проекта 955 «Борей», построенные на крупнейшей отечественной верфи «Севмаш» (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

Именно здесь было построено больше половины всего атомного флота Советского Союза и России. «В освоении ряда направлений строительства атомоходов мы были первопроходцами. Родина первой отечественной атомной подлодки, «Севмаш» и по сей день не имеет конкурентов в этой области среди российских предприятий. Здесь создана сильная кораблестроительная школа, которая позволяет нам решать такие задачи, которые не под силу ни одной верфи Росси, — рассказывал в одном из интервью ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

1. Первая отечественная АПЛ «Ленинский комсомол» (К-3)

17 июля 1962 года подлодка проекта 627 «Ленинский комсомол», построенная на Севмаше в 1958 году, под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.

«Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием, — рассказывал Жильцов о походе. — Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: «Есть полюс!» И в ответ во всех отсеках раздалось дружное «Ура!». На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями».

За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2-го ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героя Советского Союза. А весь личный состав атомохода — государственных наград.

2. «Последователь» первой АПЛ — корабль проекта 627А К-181

В период с 25 сентября по 4 октября 1963 года атомоход проекта 627А, построенный в 1962-м, совершил арктический поход в район Северного полюса. 29 сентября 1963 года в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку. Корабль проплыл подо льдом более тысячи миль.

29 сентября 1963 года эхоледомеры показали, что непосредственно в районе Северного полюса имеется полынья достаточных размеров (толщина льда в 40 см не предоставляла для подлодки никаких проблем — прим. ТАСС). В 6 часов 51 минуту она произвела всплытие в полынье, в непосредственной близости от полюса. На льду на специально установленной мачте были подняты государственный и Военно-морской флаги. Экипажу разрешили сойти на лед, где состоялся митинг.

3. «Верхотурье» на Северном полюсе

К-51 «Верхотурье» первой в линейке атомоходов проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин») в ходе арктического похода осуществила всплытие на Северном полюсе. Это произошло в сентябре 1987 года. После всплытия экипаж субмарины выполнил пуск двух баллистических ракет из надводного положения на минимальную дальность по полигону Чижа на мысе Канин Нос (Архангельская область).

«Верхотурье» была построена на Севмаше в 1984 году. Такие лодки имеют длину 167 и ширину 12 м, водоизмещение около 18 тыс. тонн. Максимальная глубина погружения — 400 м, крейсерская скорость под водой — до 24 узлов (около 44,5 км/ч), экипаж — 140 человек. На их вооружении — 16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Синева». Всего с 1984 по 1990 год было построено семь крейсеров этого типа. В настоящий момент в составе флота находится шесть таких лодок.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Верхотурье», 2013 год

Источник изображения: © Лев Федосеев/ТАСС

4. «Дмитрий Донской» ставил эксперименты в Арктике

Атомные подводные лодки проекта 941. В Советском Союзе их называли «Акулами» (по классификации НАТО — «Тайфун», проектант — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»): «Дмитрий Донской», ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, «Архангельск» и «Северсталь». Они занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подводные лодки в мире. По уникальности технических решений проект 941 остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.

По данным пресс-службы Севмаша, сконструированы и построены так, чтобы могли выполнять задачи во льдах Арктики — рубка имеет ледовые подкрепления, облегчающие всплытие.

«Дмитрий Донской» в 1983 и 1985 годах выполняла задачу на Северном полюсе: испытать воздействие льда на корпус корабля при всплытии.

«Наша атомная подводная лодка первый раз пошла в Арктику в 1983 году, чтобы определить свои возможности во льдах и произвести стрельбу, — вспоминал ветеран-подводник Валерий Кисеев (в то время — командир БЧ-5 «Дмитрий Донской»). — На Севмаше перед походом крышу рубки укрепляли специальными подкреплениями. На Северном полюсе, используя приборы, искали лед двухметровой толщины для всплытия крейсера. «Дмитрий Донской» успешно проламывая лед, несколько раз всплывал в разных районах. Снизу лед мягкий, как тесто, верхняя часть плотная. При всплытии на крышке находилась льдина весом 30-50 тонн. В течение 5-7 минут группа подводников ее раскалывала и сбрасывала. После всплытия производили стрельбу ракетами».

Валерий Кисеев, ветеран-подводник

5. «Северсталь» всплыла во льдах и отстрелялась

Еще одна подлодка проекта 941 — АПЛ «Северсталь» постройки 1989 года — в ноябре 1996-го совершила поход на Северный полюс, успешно всплыла во льдах и произвела учебный пуск МБР.

Лодка этого проекта способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метров, но на ход управления это не никак влияет, ведь лодка имеет легкий (внешний) и прочный (внутренний) корпуса. «На корабле есть специальные приборы, которые измеряют толщину льда. Мы ищем полынью, сначала носом поднимается лодка, потом уже рубка. Сверху легкий корпус имеет резиновое покрытие, предназначенное для улучшения скрытности», — рассказывал в интервью ТАСС механик «Северстали» Дмитрий Краснов, который начинал свою службу на «Дмитрии Донском».

По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего — 58).

Кстати, до сих пор на корпусе этой лодки, которая находится у причала Беломорской военно-морской базы Северного флота, видна вмятина. По воспоминаниям Богачева, этот инцидент произошел в 1995 году при всплытии корабля за несколько дней до залпа.

АПЛ «Северсталь», 2002 год

Источник изображения: © Илья Курганов/ТАСС

«Было очень сильное течение, мы нашли полынью. Причем, по данным навигационного комплекса, точность всплытия была великолепной, то есть именно в географической точке, — рассказывал он. — Начали всплывать — полынья уходит. Попытались подогнать лодку под полынью, никак не получается, полынья быстрее. Три с половиной часа гонялись, но в конце концов всплыли все-таки. Но как оказалось, на глубине примерно 40 метров лодку течением развернуло, и она не вдоль полыньи встала, а поперек. Корма подо льдом оказалась, и льдина большая разломилась пополам. Часть, которая попала на корпус, ударила и сделала вмятину на правом борту».

«У подводников надежда только на себя и свой крейсер»

В ходе прошедшей арктической экспедиции «Умка-2021» экипажи атомных субмарин в очередной раз доказали, что льды Северного Ледовитого океана — идеальная маскировка для таких подводных кораблей. Они становятся практически неуязвимыми для вероятного противника. Проломил корпусом лед, произвел пуск ракеты и скрылся.

Как рассказывал в интервью ТАСС экс-командир атомного подводного ракетного крейсера «Александр Невский» (проект 955 «Борей») капитан 1-го ранга Василий Танковид, процесс всплытия российской подлодки во льдах значительно отличается по сравнению с американцами. «Мы выполняем эти маневры самостоятельно при обеспечении определенных сил. А у них сейчас в основном идет так: перед всплытием прилетает вертолет, на месте делает оценку обстановки, толщины льда и все остальное, потом устанавливает приводящие системы, которые непосредственно обеспечивают точность всплытия. Там готовится площадка для всплытия», — говорил он.

Танковид отмечал, что «у нас все строится на основании прогнозов и оценки ледовой обстановки, накопленного опыта подледного плавания». Все остальное лежит на плечах экипажа, который постоянно ведет ледовую разведку, анализ, оценку и контроль ледовой обстановки. «У нас нет помощников. У подводников надежда только на себя и свой крейсер — мы сами себя обеспечиваем», — особо подчеркивал экс-командир «Борея».

Источник

Оцените статью